Библейский зоопарк: мышки и белочки

Как много в детских сказках историй про маленьких мышек и веселых белочек. Они смышленые и добрые, часто приходят людям на помощь. Встречаются они и в Библии, хотя в Книге книг их образ не столь прекрасен.

Мыши упоминаются в Священном Писании примерно десять раз. Библейский бытописатель использует слово «ахбар» (רבכע), за которым скрываются мелкие грызуны, а также белки, населяющие земли Израиля. В первую очередь стоит отметить, что животные эти – нечистые, т.е. употреблять их в пищу нельзя, как и нельзя использовать их шкурки для производства одежды. В то время многие древние народы не только поедали мясо мелких грызунов, но и приносили их тушки в жертву богам. Даже в более поздних исторических документах мы находим упоминание об использовании мышей на пользу человека. Римляне, любившие посмеяться над обычаями других народов, язвительно отмечают, что гунны шьют одежду из мышинок шкурок. При этом забывается, что даже римские императоры не брезговали мясом грызунов. Сохранились сведения о том, что при императорском дворце в клетках содержались мышки семейства соневых. Скорее всего, речь идет об Орешниковой соне (Muscardinus avellanarius), маленьком зверьке, всего 20 см в длину, напоминающем белку. Орешниковая соня живет по всей Южной Европе, кроме Испании. Римляне откармливали их орехами до тех пор, пока зверек не становился похож на шарик, а затем готовили из них различные лакомства к императорскому столу. В какой-то момент мышиное мясо стало столь популярно, что мышек-сонь специально разводили и откармливали, чтобы отправить римским воинам в Бретань.

Впрочем, мышиным мясом питались не только римляне. До сих пор, например, в Таиланде можно попробовать этот «деликатес». Мало того, история из популярного мультфильма «Рататуй» имеет под собой вполне себе исторические корни. После Второй Мировой войны в Лондоне появилась некая французская чета, открывшая ресторан, в котором подавались блюда из мышатины. Они рассказали свою печальную историю на страницах одной из популярных лондонских газет. Обратиться к старым семейным рецептам их заставили лишения войны. Тогда-то глава семьи и извлек с пыльной полки старинный фолиант, написанный на старофранцузском языке, в котором и были рецепты «деликатесов из мяса, которое бегало практически под ногами у жителей осажденного замка». Впрочем, рецепт этот был безвозвратно утерян после смерти владельцев ресторана.

Но вернемся к Библии. Мыши упоминаются не только как нечистые животные. Интересна история с филистимлянами, завладевшими Ковчегом Завета. На них обрушились страшные бедствия. В том числе их запасы поразили мыши. Скорее всего, эта «казнь» филистимская произошла не без деятельного участия евреев. Во многих источниках древности встречается интересное наблюдение относительно использование мышей в боевых действиях. Упоминание о них мы находим, например, в «Батрахомиомахии» («Война лягушек и мышей»), произведении, датируемом V-I вв. до н.э. «Грозного не избежишь ты возмездья от рати мышиной»,- пишет автор этого произведения, парадирующего Гомера. Главной задачей мышиной рати, выловленной в полях, было уничтожение продовольственных запасов неприятеля.

Здесь стоит сделать еще одно отступление, чтобы рассказать исторический анекдот, связанный с событиями Великой Отечественной войны. Существует легенда о том, что находившиеся в эвакуации педагоги Циркового училища надрессировали мышей перегрызать проводку танков. Этих мышей перебросили под Сталинград, где они успешно справились с поставленной боевой задачей, выведя из строя на несколько дней немецкую боевую технику. Так генерал-майор Фридрих Вильгельм фон Меллетин писал: «Несколько дней спустя я узнал от полковника фон Оппельна из 13-й танковой дивизии, что его танковый полк не смог своевременно выступить из-за того, что мыши перегрызли провода наружного освещения на танках».

Библейские филистимляне тоже столкнулись с таким неожиданным бедствием, как нашествие мышей. Скорее всего, это были Microtus syriacus, общественные полевки, которые в изобилие водятся в этих краях. Они совсем маленькие. Длина тела вместе с хвостом едва достигает 15 см. Питаются такие мышки в основном злаковыми и прячутся в высокой траве. Чтобы избавиться от мышей, филистимляне решили отлить их фигурки в золоте и принести в жертву еврейскому Богу. «Филистимляне спросили: „Какую жертву должны мы принести Богу Израиля, чтобы Он простил нас?» Священники и прорицатели ответили: „Здесь пять филистимских правителей (по одному на каждый город), и у вас, и у правителей ваших были одинаковые несчастья, поэтому вы должны сделать пять золотых наростов и пять золотых мышей. Итак, сделайте изваяния наростов ваших и изваяния мышей, опустошающих вашу землю, и отдайте это золото Богу Израиля. Может быть, Он перестанет наказывать вас, богов ваших и землю вашу» (1 Цар 6,4-5). После того, как филистимляне вернули евреям Ковчег Завета вместе с золотыми изображениями, мыши перестали им досаждать. Некоторые исследователи предполагают, что в этом тексте есть указание на культ, существовавший у филистимлян. Ночное божество, которому приносили в жертву мышей. Не зря же в иудаизме мышь становится символом лицемерия и лживости. С одной стороны, она выглядит безобидной. А с другой, приносит немалый урон.

Гематрия, т.е. числовое значение, слова «мышь» на иврите также неоднозначно. Во-первых, гематрия зеркальна: 292. Число 200 означает грешника, не ищущего раскаяния. 90 – это, напротив, праведник. А 2 скрывает за собой понятия «дом» и «мудрость», в смысле понимания всего, что происходит. Так что у мышки всегда есть выбор: грех или праведность. Она знает обо всем, что происходит в доме, но предпочитает уничтожать хозяйские запасы. Кстати, зерно, к которому притронулись мыши, также становится нечистым. Видимо, поэтому мышь и стала символом лицемерия: живет в доме, кажется тихой, никому не мешает и в тоже время причиняет ущерб.

В Израиле живут также мышки-песчанки (Gerbillinae). Они чуть побольше полёвок, длина тела достигает 20 см. Плюс длинный хвост, который может быть практически такой же, как тело мышки. Они живут обычно небольшими колониями, строят норки, питаются семенами. И, подобно тушканчикам, встают на задние лапки.

Водятся в этих местах и иглистые мышки (Acomys cilicicus). Они совсем малютки, едва 12 см. Их отличает заостренная мордочка и серая шерстка. Эти мышки строят норки и, в отличие от своих собратьев, наряду с семенами с удовольствием едят гусениц и червяков.

И в заключение стоит сказать несколько слов о белках, обитающих на территории Святой Земли. Персидская белка, Sciurus anomalus, была для древних евреев самым обычным грызуном, таким же, как мыши. Свое латинское название, которое хочется перевести как «ненормальная белка», она получила потому, что у нее нет малого подкоренного зуба, свойственного для большинства ее сородичей. Кстати, эта белка обитает и у нас, на Кавказе. Второе ее название – кавказская белка.

Анна Гольдина

Изображение: www.quirkbooks.com