Славные тайны Розария: победа добра над злом вопреки всему

Чтение Розария завершается Славными тайнами (Mysteria Gloriosa). Из их названия понятно, что они знаменуют собой Господню славу и напоминают о том, что Господь всем нам уготовал пребывать в блаженстве этой славы и уже сейчас дает нам ее предвкушать, ожидая и принимая нас, какими бы мы ни были. Жизнь побеждает, смерть подвластна Христу, свет рассеивает тьму. И происходит это вопреки всем нашим человеческим ожиданиям, вопреки нашему жизненному опыту, вопреки человеческому здравому смыслу.

Познакомиться с этими тайнами поближе предлагает Лариса Беляева.

  1. Воскресение Христово

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», — поется в пасхальном тропаре византийского обряда. Сбылось обещанное Богом. «Днесь смыты Кровию Христовой все преступления земли», — гласит нам пасхальное песнопение уже латинского обряда.

Господь в милосердии Своем искупает грехи всех нас и Адама с праотцами изводит из ада.

Если сравнить византийское и латинское богослужение, то в первом напоминание об этом звучит каждое воскресенье («Клятва потребися, Адам воззвася, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом», а также многочисленные стихиры и тропари соответствующего гласа недели). Четче выражено, что каждое воскресенье – малая Пасха (например, песнопение «Воскресение Христово видевше» звучит на каждой воскресной утрене).

Латинский обряд особым образом напоминает нам об изведении из ада и победе над смертью для всех нас в Великую Субботу и, собственно, в само Светлое Христово Воскресение.

В Великую Субботу об этом нам говорит та самая древняя проповедь, которая читается в Часе Чтений: «Ради тебя и всех потомков твоих говорю ныне и властию Моею повелеваю всем узникам: выйдете; и погруженным во тьму: просветитесь; и спящим: восстаньте».

В день самой Пасхи практически все литургические тексты знаменуют эту Победу Христа: «Смерть стала достояньем смерти», «Христос воскрес – нам жизнь дана», «И в преисподней скованным, ослабленным и страждущим, то, что воскрес Господь наш славный, сияя, ангел возвестил».

И византийский, и латинский обряд едины в ликовании в этот светлый день («Радуйтесь друг другу, ведь Христос воскрес», «Радостию друг друга обымем»). Христос воскрес для всех нас и освободил всех нас.

Воскрес вопреки здравому смыслу, ведь ни до Него, ни после Него подобных вещей не происходило. Иисус воскрешал мертвых, тем самым предваряя Свое и наше грядущее Воскресение («Общее Воскресение прежде Своей Страсти уверяя», — поется в тропаре Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения в византийском обряде). Воскрешали Его ученики и последователи. У людей того времени уже был опыт реанимации пострадавших, например, утопленников, фактически – спасения их от смерти. Но все эти люди потом умирали, а Он первый воскрес окончательно, навсегда. Именно поэтому невозможно однозначно подтвердить подлинность Туринской Плащаницы, ведь для подтверждения нужно чье-либо подобное Воскресение.

Воскрес вопреки тому, что люди долго не верили в Его Воскресение, хотя Христос и неоднократно говорил об этом Своим ученикам. Разве что Пречистая Матерь Его верила сразу и безусловно, Она при жизни Его «слагала слова Его в сердце Своем». Иосиф Аримафейский и Никодим отдавали последние почести усопшему, погребая Христа. Женщины, пришедшие рано утром помазать ароматами Тело Иисуса, делали то же самое. Мария Магдалина сидела у гроба и плакала, скорбя по Учителю, и уверовала, только увидев Его. Апостол Петр, прибежавший посмотреть пустой гроб, «удивился», но не сказано, что он уверовал. Так же, вероятно, и другой ученик, прибежавший быстрее Петра. Ученики, шедшие в Эммаус и встретившие Христа, узнали Его только в преломлении хлеба, хотя и «горело в них сердце», когда они шли по дороге и беседовали.

Так и мы стремимся к Богу, свету и добру, ведь душа каждого из нас по природе христианка, жаждем Бога, но безусловного доверия у нас нет, из-за слабостей и несовершенства нашего. Хоть Христос уже и «победил мир».

Каждая Славная Тайна – это еще и радостное ожидание. Празднуя Воскресение Христово, мы уже знаем, что Он должен будет вознестись во Славе на небо. Сам Христос предупреждает об этом учеников еще на Тайной Вечере: «Я иду к Отцу… да прославится Отец в Сыне». В этом ожидании – и наша чисто человеческая печаль расставания, и радость Торжества Бога, Торжества Славы и Любви Господней, побеждающей все злое.

  1. Вознесение Господне

На сороковой день после Своего Воскресения Иисус вывел Своих учеников из города, заповедал им не отлучаться из Иерусалима, ожидая обещанного им Утешителя, чтобы потом стать свидетелями Христа «даже до края земли». После этого «облако взяло Его из вида их», «и так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога». А ученики Его пошли с великой радостью в Иерусалим исполнять Его волю. Иисус Христос отныне и вовек царствует в Небесах вместе с Отцом. На небе воссияла и восторжествовала Господня Слава.

Вознесение Господне из всех Славных Тайн более всего выражает радостное ожидание. Христос одесную Отца знаменует ожидание Торжества Бога и на земле, уже Его второе пришествие и общую победу над смертью для всех людей. Все были, есть и будут в ожидании: и Господь, и ученики Его, и все мы тоже ожидаем.

Ученики после Вознесения Господня «единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его». Дух Утешитель еще не пришел, ученики еще не могут проповедовать, еще не могут идти и научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», поскольку сами еще не крещены Духом. Они в терпеливом ожидании, когда это произойдет, ведь Сам Господь сказал им: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Церковь Христова вот-вот родится на земле, и все замерли в ожидании. Ожидать, не зная, когда это сбудется, ожидать столь желанного – это великий подвиг веры.

Как нам тяжело бывает ожидать, когда же осуществятся наши величайшие чаяния и надежды. По примеру учеников Христовых возложим наши упования на Господа, в чьем имени помощь наша, как нам напоминает псалмопевец. Будем помнить о том, что Христос придет и освободит нас от тьмы, зла и греха.

  1. Сошествие Святого Духа

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Так Книга деяний святых апостолов описывает Сошествие Святого Духа, день рождения Церкви Христовой.

После этого многие уверовали во Христа и приняли Святого Духа. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели все общее… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».

Вот она, единая, вселенская (всех принимали, кто хотел креститься во Христа) и апостольская Церковь. Сотворенная руками человеческими и с помощью благодати Святого Духа, ведь, как поется в секвенции Ему, «без веленья Твоего нет благой нам помощи, нет от зла защиты нам».

Единая и в то же время – страдающая от раздоров и разделений, как внешних, так и внутренних. Вселенская, то есть призванная свидетельствовать о всеобщей открытости, что «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Бог Отец создал всех нас, какими разными мы бы ни были; Бог Сын Единородный умер и воскрес ради нас всех; и Дух Святой приходит, чтобы быть Утешителем, Учителем и Вдохновителем для нас всех. Апостольская, потому что Христос основал ее через своих учеников-апостолов. С тех пор прошло много времени.

Вспомним основы нашей веры, что такое Церковь Христова. Это либо «собрание всех верных, которые были, есть и будут». Либо «великое таинство Божественного общения, собирающее воедино рассеянных по лицу земли детей Божиих». И плод Духа в Литургии – это общение со Святой Троицей и нераздельное и братское общение. Это значит, что дух ранней Церкви жив и реален даже сейчас. Дух Святой помогает Христу продолжить Его дело на земле.

Церковь наша древняя, накопившая сокровища духовной мудрости и знания. Но и вечно юная, ведь Дух Святой постоянно обновляет ее. Прекрасная и непогрешимая, потому что она – Дело Божие. И несовершенная, как любое дело рук человеческих.

В латинском обряде в Торжество Сошествия Святого Духа полагаются красные облачения. Это напоминание о языках огненных, как о дарах Святого Духа (премудрость, разум, совет, крепость (мужество), вėдение, благочестие и страх Божий). И о пламенной Любви Божией к нам. Через неделю после этого празднуется день Святой Троицы.

В византийском обряде вначале празднуется Рождение Церкви и Сошествие Святого Духа под названием день Святой Троицы, а на следующий день особым образом чтится Третья Ипостась Троицы – Дух Святой. Праздник зеленый, что символизирует общее обновление и рождение Церкви новой, новозаветной.

Единство Церкви проистекает из единства Святой Троицы, как об этом сказано в Евангелии от Иоанна: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня». Будем же едины в этом праздновании, «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», как призывает нас литургическая молитва византийского обряда.

Сошествие Святого Духа – тоже радостное ожидание, ожидание второго пришествия Христа, Его окончательной победы в этом мире, утверждение Его Славы. Будем же, по Его завету, бодрствовать в этом ожидании.

  1. Успение Пресвятой Девы Марии

Пречистая Дева, без греха первородного зачатая, по завершении земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу. «По Рождестве Дева и по смерти жива», — гласит задостойник Праздника Успения византийского обряда.

Она была возвеличена Господом как Царица, чтобы полнее уподобиться Своему Сыну Иисусу Христу. Мы часто обращаемся к Ней в молитвах «Царица Небесная», «Царица Преблагая», «Царица неба и земли». В латинском обряде практически все богородичные антифоны называют Ее «Царицей» (Regina).

Если сравнить богослужения византийского и латинского обрядов, то в первом из них в настоящее время часто используется последование, являющееся «калькой» с Великой Субботы: вынос и погребение Плащаницы, литургические тексты практически все списаны с погребения Христа. Во главе угла – смерть и скорбь, и только потом – величание Небесной Славы Богородицы с надеждой и нам когда-нибудь удостоиться этой Славы.

В латинском обряде, наоборот, во главе угла – Слава и Торжество Богородицы, победа через Иисуса Христа над смертью и тлением («Мария взята на небо; радуются ангелы, восхваляя, благословляют Господа»). Антифон вечерни «Благословил Тебя Бог, Мария; через Тебя обрели мы плод жизни» — это упование, что и мы причислены будем к вечному блаженству, то, о чем напоминает нам каждая Евхаристическая литургия, когда мы готовимся соединиться со Христом в Святом Причастии.

Святая Мария, пусть и без греха первородного зачатая, — обычная земная женщина, такая же, как и мы все, не побоявшаяся сказать Богу «да» несмотря на все трудности и испытания. Образец доверия и верности Богу, не оставлявшая Сына Своего в Его Жизни, Страстях, Смерти и по Воскресении. С апостолами ожидавшая Святого Духа и участвовавшая в созидании Церкви. Неслучайно Ее называют «Царицей Апостолов» и «Матерью Церкви». Больше всех нас уподобившаяся Сыну Своему и Богу нашему. И первая из нас удостоившаяся Небесной Славы, взятая на небо.

Будем же и мы стараться, подобно Деве Марии, подражать Христу в Его Любви и милосердии, радостно ожидая и нам стать причастниками Жизни Вечной.

  1. Увенчание Девы Марии Небесной Славой

Когда мы читаем эту Славную Тайну, как правило, в качестве размышления нам предлагается отрывок из «Откровения»: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Плод Тайны – венец славы детей Божиих.

Это то, о чем и говорит нам книга «Откровения»: «Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен обвинитель братьев наших, обвинявший их перед Богом нашим день и ночь. Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них!»

Тревожное, торжественное, но при этом и радостное ожидание окончательной и безусловной победы добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Сбудется то, что обещал Бог, когда изгнал Адама и Еву из Рая: «Семя Жены сотрет главу змия»; о чем говорили ветхозаветные пророки: «придет Примиритель и Покорность народов»; чему учил Христос, проповедуя Царствие Божие и преломляя Хлеб на Тайной Вечере, тем самым возвещая упразднение смерти, ради чего Он затем страдал, умер и воскрес. То, что предварялось Его восседанием одесную Отца, рождением Церкви Его на земле и взятием на небо Его Пречистой Матери. Освобождение нас всех от страхов, страстей и грехов, обновление и возрождение к жизни вечной и новой. Вопреки всем нашим слабостям, ошибкам и злым делам.

В латинском обряде эти чаяния и ожидания отчетливо звучат во второй половине Адвента, когда мы вспоминаем о втором пришествии Христа: «Мы уверены, что в день последний Ты вернешься со славой и силой наградить жизнью вечною верных».

И требуется от нас, на самом деле, немного. «Любящий Господа вновь оживет», — говорит нам одно заупокойное песнопение латинского обряда. То, чему учил нас Иисус Христос, те самые две триединые заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердце твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя», на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Признать свою немощь и слабость, довериться Богу с чистым сердцем и быть милосердными и добрыми к себе и окружающим.

В вере, смирении, молитве и любви будем ожидать славы грядущей жизни и общего Воскресения.

Таков путь нашей духовной жизни во Славе Господней. Пасхой Христовой, Его Жертвой и Воскресением мы возрождены и искуплены от греха и смерти. Вознесение Господне предваряет Торжество Божией Славы на земле. Сошествие Святого Духа дает нам надежду дождаться этого Торжества. Успение Богородицы – это пример боговдохновенной жизни, чтобы удостоиться единения с Богом на земле и небе. Увенчание Девы Марии Небесной Славой обещает нам Жизнь Вечную.

Услышим же голос Христа: «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною». Не дверь истории, а дверь человеческого сердца. Не голос мировой грозы и бури, а тихий голос странника.

Странник – это Христос, Который приходит к каждому. Он несет мужество, добро, свет, твердость, веру, надежду и любовь, которая превыше всего.

И тогда кончится наша неудовлетворенность, тогда перед нами откроются бесконечные горизонты. Для этого нужно открыть дверь и впустить Иисуса Христа, впустить правду, истину, добро, впустить Агнца Божьего, который стучится в мир.

Последний штрих Библии завершается надеждой и светом. Не пустыми надеждами, не бессмысленными обещаниями и не историческими иллюзиями, а смелым взглядом на всю тьму, что есть в мире, и благовествованием о том, что зло будет побеждено. В этом и есть суть нашей христианской веры.

Ей, гряди, Господи Иисусе!