Начало пути: о чём говорят первые зарубежные поездки Римских Пап

В 1964 году Папа Павел VI положил начало апостольским поездкам на самолете: он отправился в Святую Землю — более значимого выбора и представить себе нельзя. С тех пор первое путешествие каждого нового епископа Рима воспринимается почти как символ всего Понтификата. Чтобы каждый сам решил, насколько справедлив такой взгляд, вспомним первые зарубежные поездки последних Пап.

1964: поездка Павла VI на Святую Землю

В то время как Иоанн XXIII совершил две поездки на поезде в Ассизи и Лорето, Павел VI стал первым Папой, который совершил полет на самолете к месту, имеющему огромное символическое значение: Святой Земле.

Начав обдумывать эту поездку вскоре после своего избрания в июне 1963 года, Павел VI в своих личных записях отмечал, что хотел бы, чтобы это «паломничество было очень быстрым, носило характер простоты, благочестия, покаяния и милосердия».

В действительности, когда 4 декабря 1963 года он официально объявил о своей поездке перед Отцами Собора, которые только что завершили вторую сессию II Ватиканского собора, он открыл новую главу в деятельности Папы на мировой арене.

Месяц спустя, когда Святейший Отец прилетел на Святую Землю на три дня, с 4 по 6 января 1964 года, он, вопреки своим намерениям, оказался в центре огромного международного внимания. Путешествие началось с посещения святых мест, тогда находившихся на территории Иордании: Аммана, реки Иордан, Вифании, Гроба Господня, Гефсимании. Таким образом, король Хусейн ибн Талал стал первым мировым лидером, принявшим Папу Римского в эпоху СМИ, предвещавшую глобализацию.

Вторая часть путешествия оказалась сложнее, поскольку Святой Престол еще официально не признал Государство Израиль; отношения были установлены лишь спустя почти 30 лет, в декабре 1993 года. Этапы визита Павла VI по библейским местам на территории Израиля (Назарет, Кана, Табха, Капернаум, гора Блаженств, гора Фавор, Вифлеем) проходили в определенной напряженности, поскольку силы безопасности были перегружены неожиданным наплывом людей.

На встрече с президентом Израиля Залманом Шазаром Павел VI решительно защищал Пия XII, которого некоторые течения общественного мнения незадолго до этого обвинили в бездействии в борьбе с Холокостом. «Люди хотели возбудить подозрения и даже обвинения против этого великого Понтифика», — сказал он, подчеркнув, что «нет ничего более несправедливого, чем это нападение на человека столь почтенной памяти».

Встреча Павла VI с Патриархом Константинопольским Афинагором, 1964. Фото: EPU FILES / AFP

Самому Павлу VI больше всего запомнились два момента той поездки — это месса, которую он отслужил у Гроба Господня, где, по его признанию, он был «охвачен волнением и слезами», и его историческая встреча с Патриархом Константинопольским Афинагором после более чем 900 лет анафемы между Католической и Православной Церквами.

«Мы должны понять друг друга, мы должны заключить мир, показать миру, что мы снова стали братьями», — сказал Патриарх Папе — слова, которые Павел VI передал кардиналам по возвращении в Рим. Эта просьба привела год спустя к снятию взаимных отлучений между Римом и Константинополем.

1979: Визит Иоанна Павла II в Мексику

Через несколько недель после своего избрания Папа Иоанн Павел II объявил о намерении возобновить традицию апостольских поездок, прерванную на девять лет. Последней зарубежной поездкой епископа Рима стало длительное турне Павла VI по Азии и Океании с 26 ноября по 5 декабря 1970 года. Измученный этой долгой поездкой, которая привела его в Австралию, Самоа и даже в Гонконг, Павел VI больше не покидал Италию. Что касается Иоанна Павла I, то его очень короткий Понтификат не дал ему времени на путешествия.

Вопреки некоторым прогнозам, первая поездка Иоанна Павла II состоялась не в его родную Польшу, а в Латинскую Америку, где он находился с 25 января по 1 февраля 1979 года. Обеспокоенный искажениями теологии освобождения, польский Понтифик хотел принять участие в 3-й Генеральной конференции Латиноамериканских епископов в Пуэбле после предыдущих встреч в Рио-де-Жанейро (1955) и Медельине (1968).

Иоанн Павел II, выходец из коммунистической страны, был обеспокоен марксистскими тенденциями, наблюдаемыми в некоторых поместных церквях Латинской Америки, отношения с которыми будут сложными на протяжении всего его Понтификата. В своей речи в Пуэбле он осудил «ошибочные толкования» социальной доктрины Церкви, указав на необходимость «своевременной критики» и «спокойного рассуждения». Тем самым он открыл этап более жестких ограничений в отношении некоторых экспериментов, проводимых в Латинской Америке.

Иоанн Павел II в Мексике, 28 января 1979 года. Фото: Pool LOCHON/SIMON/Gamma-Rapho via Getty Images

Но эта поездка также предоставила Иоанну Павлу II возможность посетить несколько мексиканских городов, где он имел огромный успех, встреченный в общей сложности 18 миллионами восторженных католиков. Впоследствии он посетил Мексику ещё четыре раза, и типичное приветствие: «Juan Pablo, hermano, ya eres Mexicano» (Иоанн Павел, наш брат, ты уже мексиканец) – было ярким свидетельством того, насколько искренне и с любовью страна его приняла.

Как ни парадоксально, в 1979 году эта страна, отмеченная глубокой религиозностью народа, но также и войной Кристерос, завершившейся всего 50 лет назад, всё ещё не имела официальных отношений со Святым Престолом и придерживалась строгого секуляризма; священники зачастую были обязаны носить светскую одежду вне литургических церемоний. Это была единственная страна Латинской Америки, не имевшая отношений с Ватиканом.

Признаком этой дистанции является статья в New York Times о поездке, в которой выражалась обеспокоенность по поводу сохранения в Мексике разделения Церкви и государства, а также предлагался печальный вывод, задуманный как шутка: «Нарушения Иоанном Павлом II Конституции — ношение католического облачения на публике и проведение Мессы, будучи иностранцем — будут проигнорированы».

Однако эта поездка помогла возобновить институциональный диалог, который в 1992 году привел к установлению дипломатических отношений между Мексикой и Римом, одним из архитекторов которых был тогда малоизвестный прелат Пьетро Паролин, будущий государственный секретарь при Папах Франциске и Льве XIV.

Первая зарубежная поездка Иоанна Павла II также включала две остановки: в Санто-Доминго по пути туда и на Багамах по пути обратно. Таким образом, первой страной, которую он посетил, формально стала Доминиканская Республика, которую он вновь посетил 13 лет спустя, приняв участие в IV Конференции Латиноамериканских епископов.

2005: Поездка Бенедикта XVI в Германию

Избранный в апреле 2005 года кардинал Йозеф Ратцингер знал, что его первой поездкой, с 18 по 21 августа, станет визит в родную Германию. Всемирный день молодёжи был запланирован на лето 2005 года в Кёльне, в соборе которого, по преданию, хранятся мощи волхвов. Эта символика стала центральной в девизе ВДМ: «Мы пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2).

У немецкого Папы была особая связь с этим городом: во время Второго Ватиканского собора он более 25 лет был советником кардинала Йозефа Фрингса, архиепископа Кельна, и сыграл ключевую роль в моральном и материальном восстановлении Германии после войны.

В первые недели своего Понтификата Бенедикт XVI, известный своей сдержанностью и интеллектуальностью, вызывал у некоторых сомнения в том, что он сможет провести Всемирный день молодежи, но новому Папе не составило труда следовать программе, изначально задуманной для Иоанна Павла II. Он добавил два собственных акцента: молчание, которое с впечатляющим благоговением соблюдал почти миллион молодых людей, молившихся в Мариенфельде, и экуменический и межрелигиозный аспект.

Бенедикт XVI с участниками ВДМ в Кельне, 2005. Фото: CNS

Одним из ярких моментов его поездки стало посещение Кёльнской синагоги 19 августа. Эта дань уважения еврейской общине немецким Папой, лично знавшим тот период, спустя 60 лет после окончания нацизма, привлекла пристальное внимание СМИ.

В Северном Рейне — Вестфалии, регионе, отличающемся широким конфессиональным разнообразием, многие протестанты также приняли участие в мероприятиях с Папой. Многие участники ВДМ были потрясены известием об убийстве брата Роже, основателя общины Тэзе, прямо в церкви в присутствии юных паломников, направлявшихся в Кёльн.

В политическом плане эта поездка стала одной из редких папских поездок во время предвыборной кампании, чего Святой Престол обычно старается избегать. За пять недель до выборов в Бундестаг Бенедикт XVI встретился как с уходящим канцлером от социал-демократов Герхардом Шрёдером, так и с его оппонентом от христианских демократов Ангелой Меркель.

Бенедикт XVI дважды возвращался в Германию в качестве Папы: в сентябре 2006 года в свою родную Баварию и в сентябре 2011 года в Берлин и Эрфурт, на родину Мартина Лютера. В июне 2020 года он также посетил Германию в частном порядке в качестве Папы-эмерита, чтобы навестить умирающего брата.

2013: Визит Франциска в Бразилию

Первый в истории Понтифик из Латинской Америки, избранный 13 марта 2013 года, совершил свою первую поездку в Латинскую Америку с 22 по 28 июля, также в рамках Всемирного дня молодёжи. Как и в случае с Бенедиктом XVI, поездка в Рио-де-Жанейро уже была запланирована.

Несмотря на традиционное соперничество между Бразилией и Аргентиной, Франциск был тепло принят в португалоязычном гиганте. В своей приветственной речи президент Дилма Русеф пошутила: «Папа, может быть, и аргентинец, но Бог — бразилец».

Папа Франциск и президент Дилма Русеф, 2013. Фото: EPA/LUCA ZENNARO / POOL

Этот визит позволил Папе Франциску вернуться в Апаресиду, святилище Девы Марии, где шесть лет назад, будучи кардиналом Бергольо, он сыграл центральную роль во встрече епископов Латинской Америки. Тогдашний Архиепископ Буэнос-Айреса, выступая в качестве главного докладчика по заключительному документу, поразил латиноамериканских коллег своей способностью к синтезу и стремлением к тому, чтобы Церковь была более привержена социальным вопросам.

Вернувшись в Рио для участия в мероприятиях ВДМ, Папа Франциск посетил фавелу Варжинья, где спонтанно прочитал молитву «Отче наш» вместе с пастором-евангелистом, открыв тем самым путь к форме экуменизма, до сих пор нетипичной для того места и времени.

Вечером в четверг, 25 июля, Папа Римский принял участие в приветственном бдении на пляже Копакабана, где проходили все мероприятия, и на заключительной мессе 28 июля присутствовало четыре миллиона человек. В своей заключительной проповеди Святейший Отец призвал молодых людей «стать учениками Христа» и свидетельствовать о любви Божьей, служа другим и преодолевая свой эгоизм.

Это масштабное мероприятие, которое также стало своего рода логистическим испытанием для Бразилии в преддверии Чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпийских игр 2016 года, позволило Папе Франциску сформировать неформальный стиль общения, который впоследствии принес ему большую популярность среди молодёжи. Многие, кто впервые встретил его в Рио, впоследствии встретились с ним на следующих ВДМ: в Кракове (2016), Панаме (2019) и Лиссабоне (2023).

Источник (англ.): Aleteia

Фото: AFP