Nascantur in Admiratione. Лекарство от культурной амнезии

Чтение помогает выйти за рамки себя и своих мыслей, показывая, что мы — часть чего-то большего. Американский епископ Джеймс Конли делится свидетельством о том, как он пришёл в Католическую Церковь, благодаря изучению гуманитарных наук в светском государственном университете.

Я познакомился с Католической Церковью в студенческие годы, когда учился на знаменитой интегрированной гуманитарной программе в Университете Канзаса. Эта четырёхсеместровая программа «Великие книги» для студентов первого и второго курсов достигла своего расцвета в 1970-х и 1980-х годах. В рамках неё студенты не только читали классические произведения западной цивилизации, от «Одиссеи» Гомера до «Орегонской тропы» Фрэнсиса Паркмана, но и разучивали стихи, занимались каллиграфией, наблюдали за звёздами и учились танцевать вальс.

Это была попытка заставить учеников «поднять глаза» и взглянуть на мир свежим взглядом; попытаться увидеть истину, добро и красоту во всем.

Девизом интегрированной гуманитарной программы стала простая латинская фраза: Nascantur in Admiratione, что буквально переводится как «Да рождаются в изумлении». Примерно за 15 лет процветания этой программы сотни студентов университета возродились в изумлении; и многие из них, включая меня, пришли в Католическую Церковь. Постижение истины, добра и красоты через гуманитарные науки в очень крупном и светском государственном университете изменило мою жизнь навсегда. В то время в кампусе Университета Канзаса даже не было католического студенческого центра. Но именно благодаря знакомству с богатейшей сокровищницей западной цивилизации сотни студентов открыли для себя и полюбили Католическую Церковь.

Знакомство с гуманитарными науками, «лучшим из того, что было задумано и сказано», как выразился английский поэт Мэтью Арнольд, помогает нам сперва познать себя, а затем и других. Дружба возникает естественным образом, основываясь на темах и идеалах великих произведений западной цивилизации.

Гуманитарные науки открывают нам человечность — как нашу собственную, так и человечность нашего ближнего. Они также учат нас, по словам учёного Джозефа Пирса, «что человек — это homo viator, паломник или путник, путешествующий по смертной жизни с постоянной мыслью о жизни вечной». И всё это открывает душу вечному, непреходящему.

Паломнику следует рифмовать с Матушкой Гусыней, отправляться в Нарнию и Средиземье, вдохновляться Бахом и Моцартом, исследовать сложности жизни с Шекспиром и воспарить к сакраментальному видению Микеланджело. Населить воображение благородными персонажами, яркими пейзажами и восхитительными мыслями.

К сожалению, за последние 50 лет наблюдается заметный спад в изучении гуманитарных наук. В некотором смысле мы, как культура и цивилизация, забыли, откуда мы пришли.

Гилберт К. Честертон, великий британский писатель и новообращенный католик начала XX века, осознал это почти пророчески, когда написал: «Современный человек больше похож на путешественника, который забыл название места назначения и должен вернуться туда, откуда пришел, хотя бы чтобы узнать, куда он направляется».

Мы страдаем от своего рода культурной амнезии, забывая о колоссальном наследии нашего прошлого. Именно через знакомство с гуманитарными науками, будь то великая литература, поэзия, музыка, искусство или даже кино, мы можем открыть наше глубочайшее предназначение и смысл жизни, как это случилось со мной много лет назад, когда я был студентом. Это также может побудить нас к непрерывному обучению.

Знакомство с гуманитарными науками, с трудностями и победами тех, кто жил до нас, может помочь нам преодолеть жизненные взлёты и падения, испытания и невзгоды этого мира. Не секрет, что великий сэр Уинстон Черчилль на протяжении своей долгой и славной жизни, особенно в период между двумя мировыми войнами, порой страдал от депрессии. Он называл её «чёрным псом», который преследовал его всю жизнь.

Именно в один из таких мрачных периодов Черчилль обратился к живописи. Он описывает этот период своей жизни в небольшой книге под названием «Живопись как времяпрепровождение» (англ. «Painting as a Pastime»). Будучи мировым лидером, полностью погруженным в тяготы международной политики, национальной политики и насущных социокультурных потребностей, Черчиллю было непросто находить время для чтения, учёбы и размышлений.

Вот что он писал о своей обширной библиотеке: «Если великие книги не могут стать вашими друзьями, пусть они хотя бы будут вашими знакомыми. Если они не могут войти в круг вашей жизни, не отказывайте им хотя бы в знаке признательности». Иными словами, чтобы стать по-настоящему образованными людьми, мы должны, как минимум, быть знакомы с вкладом, внесённым в гуманитарные науки.

Я понимаю Черчилля. Именно встреча с истиной, добром и красотой — через книги, поэзию, музыку, искусство и кино — помогла мне пережить особенно трудный период моей жизни. Такие встречи помогают выйти за рамки себя и своих мыслей, напоминая, что ты — часть чего-то гораздо большего и грандиозного, чем твои собственные мысли и тревоги. Таким образом, знакомство с гуманитарными науками может даже способствовать доброму психическому здоровью.

Поскольку мир, в котором мы живём сегодня, становится всё более технологичным, цифровым и виртуальным, давайте не позволим экранам поглотить наши лучшие часы. Давайте время от времени отключаться от сети и позволять себе свободно погрузиться в мир литературы.

Каждый день я стараюсь прочесть несколько стихотворений, послушать музыку и прочитать несколько страниц из настоящей книги, которую можно подержать в руках. Каждый день я стараюсь найти время для утренней прогулки вокруг квартала, или для разговора с другом за чашкой кофе, или для выхода во двор, чтобы полюбоваться луной и звёздами.

Мне не каждый день удаётся делать это всё, но я стараюсь. И когда это удаётся, моя жизнь кажется лучше.

Епископ Джеймс Конли, ординарий епархии Линкольна (Небраска, США)

Источник (англ.): National Catholic Register

Фото: ru.freepik.com