Наука невозможна без веры

Вселенная начала функционировать задолго до того, как астрономы взялись её изучать. Тот факт, что астрономы желают изучать Вселенную, предполагает, что она поддаётся изучению. Можно сказать и так: астрономы верят, что микрокосм человеческого разума настроен на макрокосм внешнего мира так, что мир может быть прочитан интеллектом человека. Наука исходит из предположения, что Вселенная упорядочена, и находит новые и новые причины в это верить. О том, как вера помогает человеку в этом пути познания Вселенной, размышляет почетный профессор Университета Св. Иеронима, бывший член-корреспондент Папской академии жизни и автор 40 книг доктор Дональд ДеМарко.

Наука не проверяет на достоверность свои собственные изначальные допущения. Начать с того, что нет научного объяснения тому, как получается, что Вселенная познаваема. Наука не объясняет естественное сродство, которое существует между микрокосмом человека и макрокосмом мироздания. И в то же время она не может продвигаться без твёрдой веры в то, что мироздание упорядочено и познаваемо, и что человек есть познаватель реальности, а не просто думатель своих собственных мыслей.

В мае 2022 года два итальянских священника из Ватиканской обсерватории обнаружили дополнительную причину поддержать гипотезу о том, что мироздание является упорядоченным космосом* (Примечание переводчика: греческое слово «космос» обозначает «порядок, упорядоченность, красота»), а не то, что отмечено хаосом и непоследовательностью. Астрономы-иезуиты о. Габриэль Джионти и его помощник Маттео Галверни открыли новый математический подход, который, по их словам, «подтверждает, что мироздание является математически упорядоченным и гармоничным». Результаты их исследований опубликованы в престижном научном журнале «Physical Review». Эти учёные утверждают, что их математический аппарат поможет другим астрономам лучше понять, как вела себя гравитация во время Большого Взрыва, когда возник наш мир.

Они не настаивают на том, что их открытие доказывает существование Бога. Однако согласны с тем, что «для человека вполне имеет смысл сделать вывод, что эта упорядоченность является плодом творения благого Бога». Учёные продолжают находить подтверждения тому, что изначальное допущение об упорядоченности мироздания является верным. Вера предшествует науке, и они вместе движутся в направлении мудрости.

Широко известно заявление Эйнштейна о том, что самым непостижимым для него является факт постижимости Вселенной. Как такое может быть, что мироздание постижимо для человека?! Совершенно невероятно, что это могло получиться без участия третьего фактора, который привёл их в соответствие и гармонию друг с другом. Это подобно тому, как если бы кто-то изобрёл свой собственный язык, а потом вдруг наткнулся бы на книгу, написанную именно этим языком. Невозможно, чтобы это было просто случайное совпадение! Когда Маргарет Мид изучала примитивную культуру, у неё оказалось с собой 2 экземпляра одной из её книг. Тот факт, что книги были совершенно идентичны между собой – слово в слово, буква в букву, – привёл в изумление туземцев, которые никогда не видели печатного издания. Они никак не могли понять, как две вещи могут быть одинаковы между собой до последней детали. В их опыте всё было единичным. Они чувствовали, что существует какой-то третий фактор, который ответственен за такое совпадение, но что это могло быть, оставалось для них полной загадкой. Возможно, и для нас таким третьим фактором, который объясняет, как человеческий разум может читать законы природы, является Бог – Великий Небесный Устроитель.

Учёный должен начинать с акта веры в то, что миру, который он познаёт своим разумом, присущи познаваемые и непротиворечивые законы. Он должен в это верить, иначе он упадёт духом и будет бояться, что мироздание подобно игре в крокет из «Алисы в стране чудес», где правила могут поменяться в любую минуту из-за любого каприза Королевы. Поэтому Норберт Винер, «отец кибернетики», который получил научную степень по математике в 18 лет, и чья книга “Корпорация «Бог и Голем»”, принесла ему Национальную книжную премию 1964 года, утверждает: «Наука невозможна без веры». Учёный не может взяться за своё ремесло, если он не верит, что физический мир функционирует в соответствии со стабильными и познаваемыми законами. Как сказал Папа Лев XIII о Фоме Аквинском: «Только проведя различие между верой и разумом, св. Фома Аквинский соединил их узами взаимной дружбы, в которой каждый имеет свои права и своё достоинство». Для Аквината природа стоит на полпути межу Богом и человеком. Когда человек начинает постигать законы природы, он начинает понимать вечный закон, который пребывает в Боге.

Этьен Жильсон утверждал, что «Центральная интуиция, которая направляет всё философское и богословское понимание св. Фомы, состоит в том, что невозможно воздать должное Богу, не отдав должного природе, и что воздать должное природе – это самый верный способ воздать должное Богу (»Природа и Бог. Св. Фома Аквинский», Труды Британской Академии, Том XXI, Лондон, Оксфорд Пресс, 1936, стр. 29-45).  Для Аквината человек, природа и Бог составляют гармоничное целое. То же самое можно сказать о человеческом разуме, науке и Творце.

Вера в возможности науки вполне оправдана, поскольку наука продолжает укреплять нашу веру в существование Бога. Артур Кёстлер написал, что учёные подглядывают в замочную скважину вечности. Этот цикл от веры в науке к науке и к вере в трансцендентного Творца можно назвать «циклом мудрости», потому что упорядочивание – это дело мудрого (Sapientis est ordinare: мудрый упорядочивает).

Д-р. Дональд ДеМарко

Источник (англ.): Catholic Exchange

Перевод: Наталья Проскурина

Фото: Pinterest