«Не бойся» — трижды слышим мы в эти предрождественские дни и, конечно, понимаем: для того, чтобы принять в яслях своего сердца Саму Любовь, нужно преодолеть страх, потому что «в любви нет страха» (1 Ин 4, 18). Но как же не бояться, если боюсь? И что имеет в виду Господь, обращаясь через ангела поочередно к Иосифу, Захарии и Марии? О значении этого призыва для нашей жизни размышляет Вероника Бикбулатова.
Зная наши страхи лучше нас самих, Господь не может вкладывать во фразу «не бойся» такой смысл, какой иногда вкладывают в нее люди, а именно – «не чувствуй то, что ты чувствуешь на самом деле», «отрицай» или «борись с собой во что бы то ни стало», потому что Он не может желать нам лицемерия, лукавства или пустоты от тщетных усилий.
«Не бойся». Но я боюсь, по-прежнему боюсь, сколько раз бы ни повторила себе эту фразу! Боюсь, как Иосиф, согласиться с трудными и непонятными обстоятельствами своей жизни, боюсь принять других людей и себя саму, особенно в некоторых качествах и проявлениях. Боюсь, как Захария, навсегда остаться бесплодной и ничего не значащей, и настолько отчаянно боюсь этого, что поставила крест на возможности Чуда. Ведь если буду надеяться, а Чуда не произойдет, то боюсь, что не смогу это принять и пережить. Боюсь нового и неизвестного, потому что вокруг темно, и я не всегда уверена, что иду согласно Божьей воле обо мне, иногда не вижу и следующего шага. Как Мария, непорочная и чистая, боюсь чего-то даже в состоянии благодати (может быть, Самого Бога и Его действий в моей жизни?), потому что чем ближе я к Нему подхожу, тем меньше становлюсь сама и тем страшнее оглядываться вокруг. Боюсь.
Страх в человеке подобен удерживающей инертной силе и экзистенциально связан с желанием избежать изменений, которые могут таить в себе потенциальную опасность. Страх постоянно твердит в нашем сознании и подсознании что-то вроде: не делай, не чувствуй, не доверяй, спрячься, стань незаметным, не иди вперед, потому что в темном коридоре чудовища, и они настолько ужасны, что свет в конце становится уже не таким и привлекательным… Но даже если в коридоре и есть чудовища, то несомненно опаснее не они, а страх их, который парализует и может даже стать препятствием на пути действия Божьей благодати, поэтому и слышим трехкратное: «не бойся!» Но я все еще боюсь…
Если вдуматься, то большинство человеческих боязней сводятся к страху лишиться принятия и любви, оказаться отверженным: это и страх ошибки и неудачи, и страх осуждения, и страх неизвестности, и страх страдания, и страх людей, и страх быть собой. Поэтому, думаю, в попытке как-то взаимодействовать со своими страхами стоит посмотреть в лицо этому бессознательному, почти первобытному страху отверженности. Действительно, он имеет под собой мощное основание, уходя корнями в самое раннее детство, а может быть, во внутриутробный период и основываясь на инстинкте выживания. Что будет, если шагнуть туда, в этот ужас своего бессознательного: я-младенец и против меня огромный мир, который не хочет меня принять, который встречает меня равнодушием и презрением, который кричит: «перестань быть собой, стань другим, другой, и тогда еще, может быть, ты будешь что-то значить»? Что будет, если в молитвенном созерцании шагнуть прямо в этот комок подавленной боли внутри себя, которую я и все мы привыкли искусно прикрывать? А будет вот что – Встреча (!), ведь там каждого ждет Он, наш удивительный и прекрасный Бог, Который Сам стал беспомощным Младенцем и Который Сам прошел путем отверженности, страданий и смерти. Поскольку у Бога нет времени, то Он был, есть и будет там, в отчаянии одиночества, на дне страха отверженности, оттуда Он протягивает мне Свои пронзенные руки, оттуда зовет и манит: «приди ко Мне, и Я преображу тебя»!
Иисус всегда присутствует в основании страхов… Значит ли это, что Он не даст кошмару отверженности осуществиться? Нет, не значит. И жизнь человеческая подкидывает нам бесконечное количество примеров предательства, брошенности и жестокости. Но одновременно это значит то, что в самой пронзительной уязвимости перед миром наше чувствование и осознание Его Любви и Его Принятия будет только увеличиваться. Чем больше нас будут отвергать, тем больше Он будет являть Себя, защищать и укрывать Собою. Поэтому «не бойся» означает вовсе не «перестань испытывать страх», но – шагни в страх, в самую его сердцевину, посмотри на него, потрогай, прочувствуй, осознай… и ты непременно встретишься там с Господом. Иначе быть не может. После этой Встречи произойдет что-то новое и важное… Что же? Посмотрим на примере слов ангела к трем нашим евангельским героям.
1. «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1, 20), говорит ангел Иосифу.
Часто бывает так, что страх делает наш взгляд неспособным видеть глубоко и многообразно. Мы упираемся в нечто, что воспринимаем как препятствие, и полагаем, что лучше вернуться к старому и привычному. Но именно здесь, в этой трудности и странности, таится Дух Святой, будь это что-то внутри нас или во внешней жизни. Встреча с Богом в глубине своего страха дает возможность посмотреть преображенным взглядом на себя и свою жизнь, увидеть ее иную перспективу, иное измерение, увидеть возможности там, где прежде виднелся тупик, как это и случилось с Иосифом.
2. «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя» (Лк 1, 13), убеждает ангел Захарию.
Господь действует, даже если нам кажется, что медлит, и слышит до того, как мы подумали и произнесли. То, что мы воспринимаем как промедление, на самом деле – результат разворачивания человеческой жизни во времени, а вовсе не того, что Бог глух к нам или не хочет помогать. Встреча с Богом внутри страха помогает почувствовать сердцем истинный образ Его как Милосердного Отца, с великой любовью склоненного к нашей нужде и слабости, помогает довериться и обрести утешение.
3. «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк 1, 30), свидетельствует архангел Гавриил Пресвятой Богородице и всем нам, каждому из нас.
Мария еще не ответила «да», еще не сделала ничего, но уже обрела благодать, обрела Самого Бога как дар, самый ценный из всех возможных. Так и для каждой души, не побоявшейся войти в свои страхи, становится понятно, что боязнь не справиться, не смочь, не достичь чего-либо пуста и иллюзорна, потому что Он полюбил нас, когда мы были прахом или когда нас не было вообще. Полюбил и вызвал к жизни не ради достижения чего-либо, но ради чистой Любви, ради того, чтобы дать нам Себя, ради взаимного блаженства и соединения. Встреча с Богом внутри страхов дает благодать жизни с Ним и служения Ему в бескорыстной Любви.
Вот они – три предрождественских обетования для тех, кто готов смело войти в свое «боюсь» и представить: что может случиться со мной, если осуществится то, что страшит меня более всего? Рассмотреть чудище, попробовать понять его происхождение в своей жизни. Может быть, поговорить с ним или взять, как ребенка, на руки. Прочувствовать дно боли, а затем посмотреть на Иисуса и отдать все это Ему… Иосиф, вероятно, боялся, что внебрачная беременность Марии раскроется и Ей грозит смерть, а ему – беспросветное страдание, но приняв Божье «не бойся», вступил на путь вечной славы. Захария боялся не справиться с ответственностью растить ребенка в старости, боялся в этом какого-то подвоха, очередного разочарования, боялся людского мнения, но стал отцом большего из пророков. Мария боялась своей малости перед лицом Божьим, боялась неизвестности — и стала Матерью Бога… Какой же венец радости уготован каждому, кто готов идти к самым тяжелым своим кошмарам, осознавать их, исследовать и затем отдавать Тому, Чья Любовь покрывает все?
Боюсь ли я по-прежнему? Уже гораздо меньше, потому что благодать Встречи действительно преображает, и нет иного пути вперед кроме как вглубь тьмы в себе, чтобы там, на ее дне, забил источник света и чтобы были приготовлены Царские ясли для Того, Кто приходит ко мне и к каждому со Своим полным спасительной надежды «не бойся!»: «Не бойся, дорогой сын, дорогая дочь! Откройся Мне во всем младенчестве твоего сердца, которое Я соединю со Своим Младенчеством, со Своей открытостью и уязвимостью, и превращу в твою силу и благословение. Не бойся, вместе мы пройдем этот путь, и впереди нас ждет мир, блаженнее которого нет ничего, который Я вложу в твое сердце так глубоко, как глубоко в тебе сидели твои страхи. Не бойся, Я с тобой!»