Четвертый день не прекращаются бои в социальных сетях. Особенно – в европейских, но по касательной зацепило и наши. Предлагал ли миланский архиепископ кардинал Анджело Скола праздновать мусульманские праздники в итальянских школах? Если предлагал, то хорошо это или плохо? А если не предлагал, то что же он там такое на самом деле сказал?
Прежде всего констатируем неминуемое: да, предлагал. Он не сказал прямо: «давайте праздновать». Он сказал: «следует обсудить идею». С точки зрения грамматики и буквоедства – две большие разницы. С точки зрения обсуждения в обществе – разницы никакой: миланский архиепископ – тот самый человек, кто запустил эту тему в общественное пространство.
Разговор шел о взаимодействии с мусульманами, которых в Италии очень много. Появился по-журналистски прямой вопрос: построят ли в Милане мечеть?
Скола объяснил: религиозный диалог должен быть полноценным. Если столь большое количество нынешних жителей города – мусульмане, то у них, конечно, должно быть свое «культовое место». То есть мечети – быть. Главное, чтобы мусульмане «уважали тех, кто был тут прежде них» и, скажем, не просили строить мечеть рядом с католическим кафедральным собором. Но, в целом, можно.
Позиция кардинала состоит в том, что Церкви нечего бояться. Если мы считаем, что за нами истина, то нет ни одной причины опасаться открытого диалога. В плане «культовых мест» диалог может проявляться в появлении мечетей. В плане школьного образования – в сохранении христианских праздников и (если в данной школе детей-мусульман много), возможно, в праздновании также и праздников исламских.
В качестве антитезы кардинал Скола привел Францию. Там вопрос о толерантности решается радикально: никому ничего не демонстрировать. Последствия – то неудобны, то нелепы (вспомним канонический пример, как монахиню в хабите по причинам дресс-кода не пустили на официальную встречу по, внимание, толерантности).
В любом случае, последствия не те, что нужно. И архиепископ предлагает сделать наоборот. Там все праздники запретили – тут мы все разрешим. При некоторых условиях, конечно. Мусульманские праздники – только если в конкретной школе действительно много детей-мусульман. И с уважением к праздникам христианским. И так далее. Не будем по-французски прятать свою идентичность – напротив, поделимся своими дарами. Опять же, если истина за нами, чего мы боимся?
И вот ведь какая штука. Первая реакция на эти предложения у очень многих – рефлективная. И отрицательная. Строить мечети в христианской стране? Добровольно строить мечети в христианской стране? Праздновать исламские праздники в школах в христианской стране? Самим предлагать праздновать исламские праздники в школах в христианской стране? Ни за что! Только не это! Ислам не пройдет! Все на защиту исконных ценностей!
Кардинал Скола в своих выступлениях, кстати, тоже упоминал возможность такой реакции. И добавлял, что не надо руководствоваться недоверием к другому и инстинктивным отторжением другого. А оно, это недоверие, будучи инстинктивным, едва ли кого-то минует. Другой вопрос – что мы с этими инстинктами делаем.
Достаточно, строго говоря, просто подумать. Что конкретно плохого случится оттого, что в Милане появится мечеть? Станут ли люди, которые будут ходить в мечеть и, среди прочего, слушать слова о необходимости быть праведным, лучше или хуже? Станет ли нам, христианам, хуже, оттого, что они станут лучше?
То же самое со школами и праздниками. Что конкретно плохого случится оттого, что мусульманские дети будут праздновать свои праздники? Они посмотрят на наши, а мы – на их. Мы что, боимся, что все немедленно перейдут от этого в ислам?
И все-таки у многих наблюдателей – даже самых толерантных и симпатизирующих исламу – остается какое-то смутное и неприятное чувство. Может быть, оттого, что все это напоминает предсказания главной европейской «Кассандры» Мишеля Уэльбека (Европа откажется от христианства самостоятельно и добровольно и откроет ворота исламу тоже самостоятельно и добровольно). Может быть, по какой-то другой причине.
У этого смутного чувства, у этого смутного беспокойства, пожалуй, все же есть рациональное зерно. Но проблема носит не религиозный, а культурный характер. В сравнении с многими другими европейскими странами в Италии католичество чувствует себя весьма благополучно. Но даже в Италии заметно, что число мусульман (и в этническом и в религиозном смысле слова) растет, а христиан – сокращается. Что одно – молодо и живо, а другое угасает.
Такая культурная проблема, несомненно, существует. Но решит ли ее запрет на мечети и отсутствие мусульманских праздников в школах? Конечно, нет. Скорее можно было бы ждать обратного эффекта. Метафорически выражаясь, может быть, молодое, простое мусульманское племя добавит старому европейскому христианству тот импульс, которого ему не хватает. Импульс внешний, конечно. Тут не предлагается ни кровосмешения, ни политеизма.
Наверное, примерно это имеет в виду кардинал Скола. Давайте не бояться ни диалога, ни других религий. Если за нами истина, нам нечего опасаться. Более того, именно через этот диалог Господь, возможно, добавит нам то, что мы уже давно теряем.
Сергей Гуркин
Фото: milano.corriere.it