22 февраля отошла ко Господу Ядвига Казимировна Немонякина, которую можно назвать «человеком тихого служения», через которое она помогла многим людям прийти к Богу.
Вокруг нее всегда были люди, и для каждого у нее что-то было: для одних – доброе слово, для других – молитва, для третьих – медальон. В соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве ее называли просто – «пани Ядвига». О себе Ядвига Казимировна не очень любила говорить, считая, что ничего «особенного не делает, старается жить, как научили ее родители – в любви к Богу и людям».
Родилась Ядвига Казимировна 15 апреля 1944 года в многодетной семье Станиславы Перегоды и Казимира Соколовского (8 ребенок из 10) в г. Житомире, Украина. О своем детстве она говорила так: «родители были очень верующими, они были примером во всем – и в молитве и в семейной жизни. Нас учили молиться, помогать престарелым и больным. Если шли на кладбище убрать могилы родственников, обязательно прибирались и на тех могилах, на которые никто не приходил, и я не помню чтобы родители хоть когда-то ругались между собой, у нас и конфликтов в семье не бывало, хотя жизнь была не легкой. Воскресенье было особым днем, который мы посвящали Богу, все дела старались сделать накануне (в субботу), к двенадцати, шли в храм (пока его не закрыли, потом собирались по домам или на кладбище), папа всегда говорил, что Святая Месса – это вершина всего, а вечером мы, дети, готовились к школе. Это был единственный день, когда можно было полноценно приготовить уроки, у нас было большое хозяйство и в будни мы помогали родителям, учиться нас не заставляли, но мы учились с удовольствием. Пасха и Рождество – это было особое время. Рождество праздновали с 25 декабря по 6 января – колядовали, ходили в гости (у нас большая родня и каждый вечер мы собирались у кого-то в доме). Мы никогда не скрывали, что мы верующие, и за это папу вызывали в школы и в другие организации, где убеждали в «неправильном» воспитании детей, угрожали, но папа всегда был тверд (чему и нас учил) и давал отпор. Нас, детей, ставили перед всем классом или школой на линейке, высмеивали, но мы всегда помнили слова отца, что без Бога нет порога».
Закончив семь классов, Ядвига начала свою трудовую деятельность, о которой она говорила так: «я была «вечным студентом», сначала работала и училась в вечерней школе, потом в училище, а затем в институте». После регистрации в ЗАГСе в 1969 году они с мужем обвенчались, какой-либо специальной подготовки к браку не было, несколько встреч со священником, который сказал, что «поручает ей семейную катехизацию». Приехав после свадьбы в Москву, Ядвига попыталась найти храм (единственным открытым католическим храмом в тот период был храм Св. Людовика на Лубянке). Ей дали адрес, но не очень точный, поэтому храм она нашла только со второго раза, но он оказался закрыт, в третий раз она приехала к окончанию службы. С этого момента Ядвига Казимировна стала одной из активнейших прихожанок – пела в хоре, помогала с уборкой храма, посещала престарелых и больных и одновременно успевала работать, воспитывать пятерых детей и вести домашнее хозяйство.
Годы жизни в Москве пани Ядвига вспоминала с особой теплотой: «Мы собирались по домам, куда приезжали священники из других стран. Однажды сказали, что приедет «большой гость», что он едет из Ватикана, так я познакомилась с о. Августином (Дзендзелем), а когда в 90-х нам решили вернуть храм на Малой Грузинской, я стала ходить туда, теперь это мой родной дом. Помню первые Мессы на ступеньках храма, субботники с о. Иосифом (Заневским) и с первыми семинаристами, Дона Бернардо и колледж Святого Фомы, куда ходила на занятия, наши паломничества…».
До последних дней земной жизни Ядвига Казимировна оставалась одной из активных членов приходской общины (вела группы Живого Розария), по воскресеньям ее можно было встретить в храме, сидящей на лавке, в руках Розарий, перед ней – листочки с интенциями и именами тех, о ком она молится, а рядом кто-то, кого она напутствует словами: «в жизни бывают кризисы, но главное идти за Богом и не отступать».
Ольга Дубягина
Фото: из личного архива Я.К. Немонякиной
Материал впервые подготовлен для выставки к 30-летию восстановления структур Католической Церкви в России