Вопрос: Неокатехуменат – это секта в Католической Церкви? Единого мнения нет даже среди лиц духовных.
Ответ: Церковная иерархия признает в Неокатехуменальном пути все признаки подлинного духовного опыта, епископы и священники охотно сотрудничают с неокатехуменальными общинами в приходах и миссионерских центрах. Критика звучит в их адрес по тем же причинам, по которым могут возникнуть любые другие проблемы, связанные с присутствием церковных движений. Разумеется, при возникновении новой церковной реалии могут иметь место злоупотребления и перегибы, которые ставят под сомнение ее соответствие вышеперечисленным критериям. Но это не значит, что мы можем называть сектой ту или иную общину, у которой по этой причине возникли разногласия с отдельными иерархами. Кроме того, в Католической Церкви существует великое разнообразие общин, движений и групп, близких людям с тем или иным темпераментом, принадлежащим к той или иной культуре, роду деятельности и т.д., — и в то же самое время какая-то харизма может быть совершенно чуждой людям другой культуры, с другим прошлым и так далее. Но все эти харизмы одинаково ценны для Церкви, где каждый может найти свое место и проявлять свои дарования, и необязательно в какой-либо общине или движении, но в первую очередь в собственном приходе.
«Признаю в Неокатехуменальном пути итинерарий католического становления, ценный для общества и для современности»: так святой Папа Иоанн Павел II писал в 1990 году в своём послании «Ogni Qualvolta». Этой цитатой начинается и Устав Неокатехумената, в первом параграфе которого подчеркивается, что это церковное движение находится «на служении епископа как один из способов осуществления в епархии христианского посвящения и непрерывного воспитания в вере».
Таким образом, неокатехуменат не является структурой, параллельной церковным, а представляет собой служение внутри Церкви, наряду с многочисленными движениями, каждое из которых в своей духовности и деятельности ставит акцент на определенных измерениях католической веры. Сами представители неокатехуменального пути подчеркивают, что они – не движение и не ассоциация, а инструмент на служении прихода и епископа, помогающий вернуть на путь веры тех, кто от нее отдалился.
Встречаясь с Неокатехуменатом в марте 2015 года, Святейший Отец Франциск сказал, что Неокатехуменат – это подлинный дар Божественного промысла для Церкви нашего времени. В его основе лежат три церковных измерения – слово, литургия и община, источники множества Господних даров, в особенности призваний к священству и монашеству. «Неокатехуменат делает для Церкви много добра», — подчеркнул Папа Франциск.
Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана
Фото: La Stampa