«Московский мученик исповедальни»: к 60-летию священства о. Августина Дзендзеля, SDB

26 мая 2019 года в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия отпраздновали юбилей рукоположения отца Августина Дзендзеля, благодаря Господа за дар его священнического служения в течение 60 лет. Ольга Хруль собрала поздравления-свидетельства мирян и священников, в жизни которых отец Августин сыграл немаловажную роль.

Отец Августин Дзендзель (Augustyn Dziędziel) родился 20 апреля 1935 г. в Польше, близ Освенцима, в глубоко религиозной семье. По собственным словам, призвание к священству он впервые почувствовал в семь лет. Был министрантом, думал стать епархиальным священником, но, когда учился в профессионально-технической школе, подружился с салезианцами и после выпускных экзаменов поступил к ним в новициат. В 1953 г. принес монашеские обеты, а, закончив салезианскую семинарию в Кракове, стал священником. Рукоположение состоялось 19 апреля 1959 г. в Кафедральном Соборе Люблина.

Работал секретарем инспектора салезианцев (и тогда о. Августин встречался с архиепископом Кракова Каролем Войтылой), редактировал салезианский бюллетень, входил в состав комиссии по беатификации сестры Фаустины Ковальской. Пять лет спустя начал заочно изучать юриспруденцию в Ягеллонском университете. После защиты диплома стал экономом, а затем – настоятелем Краковской провинции салезианцев. По завершении каденции (срока, на который в монашеских институтах назначаются должностные лица) попросился на приходскую работу, но вскоре был отправлен в Рим в качестве делегата польских салезианских провинций – их представителя в генеральной курии салезианцев. Позже генеральный настоятель общества доверил о. Августину Дзенделю пост секретаря по Чехословакии и Венгрии – странам, где положение Католической Церкви при коммунистическом режиме было особенно сложным.

В 1978 г. о. Августину впервые удалось приехать в СССР – на поиски собратьев по салезианской конгрегации, выживших в годы сталинских репрессий и последующих гонений на Церковь. Эта миссия оказалась довольно успешной.

А в 1991 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич предложил салезианцам отцу Августину Дзендзелю и отцу Иосифу Заневскому работать в Москве. Здесь о. Иосиф стал настоятелем возрождавшегося прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, а о. Августин – его викарным священником. Прихожанам он известен, прежде всего, как строгий и в то же время добрый исповедник, но кроме того, о. Августин – неутомимый труженик во славу Божию. В салезианской провинции, охватывающей Россию, Украину, Беларусь и Грузию, он с самого начала был секретарем инспектора, а затем его заместителем – викарием.

Подробнее читайте в интервью о. Августина газете «Свет Евангелия»: О. Августин Дзендзель SDB: «Самая большая радость – быть полезным»


Отец Владимир Кабак, настоятель Кафедрального собора в Москве:

Отец Августин Дзендзель – человек, с которым я познакомился, когда учился в 9 классе средней школы. Я прислуживал министрантом в приходе, где работал о. Иосиф Заневский, и, думаю, что вызывал «подозрения» в том, что у меня было призвание к священству. Отец Иосиф не спрашивал меня в открытую об этом никогда, но, думаю, он понимал, что Господь это зерно уже посеял в моём сердце. На самом деле, я уже с детства хотел быть священником, но не помню, говорил ли я об этом о. Иосифу, моему настоятелю, с которым я часто общался и проводил довольно много времени вместе с другими ребятами (молитвы, просмотр религиозных фильмов, рождественские и др. сценки).

Однажды к о. Иосифу приехал о. Августин, и меня пригласили поговорить с ним. Он спросил меня, не хотел ли бы я стать священником, как о. Иосиф. Тогда нельзя было говорить о монашеской жизни, да и о призвании к священству тоже не было принято спрашивать. Наверное, я дал ожидаемый ответ, после чего о. Августин вручил мне медальончик Богородицы.

Эта встреча, конечно, не могла быть мною забыта. Я не очень хорошо знал, кто такой о. Августин, который приехал в Жупраны, и почему именно он спрашивал меня о моём желании, но это, разумеется, было очень важное событие для меня, так как все же ходили слухи, что он важный священник (а у нас вообще каждый священник был очень важным…), тем более приехавший из-за границы (даже были слухи, что, возможно, из самого Рима). В то время о. Августин на самом деле был делегатом Генерального Настоятеля для всей Восточную Европы нашего салезианского мира. И его авторитет, его деликатность и внимание, безусловно, сыграли немалую роль в принятии решения, которое в моей жизни определило будущее.

Фото: слева — debniki.sdb.org.pl, справа — misjesalezjanie.pl

Потом я не один раз встречался с о. Августином, когда учился в Польше. И ещё одна встреча была, когда я уже заканчивал изучать философию, это было в 1993 либо 1994 году, тогда о. Августин спросил меня, не хотел ли бы я продолжать обучение в Италии. Я, конечно же, согласился, ещё бы, в самой Италии… И на самом деле так и получилось, за что я ему очень благодарен. Это его стараниями велись переговоры с нашими руководителями в Италии о возможности практики и обучения в этой стране.

Конечно, в тот момент я не понимал значения и не видел важности этих моментов в моей жизни так, как это вижу сейчас. Возможно, позднее это станет ещё более ясным и понятным. Но уже сейчас могу сказать, что о. Августин очень скромно и тихо, как это он обычно делает, оказал большое влияние на выявление моего призвания и на мою формацию.

И хотя он не был никогда ни моим прямым настоятелем, ни преподавателем (а с настоятельством получилось даже наоборот), я очень ему благодарен за вклад, который он внес в мою жизнь. Наверное, всегда так должно быть: Господь даёт Свои дары, каждому по потребности, и приглашает нас их использовать в служении Ему и Народу Божиему, как это делал и делает о. Августин.

Пусть Господь вознаграждает о. Августина за его служение, долгое и верное служение Господу!


Отец Петрос Есаян, настоятель армянского прихода:

Кто для меня о. Августин? Кратко можно сказать, что он – пример священника. Человек, который очень чуток к каждому человеку, священник, который не пройдёт мимо, ЛЮБОГО, хорошо или плохо одетого, бедного или богатого, к каждому подойдёт, каждого заметит, c каждым поговорит, постарается помочь, направить.

60 лет верности Христу. Сколько Месс, сколько исповедей! Сколько сослуженных таинств! Скольких людей о. Августин приблизил ко Христу!

А сейчас я называю его немножко, может быть, в шутку – московский мученик исповедальни. Так говорили о святом Жане-Мари Вианнее. И о. Августин, сколько же часов в течение дня он сидит в исповедальне? C огромным вниманием выслушивая каждого человека, касательно каждого греха, каждой ситуации, он всегда находит слова, чтобы научить, сказать, затронуть, коснуться, найти решение проблемы, а не пройти мимо. Отец Августин – исповедник нашего прихода армянской общины святого Григория Нарекаци. Долгие годы он служил тихо, смиренно, очищая души наших армянских верующих. И сейчас он продолжает это служение, несмотря на то, что есть викарий – о. Ованес, но всё равно о. Августин – неотъемлемый участник воскресной Мессы, слушающий исповеди многих верующих, исповедник сестёр, священников, очень многих из нас, и обожаемый верующими людьми человек, ибо в нём чувствуется Христос! Это человек, который никогда не привлекает внимание к себе. Он сидит в исповедальне, делая чёрную, но важнейшую работу – очищение душ. Выслушивать, входить в ситуацию данного человека, найти для него слова поддержки, утешения, либо встряхнуть этого человека – вот его работа.

Он – человек огромной силы воли. И огромной Веры и Любви. И смирения.

60 лет во священстве не каждому дано прожить. Я сам бы мечтал об этом. Но, может быть, самое важное не cколько, а как? И глядя на о. Августина, благодарю Бога за дар такого священника для всей Церкви, для Москвы, а также для армянского прихода.

Храни Господь о. Августина на долгие годы! Тепло его души, его любовь ко Христу, к овцам – верующим людям, пастве Христовой, не только остается наглядным примером, но побуждает нас, священников, любить, как он, поступать, как он! Он для нас – живой пример, словно патриарх, который молча учит всех нас, на каких бы должностях и постах мы ни находились, чем бы мы ни занимались. И мы смотрим на него и видим огромную ценность его личности, его жизни, его служения. Дай Бог Церкви побольше таких священников, как о. Августин, и дай Бог нам, священникам, и мне конкретно, хоть немножко, хоть чуть-чуть быть похожим на него! Для меня о. Августин – смиренный делатель в Божьем винограднике.

Юрий Шухевич, прихожанин Кафедрального собора:

Одним ранним утром я пришёл на Мессу. Внутри была пустота, в жизни – полный раздрай. Весь разбитый, с хаосом в душе – зачем я пришёл? К сожалению, тогда я вспоминал о Боге и Церкви только, когда мне становилось плохо. Наверное, как и большинство людей, называющих себя христианами.

На скамьях в столь ранний час помимо меня, сидели человека четыре. Внешне я держал марку: маска спокойствия, выглаженный костюм, свежая рубашка, чистые туфли, уверенный взгляд, но о. Августин оглядел собравшихся и внезапно подошёл именно ко мне, а я сидел в середине ряда и старался быть незаметным, сказал: «Пойдём на исповедь». Я, было, отмахнулся, промямлил что-то, но он строго посмотрел на меня, взял за руку и сказал: «Вам нужно! Пойдём!»

И я пошёл. И исповедался, исповедался так, что сам не ожидал. Не ожидал, что будут слушать и выслушают! Не ожидал, что мне скажут, что я не прав и так нельзя жить; не ожидал, что скажут то, что я не хотел услышать! Я не ожидал, что на душе станет легче оттого, что священник по-отцовски укажет на мои ошибки, даст совет, рекомендацию, посоветует молитвы, которые нужно читать.

Стало легче, и, выйдя после исповеди из конфессионала, я ощутил тепло стен храма. После Мессы о. Августин подошёл ко мне и мы проговорили ещё час. Ему было не всё равно. Случайность или Рука Господа направила его в тот момент, но он сумел достучаться до меня! Открыл во мне веру в Бога, веру в себя, веру в людей, веру в святую апостольскую Церковь! И вот уже на протяжении шести лет я постоянный прихожанин собора!

Однажды моя знакомая попросила меня взять её с собой на Мессу, посмотреть, «а как там у вас, у католиков… вы же там в другого Бога верите… вроде…». Я посмеялся, так как, действительно, многие люди считают, что мы, католики, другие. Пока ехали утром в воскресенье, я рассказывал ей о соборе, о литургии, как она проходит, как это красиво, что собор очень старый и многое пережил за свою историю. Потом слушал восторженные слова моей знакомой из серии: «Ой, а я родилась в Москве и всю жизнь здесь живу, но не знала, что есть такое прекрасное место…», «ой, а у вас тут и с детьми гуляют…» Зайдя в храм, мы подошли к доске приходских объявлений, моя знакомая с любопытством их читала, и тут из молитвенного зала вышел о. Августин, он был в пальто, хотел, наверное, выйти на улицу, но остановился и, подойдя к ней, сказал: «Здравствуйте, вы можете пройти внутрь, не стесняйтесь, у нас очень красиво».

Она его поблагодарила, я подошёл и поздоровался с ним и попросил благословить, он не отказал и освятил розарий, который я купил для своей знакомой. Она опешила и была искренне удивлена: «Вот так просто?! По-доброму? Не шикают на тебя? Не надменно, а по-простому и доброму? Он, как из кино, настоящий священник!» Я сказал: «Да, у нас так».

Моя знакомая с младенчества в Православной Церкви, чисто формально, но она стала интересоваться католической верой, жизнью приходов, читать и рассказывать людям, развеивая стереотипы… Нет, она не стала нашей прихожанкой, но очень приятно и радостно, что люди так тепло о нашей вере отзываются.

Отец Августин – прекрасный, милосердный человек. Это священник, который видит сердце прихожанина. Он открыл новую страницу моей жизни, жизни в единстве со вселенской Церковью! Спасибо о. Августину за его служение, за его добрые дела!

Сестра Мария Стецка:

Три вещи я хотела бы сказать об о. Августине.

Во-первых, я благодарю его за простое и смиренное служение в России. Я знаю, что многие годы он был ассистентом главы салезианцев в странах Восточной Европы и в том числе был ответственным за миссию ордена в России. И с этой высоты он сошел к простому служению священника. Он удивительно принимал это служение как своё призвание.

Я как монахиня хочу подчеркнуть, что он всегда защищал суть призвания. И в кратких поучениях после моей исповеди он всегда выделял суть жизни в монашеской общине – выполнение обязанностей перед Богом и перед людьми.

Монашеское служение – это специфическая харизма, особое призвание. Но о. Августин всегда очень внимателен к дыханию Святого Духа в мирянах, в простых людях, в молодых душах. Например, он умеет очень деликатно присесть на скамейку во дворе храма к одинокому человеку и начать разговор. Я знаю от молодых людей, что эти разговоры не раз и не два заканчивались в конфессионале, и не раз и не два он обнаруживал таким образом в душах людей призвание к монашеской жизни. Бог многих зовет, но не всегда человек сам может услышать этот призыв, а у о. Августина есть очень тонкое пастырское чутьё и дар распознавания призвания.

И третье, что я хочу сказать, также связано с исповедью: о. Августин принимает по-отечески людей отвергнутых, оттеснённых на периферию общества.

Он пример доброго пастыря, который заботится о пропавших овцах, чтобы вернуть их в стадо Господне.


Юрий Леонидович Васильев, к.м.н., врач-стоматолог:

В Католическую Церковь я пришел взрослым, и о. Августин был первым, с кем я встретился духовно, если так можно выразить степень общения между рядовым прихожанином и священником.

Он был моим первым исповедником, когда после присоединения нас, группу, занимавшуюся у сестры Владиславы, направили к исповеди. Сказать, что было страшно, наверное, нелепо, потому что каждый практикующий католик понимает степень значимости этого состояния. Мудрость и доброта, предвидение и смирение, желание, как сам отец говорит, быть полезным – вот те человеческие качества, которые объединились в этом неутомимом труженике.

В жизни случаются разные ситуации, и бывает порой так, что в момент особой нужды отец тихо подходит сзади и утверждает, задавая вопрос: «Всё ли хорошо? Нам обязательно нужно поговорить и будет лучше».

Замечательно, что современные технологии не обходят Церковь стороной. И отец, если так можно сказать, является продвинутым пользователем интернета, расширяя границы своего пастырского служения. Хотя, многие знают, что, если хочешь найти о. Августина в храме, иди к конфессионалу – скорее всего, там и найдешь его, доброго исповедника, готового помогать нам в минуты отчаяния, горя или смущения.

Каждый человек, как бриллиант, чьи бесчисленные грани отражают свет, преломляя и умножая его. Отец Августин – хранитель и практик традиции, той, что называется экстраординарной формой Римского обряда, той, в которой он начинает Святую Мессу словами In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti.

В эти тёплые и солнечные дни Пасхального времени мы поздравляем Вас, дорогой о. Августин, с 60-летием Вашего рукоположения, днем рождения, и желаем Божьего благословения, радостных, здравых и долгих лет жизни!

Отец Иван Колесников:

С о. Августином я первый раз повстречался в начале двухтысячных. Тогда я был прихожанином и министрантом в храме святого Людовика и иногда захаживал к друзьям в Кафедральный собор. Одна прихожанка, когда я размышлял о том, к кому пойти на исповедь, сказала мне: “Не думай и иди к о. Августину – он святой”.

Наше первое знакомство в итоге и произошло во время исповеди, которой я боялся. Еще больший страх был исповедоваться у о. Августина, который на первый взгляд показался мне довольно строгим и неприступным: в сутане и в больших очках, как в старых фильмах о священниках. Несмотря на кажущуюся строгость, в жизни о. Августин оказался прямой противоположностью этому образу: всегда встретит улыбкой, внимательно и терпеливо выслушает и поможет. Спустя годы, когда я стал священником, мало что поменялось: о. Августина по-прежнему можно почти всегда найти в храме в исповедальне, выслушивающего прихожан.

Иногда можно услышать, что в Церкви недостаёт молодых священников, но мне, как молодому пресвитеру, не хватает именно старших священников-отцов и дедушек, если говорить о возрасте и воспользоваться такой семейной аналогией. Отец Августин является не только восполнением этого недостатка и примером священнической жизни, но и связующим звеном с традицией нашей великой Церкви, живым носителем которой он является.


Екатерина Крашенникова, Приход святых апостолов Петра и Андрея Российской греко-католической церкви:

Отец Августин – главный священник в моей жизни.

В 20-х числах декабря 2003 г., переходя поздно вечером дорогу, я попала под машину. И пока я лежала под капотом, уверенная в том, что мне пришел конец, в голове был только один вопрос: «Господи, как же так, ведь я хотела детей!» И в этот момент в полупрозрачной дымке мне улыбнулся Иоанн Павел II!

Позже оказалось, что машина задела меня не так страшно, в результате лишь сбив с ног, напугав и оставив следы от покрышек на моей одежде. Машина дождалась, пока я выползла из-под капота, и уехала, а я, невредимая, встала и в полусознательном состоянии благополучно дошла до дома.

Про Иоанна Павла II я знала только то, что это Папа Римский, но когда в сентябре 2004 г. родилась моя дочь, я дала обещание, что она будет католичкой. В 2006 г. я пришла в Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и сказала, что хочу покрестить ребёнка. Священник в ризнице сообщил мне, что в моей ситуации это невозможно: я сама крещена в Православной Церкви и не смогу воспитывать ребенка в католической вере.

Я, глотая слёзы, сидела на скамейке в храме, шли Мессы одна за другой. И тут ко мне подошёл о. Августин. Сел рядом. Очень деликатно предложил поделиться своей печалью. Каким-то удивительным образом он смог разобраться в моих полувнятных рассказах и понял меня (а я точно говорила хаотически, путано и эмоционально). Он говорил так просто и спокойно, что это спокойствие передавалось мне. Отец Августин сказал, что это возможно – моя дочь сможет стать католичкой, если католичкой стану я сама.

И я пошла на катехизацию. Помню, одна из женщин в нашей группе подготовки к таинствам очень хотела попасть на исповедь к самому строгому священнику. И сестра Владислава, которая вела нашу группу и понимала каждого из нас лучше, чем он сам, отправила её в конфессионал именно к о. Августину.

Я сама многократно обнаруживаю на исповеди у о. Августина, что его наставления всегда являются мне, как озарение: они очень понятные и кажутся простыми, но в то же время очень глубокие. Одно из них я всё время держу в памяти: «Если не грех то, что просит твой муж, то пусть будет, как он говорит».

Вскоре я присоединилась к Католической Церкви. А потом было венчание. И крещение нашей дочери Софьи. А вскоре сам о. Августин крестил нашего сына Романа. Мы хотели дать после крещения пожертвование, но о. Августин брать его отказался. Мы настаивали, но он сказал: «Вам сейчас эти деньги нужнее».

Прошло с тех пор много лет и событий. Мы, теперь уже большая семья с четырьмя детьми, продолжаем своё становление в Католической Церкви. У о. Августина всегда бывает минутка подойти к нам в храме, а в карманах обязательно находится календарик с молитвой, образок или конфетка для каждого ребёнка.

И мы всегда молимся за о. Августина, который вместе с нами проходит и наш путь.


Олег-Михаил Мартынов, прихожанин кафедрального собора Непорочного Зачатия, председатель Ассоциации Una Voce Russia:

Хотя по-польски салезианца называют не «отец», а «ксёндз», о. Августин для нашей общины стал именно отцом. Хотя община у нас, в целом, довольно молодая и, наверное, большинству он годится уже в дедушки! Он часто после Святой Мессы выходит из ризницы поговорить с теми, кто задержался в часовне или в коридоре, дать благословение, и обязательно говорит «спасибо».

А мы всегда благодарим его: за Мессу, за исповедь, за всю его заботу о нас. И ещё одно слово, которое всегда ассоциируется у меня с о. Августином — это «добросовестность». Многая лета, отче, и спасибо Вам за всё!

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич:

«Не мне, не мне, а Твоему Имени, Господи, слава!» – именно эти слова приходят на ум, когда я вспоминаю об о. Августине, монахе ордена салезианцев, который с 1990-х годов служит в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

Это человек, который не ищет земной славы, успеха, похвалы. Он прославляет Господа сам и стремится привести ко Господу других людей. Его можно назвать «узником исповедальни» или «узником конфессионала». Одному Богу известно, сколько часов во время своего священнического служения, особенно в Москве, он провел в конфессионале, выслушивая исповеди людей и отпуская грехи. Невозможно сосчитать тех людей, с которыми он встретился, которых он выслушал и которым помог найти дорогу к Богу.

Когда он приехал в Москву, то, как и каждый священник, он служил Мессы, совершал таинства, катехизировал, но проявилось и нечто иное – любовь к очищению душ людских в таинстве покаяния – будь это ребенок, будь это пожилой человек, здоровый или больной, ученый или простой рабочий… Его популярность в Москве очень велика не только среди католиков, но и, насколько я знаю, среди православных, причем даже среди православных священников.

Однажды, придя в кафедральный собор перед каким-то богослужением, люди исповедовались в разных конфессионалах, и один телевизионный журналист меня спросил: «Исповедоваться ведь можно везде? А почему в этот конфессионал такая короткая очередь, а в тот – такая длинная? Это же ненормально – люди в магазинах или в театральных кассах становятся в ту очередь, которая короче…» Я ответил, что каждый человек знает, куда он идет, кому исповедуется, а самая длинная очередь – к о. Августину. Да, все священники отпускают грехи, но после исповеди очень важно получить пастырский совет по поводу того, как человеку преодолеть грех, как выйти из трудной ситуации. И я думаю, что именно за этим люди идут к о. Августину.

Очень важно ещё подчеркнуть и смирение этого человека. Настоятели прихода, где служит о. Августин, моложе его, но пожилой священник – уже на девятом десятке – послушен им. Это очень важно. Господь любит смиренных. Глядя на о. Августина, многие священники стараются учиться у него, стараются взрастить в себе добродетель послушания.

Я сердечно поздравляю о. Августина с 60-летием священства и желаю ему обилия Божией благодати в дальнейшем служении всему народу Божию и каждому человеку, который к нему приходит, чтобы найти путь ко Господу.


Отец Августин Дзендзель:

Я полдня провожу в конфессионале, я слушаю людей. Читаю розарий, когда их жду. Неудобно, больно, я стар. Но каждый день я встаю в три ночи и читаю Венчик Божьему милосердию. Потом на молитву утром. Потом работа. Важно научиться выделять время. Всему. Работе, долгу, семье. И, главное, Богу. Не отговаривайся усталостью и работой, не ищи себе оправданий. Сложно не значит невозможно. И верь Ему!

Материал подготовила Ольга Хруль в рамках цикла «Церковь с человеческим лицом»

Фото: Ольга Хруль