После того, как в одном зарубежном зоопарке принародно убили и расчленили жирафа, едва тлеющий конфликт вегетарианцев и мясоедов снова обострился. Впрочем, я не буду писать про этого несчастного клетчатого гиганта – я буду говорить об отношении человека к животным в целом.
В свое время, чтобы определиться с личным мироощущением, я стала читать Писание, Книгу Бытия. Прекрасные строки об первых днях творения, о гармоничном и совершенном мире, который сотворил Бог (см. Быт 1: 27-30, 2: 19-20). И поразилась тому, что изначальный замысел Создателя вообще не предусматривал, что тот, «в котором душа живая», будет есть себе подобного!
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. (Быт 1: 29-30)
Творец поставил человека над всем тварным миром.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым… (Быт 2: 19-20)
«Наречение имени» в библейских текстах всегда имеет особый смысл, нам не всегда понятный. И этот эпизод включен в священный текст тоже не просто так. Тот, кто дает имя, и тот, кому его дают, связаны особым образом. Бог дал человеку власть над природой и власть эта тоже была в духе Писания – не как возможность получать любые выгоды и возвышаться над остальными, а как большая ответственность. Как служение. Творение было послушно руке человека. Послушно в радости и доверии.
Увы, как известно, гармонию мироздания разрушило грехопадения Адама и Евы. «Проклята земля за тебя», — сказал Бог изгоняемому Адаму. — «Тернии и волчцы произрастит она тебе». Все изменилось. Все творение было искажено первородным грехом, на всю тварь легли его последствия.
После потопа Бог сказал Ною:
Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте… (Быт 9: 2-4)
Как разительно это отличается от красоты и гармонии первых дней творения! Бог с печалью констатирует, что животные «отданы в ваши руки», что они «страшатся и трепещут», что они превратятся из друзей в еду. Мне кажется, мысль о том, что наши друзья стали нам едой, уже должна вызывать душевный дискомфорт.
Прошло несколько тысяч лет, и вот мы снова и снова спорим о том, как человек должен относиться к животным. Вегетарианцы и любители кровяной колбасы и сочных стейков сталкиваются в непримиримом противостоянии. Мы слишком далеко ушли от тех прекрасных дней, когда между человеком и животными была гармония. Так далеко, что нынешнее положение дел кажется нам более нормальным, чем то, что описано в первой главе Бытия.
Но все-таки кое-что сохранилось в памяти человечества. Духовные практики во всех мировых религиях все-таки регламентируют отказ от мяса (иногда и вовсе от любых продуктов животного происхождения). Монашеская традиция и Запада, и Востока до сих пор придерживается этого негласного правила. Агиографическая литература содержит множество историй об удивительной дружбе святых с разными зверями. Голодные хищники ложились у ног первомучеников, св. Франциск усмирял знаменитого своей кровожадностью волка, жалел червяков и проповедовал птицам (и вообще братался со всем тварным миром), со св. Серафимом Саровским и св. Сергием Радонежским дружили медведи, св. Герасим общался со львом… Сейчас огромное количество людей по всему миру сознательно отказывается от употребления мяса, занимается защитой окружающей среды, спасением животных. Все-таки в глубине души у многих сохранилась тяга к восстановлению первозданной гармонии с тварным миром.
В Писании есть прекрасное пророчество о преображенной земле, после воскресения мертвых:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. (Ис 11: 6-7)
Я вижу слова из первой главы Бытия и эти красивые строки из главы о царстве Мессии как две крайние точки всей драматичной истории человечества. То, как было «хорошо весьма», и то, как будет, когда закончится история этого мира, и Бог соберет Свою жатву, отделив пшеницу от плевел.
Именно поэтому мне очень близка идея об отказе от насилия над животными. Да, идея в современном контексте маловыполнимая. Многовековая, громадная, глобальная индустрия животноводства, выделки шкур, традиции охоты и т.д. и т.п. Это привычная часть нашей привычной картины мира. Мы просто не хотим думать о том, что может быть как-то иначе. Мы привыкли, нам нравится, нас все устраивает. Зачем что-то менять?
Нет, я не тешу себя иллюзиями. Я знаю, что невозможно в один присест отменить племенное животноводство, охоту и всех сделать травоядными. Но все-таки мне хотелось бы видеть в людях (особенно в верующих) больше стремления к той первозданной гармонии. К той гармонии, отсвет которой несли святые, о которой с такой нежностью и воодушевлением писал Исайя.
Да, тут очень важно сразу оговориться. Человек со времен потопа пользуется животным миром в своих целях. Человек ест животных, употребляет их шкуры для одежды и предметов быта. Сейчас все лекарства, косметика и бытовая химия тестируются на животных. Увы, как это ни прискорбно, но нужно признать, что на данном этапе развития мы не сможем без этого обойтись. Но все-таки позвольте мне применить старый аскетический принцип «ничего лишнего». От чего человек может отказаться, а без чего действительно погибнет?
Говоря честно: технологии ушли так далеко, что одежда из шкур уже не является жизненно важным предметом. Есть шерсть и хлопок, есть лён, есть множество синтетических тканей. Давно придумали заменители кожи, научились шить очень теплые и красивые пуховики (с птичьим пухом и с синтетическими волокнами), валять валенки и вязать красивые теплые шапки.
Кроме того, наука не знает случаев, когда человек умер бы, отказавшись от употребления мяса животных. Зато где-то в Японии есть город долгожителей, который стал научным феноменом и предметом пристального изучения. Так вот, рацион местных жителей состоит большей частью из морепродуктов.
Но есть географические широты, где именно мясо является главной пищей. Народы крайнего Севера разводят оленей и считают это животное своим благодетелем, ибо получают от него и пищу, и одежду, и дом, и предметы быта, и лекарства. И они, несомненно, погибнут без своих прекрасных оленей. Для них именно олень – это «ничего лишнего».
На самом же деле, главной проблемой для человека является вопрос удовольствия. Который изящно отодвигает базисный принцип о необходимом минимуме и погружает человека в бесконечную погоню за насыщением ненасытных аппетитов. Нужно признать: человеком движет не только инстинкт выживания, но и, увы, неконтролируемая тяга к удовольствиям, к удовлетворению своих желаний. То, что в аскетической литературе называется словами «похоть» и «страсть» (зачастую неправильно понимаемыми исключительно в сексуальном ключе). Эта тяга порождает большинство смертных грехов и является причиной практически всех бед, зол и страданий человечества.
Давайте будем честны сами с собой: мясо мы едим вовсе не потому, что погибнем без мяса. А просто потому, что привыкли, потому что нам нравится. Потому что мы не находим в себе сил и мотивации отказать себе в гастрономическом удовольствии. Мы покупаем шубы и кожаные сумки совсем не ради выживания. А, опять же, по привычке и чтобы получить удовольствие. Мы потребители. Мы не привыкли думать, откуда берется красивая норковая шуба или вкусный шашлычок – мы потребляем уже готовый продукт и получаем свою долю удовольствий. Между тем, как я знаю из признаний сельских жителей, далеко не каждый из тех, кто живет в деревне и держит хозяйство, способен заколоть корову. И даже свинью. Забой скота – это вообще крайне сомнительное удовольствие. Мне попадались разные истории, как бычки, которые шли на убой на мясокомбинате, плакали. И как после таких душераздирающих сцен увольняются работники этих комбинатов (хотя именно их невозможно заподозрить в интеллигентской слабохарактерности). Всех этих ужасов рядовой потребитель не видит – он получает лишь конечный продукт. Изящную сумочку, вкусный стейк и шикарную шубу. Я уже не говорю о такой ужасной вещи, как охота – большинству жителей планеты сейчас не нужно бегать за мамонтами, чтобы накормить семью. Охота – это элитный отдых, способ получить то самое удовольствие.
И, если говорить еще более честно, если нас охватывает сильное желание, мы всегда находим способ подвести под свое «хочу, хоть лопни!» мощное обоснование. Курильщик всегда будет кричать о свободе личности (и неважно, что от курения будут большие проблемы со здоровьем, и страдают окружающие). Донжуан будет кричать о той же свободе личности, правда, в своем, пикантном ключе. И, уверяю вас, найдет и нужные цитаты, и нужные авторитеты для оправдания своего безответственного полового поведения. Олигарх, покупающий себе элитную мебель за 10 миллионов, шесть лакированных автомобилей и золотой унитаз, будет кричать о священном праве на частную собственность также уверенно и рьяно, как нищий тунеядец будет защищать свое право быть профессиональным нищим.
Вообще, этот универсальный вопрос рядового потребителя «Если я могу себе это позволить, то почему я должен от этого отказаться?» порождает большинство человеческих бед. Когда в человеке говорит не разум, а страсть. Острое желание. И исцелить все это может только старый, универсальный аскетический закон – «ничего лишнего». (К слову, мы можем увидеть действие этого закона даже в природе: тигр не убивает 10 косуль из-за неуёмного инстинкта хищника. Он убивает ровно столько, сколько ему необходимо для пищи. Не для удовольствия, не для роскоши, а исключительно для выживания.)
И это только одна часть вопроса об отношении к животным. А если вспомнить о жестокости к живности ради удовольствия? У меня просто сердце останавливается от таких историй. Как заводят собак и кошек, а потом выбрасывают на улицу «потому что надоел» или «жалко новенькие обои». Дикие сообщения об отраве, которую время от времени разбрасывают в парках догхантеры, и любимые домашние питомцы умирают в страшных мучениях под рыдания детей и стариков. Как держат диких зверей в тесных клетках и морят их голодом всякие бродячие зверинцы. Как губят редких животных и птиц ради выгоды (вообще черный рынок редких животных считается самым крупным после торговли наркотиками, оружием и людьми). Страшная тема.
Церковь справедливо называет загрязнение окружающей среды и жестокость к животным смертными грехами. Церковь справедливо почитает св. Франциска не только как великого аскета, чудотворца, молитвенника, мистика и основателя орденов, но и называет его покровителем экологов и защитником разной живности. Да, мы живем в мире очень искаженном, испорченном, израненном, в котором невозможно осуществить идеал. Но если бы люди вспомнили о том, что им не нужно ничего лишнего, этот идеал уже был бы близок к осуществлению.
Но для начала давайте хотя бы потрудимся поразмышлять. Всерьез. Ведь то, что описывает пророк Исайя, — это наше с вами будущее. Это Царство Христово. И там, по свидетельству пророка, сугубо вегетарианское меню.
Ольга Лехтонен