В жизни каждого верующего молитва играет важную роль. Собственно говоря, жизнь христианина и отличается тем, что всё в своей жизни он стремится делать с молитвой и упованием на Бога.
Современный прагматический мир недооценивает силу молитвы и не до конца понимает её смысл. Людям часто кажется, что намного легче всё просчитать и сделать что-то самому, нежели на кого-то надеяться, даже если этот кто-то – сам Бог. Поэтому монашеская жизнь, связанная с уходом в монастырь, у многих вызывает недоумение или сочувствие.
Однако пророк Илия одной своей молитвой совершил больше, чем могли сделать все пророки Вааловы вместе взятые. Молитва Илии на горе Кармель – это победа веры и упования на Бога.
На Кармель приходили отшельники в поисках тишины, молитвы и единения с Богом. В XII веке, в пору крестовых походов, к ним присоединялись многие рыцари и паломники. В результате возникла христианская община, которая впоследствии положила начало Ордена Кармелитов, или, как он официально называется, Орден Братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель. Первый устав нового ордена в 1207-1209 гг. написал св. Альберт, латинский патриарх Иерусалима. Этот устав был утверждён в 1226 году Папой Римским Григорием III.
В связи с турецким нашествием в Палестину жизнь отшельников оказалась под угрозой. Монахам пришлось эмигрировать в Европу. В силу необходимости устав ордена был смягчён, что привело к изменению характера ордена с отшельнического на отшельническо-апостольский.
Новый этап в жизни ордена начался в XVI в. Вдохновлённая примером первых отшельников, Тереза Авильская (впоследствии ставшая святой и первой среди женщин провозглашённая Учителей Церкви), вместе с Иоанном Креста провела реформу ордена, отягчённого многими пережитками Средневековья. Новая монашеская семья получает название «босых» кармелитов и кармелиток. До наших дней молитва является основной задачей и призванием кармелитов. Тереза Авильская учит всех нас: «Молитва – это, выражаясь образно, «дождь с неба», она является даром Божиим», — но тут же замечает: «Важно не переставая заботиться о времени молитвы; этот путь любви, как я его понимаю, есть путь динамичный, а значит, нам нельзя на нём останавливаться».
Два часа в день кармелитка проводит в мысленной молитве. Для св. Терезы и мысленная молитва – не что иное, как дружеское общение и частый доверительный разговор с Тем, о Ком мы знаем, что Он нас любит. Чтобы иметь возможность говорить с Ним, нет надобности говорить громкою Он рядом с нами и слышит всё. Чтобы встретить Его и радоваться вместе с Ним, нам не надо искать Его далеко. Нам нужна только тишина, чтобы услышать Его голос в наших сердцах. Мы не должны ужасаться от сознания того, что столь достойный Гость поселился в наших сердцах.
В прошлом столетии многие верующие женщины нашли свою дорогу к святости именно в молитвенном восхождении на гору Кармель. Это, в первую очередь, Тереза де лос Андес из Чили, блаженная Елизавета Святой Троицы и святая Эдит Штайн, в монашестве Тереза Бенедикта от Креста, которая была канонизирована Папой Иоанном Павлом II 11 октября 1998 года.
Вот что пишет о молитве святая Эдит Штайн, которая после девяти лет молитвенного служения людям в 1942 году погибла в газовой камере Освенцима, отдав свою жизнь во славу Божию и ради спасения Германии: «Молитвенная жизнь самого Христа даёт нам ключ к пониманию Молитвы Церкви. Первосвященническая молитва Спасителя открывает нам тайну внутренней жизни: проникновение друг в друга Божественных Лиц Святой Троицы и жизнь Бога в душе».
Жизнь кармелитки протекает сокрыто и в молчании. Необходимым условием этого становится затвор – подобие пустыни, в которой жили первые отшельники.
Затвор у многих ассоциируется с каменной клеткой и четырьмя стенами, где увядает молодость и жизнь. Но не будем забывать, что Бог – источник всякой жизни: цветов, птиц, людей, а кроме того, Бог для верующего – это источник жизни в Духе; поэтому жизнь в затворе – это скорее открытие истинного существования, не заключённого в понятия «иметь и делать», но в понятие «быть».
Хотя в России не всегда понимали, что значит затвор, на нашей земле просияли святостью такие великие затворники, как Тихон Задонский, Феофан Затворник, вышенский затворник святитель Феофан. Они оставляли в своей жизни многое: епископские звания, почести, знакомых и друзей ради любви к Богу и желания соединиться с Ним, но, удаляясь от мира, эти люди открывали Божий мир другим душам. Феофан затворник, проживший отшельником последние 20 лет своей жизни, учит нас затвору сердца: «Когда молитва твоя до того укрепится, что будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора затвор будет. Ибо что затвор есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит перед Богом в благоговении и выходить из сердца или заняться другим не хочет. Этого затвора ищи». Я думаю, что христианину следует стремиться именно к такому затвору, затворить своё сердце от грехов и бессмысленных страстей мира, от ненужных дел и суеты и больше времени проводить в молитве.
Поскольку Орден Босых Кармелитов – созерцательно-апостольский, каждая кармелитка призвана быть матерью душ и молиться об их спасении. Как сёстры милосердия отдают своё время, руки и сердце для того, чтобы помочь телесным нуждам их братьев и сестёр, так кармелитки жертвуют своё время, сердце и жизнь ради спасения бессмертных душ.
Жизнь затворницы – это жизнь жертвы. Подобно маленькой белой хостии, эта жизнь скромна и малозаметна, но сколько света приносит миру такая самоотдача, мы можем видеть на примере жизни Терезы из Лизье, или, как её ещё называют, Малой Терезы. Эта воистину великая святая нового времени может быть примером молитвы как для монашествующих, так и для мирян.
Подобно пророку Илии, который восклицал: «Жив Господь и жива душа моя!» — малая Тереза просто жила Богом и устремлялась к Нему как в испытании, так и в радости.
Пусть по заступничеству всех святых кармелитов наша обыденная жизнь станет путём доверия и молитвы нашему Небесному Отцу, путём, ведущим в жизнь вечную!
Юлия Табунщикова
Источник: Журнал «Твой Благовестник»