О «непогрешимости» Папы Римского

18 июля 1870 года Католическая Церковь провозгласила догматы о первенстве Папы Римского над Вселенской Церковью и о безошибочности учительства Папы Римского, когда оно провозглашено ex cathedra. С последним связано огромное количество мифов, в частности, миф о том, что католики верят в «непогрешимость» Папы. В очередную годовщину вспомним статью епископа Николая Дубинина, написанную к 150-летию этих догматов и развеивающую заблуждения вокруг них.

Скорее всего, истоки данного мифа нужно усматривать в неправильном переводе термина. Латинское слово «infallibilitas» на русский язык переводится и как «безошибочность», и как «непогрешимость». То есть, в латинском слове нет ничего общего с корнем «peccatum», означающим «грех». Это проблема русского перевода. Причём, если рассматривать слово «непогрешимость», то происхождение его связано не со словом «безгрешность», а со словом «погрешность». То есть, когда мы говорим о допустимой погрешности в области математики или социологии, это не значит, что 2-4% совершают грех. Это граница ошибочности. Скорее всего, это пошло отсюда и приобрело, к сожалению, идеологическую и отчасти юридическую окраску, когда говорят об этом. Потому что в полемике вокруг Католической Церкви в русскоязычной среде часто всплывает этот миф.

На самом же деле, никто и никогда в Католической Церкви не говорил, что Папа безгрешен. Никому ничего подобного не могло прийти в голову.

Церковь по своей природе соборна. В катехизисе говорится о том, что безошибочность – правильный термин – это дар Святого Духа. Этим даром пользуется не отдельный человек. Он дан Церкви как таковой. Поэтому в первые века Церкви, когда начинает определяться христианское вероучение, именно такой безошибочностью обладает Собор, на котором иерархи, в единстве между собой, под действием Святого Духа, провозглашают догматы, общие для всей Церкви. Те, которые сейчас являются общими для Католической и Православной Церкви: о природе Христа, о богоматеринстве Девы Марии. Когда возникали какие-то разногласия и споры, то это разрешалось именно Соборами. Собирался Собор, приезжали епископы, спорили, молились, доказывали и определяли. И решение Собора составляло основу, фундамент веры. Если ты хочешь быть христианином, ты должен это принимать. Если ты это не принимаешь, то ты еретик или схизматик. Именно такая безошибочность,  в виде Собора, была характерна для Церкви.

В катехизисе в русском переводе во избежание разночтений употребляется слово «безошибочность» как главный термин и в скобках – «непогрешимость». А в Католической Энциклопедии, например, есть статья о безошибочности, и нет статьи о непогрешимости, даже отсылки нет.

Догмат о безошибочности Церкви в вопросах вероучения не формулировали – это была не подлежащая сомнению и дискуссии практика Церкви. Кроме того, она имеет библейское основание – слова Иисуса: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18). И с первых лет существования Церкви мы видим, что все важнейшие вопросы решаются апостолами, их соратниками и преемниками, то есть Церковь собирается. Первый Иерусалимский Собор описан в Деяниях Святых Апостолов. Поэтому это был естественный ход событий и одно из фундаментальных положений Церкви.

Потом, по мере того, как Церковь росла, становилась всё больше, делилась, к сожалению, Соборы становилось созывать всё труднее, и вопросы касались более частных моментов. Да, они были связаны с вероучением, с нравственностью, но всё основание вероучения уже было положено первыми вселенскими Соборами. Поэтому такая практика становилась всё реже, а в Латинской Церкви всё больше возрастала роль Папы. Существовали разные мнения по поводу того, должен ли Папа, если он хочет что-то провозгласить, обязательно созывать Собор. Или, если Папа выступает против Собора – Папа сказал одно, а Собор другое – кто выше? Было такое течение – канцеляризм. Оно как раз утверждало, что Папа без Собора ничего сказать не может. Но посмотрим на ситуацию Католической Церкви от Тридентского Собора и дальше… до Первого Ватиканского Собора прошло почти 300 лет. 300 лет ни один Собор не созывался. А поводом для созыва Тридентского Собора, до которого тоже много лет Соборов не собиралось, было потрясение для всей Церкви – длительный и трагический процесс Реформации, когда нужно было всем миром, всей Церковью бороться. Тогда были сформулированы важнейшие догматы, и казалось, что всё будет неприкосновенно в Католической Церкви.

Догмат же о безошибочности Папы принимает Первый Ватиканский Собор. Кстати, это единственный догмат, принятый на этом Соборе. Он был собран спустя почти 300 лет после Тридентского Собора, в сложные по-своему времена. Может сложиться впечатление, что Первый Ватиканский Собор был собран для того, чтобы вообще поставить точку в Соборах. Но, на самом деле, это просто отражение исторических фактов Католической Церкви, потому что после Триденсткого Собора всё было строго иерархично, клерикализовано. Есть Папа, он принимает Катехизис, он утверждает литургические книги, Кодекс Канонического Права… Всё очень жёстко и максимально определено. Нет больше нужды в дискуссиях и дебатах. То есть Первый Ватиканский Собор только подтвердил то, что уже и так фактически было: что Папа в вопросах веры и нравственности обладает данной Богом, в силу его служения, безошибочностью.

«Безошибочность Папы является даром Святого Духа, данным Папе Римскому как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не из-за его личных качеств (как и любой другой христианин, Папа Римский не ограждён от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди)», — гласит догмат. Кроме того, в нём ясно написано, что безошибочность распространяется только на те случаи, когда Папа «как верховный пастырь и учитель всех верующих, окончательным решением провозглашает положение учения о вере и нравственности», то есть, делает это «ex cathedra».

То есть, когда Папа как Верховный Понтифик торжественно, публично и официально произносит то, что касается веры или нравственности, это значит не то, что он не может ошибиться, а что это надо воспринимать как истинное вероучение.

Как уже говорилось выше, после Первого Ватиканского Собора казалось, что точка поставлена. В Церкви присутствовало сознание, что достаточно мнения Папы. И поэтому, когда Иоанн XXIII решил собрать собор, это было, как гром среди ясного неба. Никто не думал, что кто-то, особенно, этот Папа, будет собирать Собор, который, казалось, никому не нужен и не принесет ничего, кроме траты денег.  На Втором Ватиканском Соборе в Конституции «О Церкви» иерархи возвращаются к исходной идее, что, когда созванный Папой Вселенский Собор произносит своё мнение, дает какие-то догматы, это обладает безошибочностью, но при этом не лишает этого дара самого Понтифика.

Здесь можно провести параллель с устройством монашеских орденов, где высшая власть – это капитул, а от капитула до капитула эта власть капитулом же вверяется одному человеку и его совету, который является вспомогательным органом. Здесь точно так же.

И конечно, безошибочность не распространяется на какие-то частные бытовые мнения. То есть, если Папа обедает и считает, что суп пересолен, то это мнение просто отражает его вкус. Если он смотрит на какую-то картину, и она ему нравится, то это тоже не безошибочность. Например, в эпоху Возрождения было принято изображать людей обнаженными, в том числе, такие изображения присутствовали в росписи Ватикана. А другому Папе в другую эпоху это не понравилось, и он приказал зарисовать обнаженную натуру. И это, опять же, дело вкуса, хоть это и связано, вроде бы, с нравственностью. Но это не догма Церкви, и догмат о безошибочности на это не распространяется. Точно также папские буллы, катехезы, энциклики не попадают под этот догмат. В них Папа только повторяет суть вероучения и размышляет над ним.

Своей безошибочностью, в полном смысле этого слова, Папы пользовались не так уж часто. Это касается догмата о Непорочном Зачатии, который был провозглашен Папой в 1854 году, а так же догмата о взятии в Небо Пресвятой Богородицы. Важно заметить, что Папа не придумал это сам в один прекрасный день. Он использует свою власть, чтобы окончательно закрепить то, что в Церкви есть, потому что и в Непорочное Зачатие, и в Успение Богородицы вера Католической Церкви была, и почитание было. То есть, без догмата о безошибочности Папы ему пришлось бы собрать Собор, но у него есть курия, есть богословы… Ему подготавливают все документы, и он принимает решение как Слуга Слуг Божьих.

Если Папа такой догмат провозгласил, а мы его отвергаем, не верим или сомневаемся, то у нас большие проблемы с «католичностью» нашей веры.

еп. Николай Дубинин, OFMConv