Мы живём в эпоху растерянных родителей. Раньше веками ничего не менялось, а сейчас каждые пять лет происходит нечто, способное кардинально переменить образ жизни. Традиционный уклад предлагал готовить детей к взрослой жизни, знакомить их с принятыми формами жизни, труда, отдыха, взаимоотношений. Знакомить очень практично, через действие и участие в общей жизни семьи. Сегодня всё по-другому, и детство мам и пап настолько не похоже на детство их сыновей и дочерей, что теряешься – за что зацепиться, как найти точку контакта? Я очень люблю книги и стараюсь читать книги вместе с дочерью. Пока, вроде бы, получается. Наверное, от того, что у меня самого глаза горят, когда я перечитываю детские книжки или, что ещё круче – читаю их впервые. Но от этого я не становлюсь менее растерянным.
Родители смотрят на детство своих детей и не знают, что с этим делать. Беспомощность – неприятное чувство. Оно часто становится причиной желания устраниться и переключиться с воспитания на обеспечение. Родитель принимается много работать для ребёнка, но немного быть вместе с ребёнком. Он становится усталым, потерянным, раздражительным, боясь, что его уличат в потере понимания того факта, что значит быть родителем. Внешне он может говорить самые правильные вещи, организовывать для ребёнка физическое, эстетическое и интеллектуальное воспитание, но сам демонстрирует потерю яркости жизни, действует так, будто его заставляют жить, а не он сам этого хочет. Реальная жизнь прекращает ощущаться даром Бога, она становится тягостной обязанностью.
Мы знаем, что пример воспитывает гораздо лучше, чем слова. Особенно, если это пример мироощущения. Дети быстро улавливают настроение родителей, и не только их. Окружающие взрослые, в большинстве своём, переживают то же самое. Ребёнок приучается не проживать моменты времени, а отбывать срок – в детском саду, в школе, постоянно находится в ожидании чего-то более яркого и необычного, теряя способность понимать, что яркость и красота – в душе смотрящего. Мамы и папы детей с таким же нервным ожиданием предвкушают выходные, отпуск, а когда они наступают, неизменно разочаровываются.
Я иногда прошу своих клиентов подумать, что для них означает быть взрослым человеком. Кто он? Какой он? Что он любит? Чего боится? Для чего живёт? А ещё задуматься, что способно приносить удовлетворение в жизни? Ответы обычно, очень интересные. Картинка «взрослой жизни» — это такое место, в которое ни в коем случае не хочется попадать.
К счастью, человек создан по образу и подобию Бога, и он пытается защититься от жизни, проявляя аспекты божественного в себе, только выходит коряво. Бог Отец, в первую очередь – Создатель мира, а человек создаёт себе иной, альтернативный мир иллюзий. Это могут быть компьютерные игры, пространство Интернета, дающее массу возможностей казаться, а не быть. Со временем можно уходить в реальность опьянения алкоголем, наркотиками, азартом или сексом. Бог Сын бросил вызов князю века сего, пожертвовал Собой и искупил нас. Молодой человек решается на бунт против того капкана обязательств, который ему ненавистен, начинает перечить миру взрослых, воспринимая его как сонм лицемерных фарисеев и книжников. Святого Духа мы так же называем Утешителем. Люди обычно получают утешение в сообществе себе подобных. Дети и молодёжь создают группы – реальные и виртуальные, в которых можно выразить и разделить боль от соприкосновения с реальностью. Даже в стеснённых условиях ребёнок продолжает нести на себе подобие Бога, он чувствует неправильность окружающего мира, но всё идёт наперекосяк, потому что нет любви. Нет любви к жизни, людям, к себе и Богу, потому что любви научиться можно только на примере. Сложно показать пример Божьей любви, не имея перед глазами любви родителя. Писание описывает отношения между божественным и человеческим именно как детско-родительские.
Многие родители, честно признавшись себе, скажут: «Я не умею любить. По крайней мере, я не могу давать эту любовь всегда». Мне кажется, этот честный ответ – начало перемен к лучшему. Мы позволяем себе быть несовершенными, искать путь и прекращаем убегать от него. Честный к себе родитель, способный быть уязвимым и, одновременно, любящим, чутким и направляющим в том, в чём чувствует свои силы, начинает делиться искусством жить, в котором не каждый день наполнен радостью. Бывают моменты падения, скорби, гнева, но, одновременно, преодоление, утешение, неравнодушие. Ребёнок видит, что жизнь бывает разной, начинает познавать её вместе с родителями, и вот мы вместе начинаем двигаться к тайне жизни, понимая, что наших сил недостаточно. Тягостная обязанность превращается в совместное путешествие. Именно здесь нас встречает Иисус со своим знаменитым: «Невозможное человеку возможно Богу». С этого момента начинается новая жизнь: кроме детей и родителей мы оказываемся братьями и сёстрами. Это даёт мне надежду.
Максим Чекмарев
Фото: english.sakshi.com