Многие люди, впервые столкнувшись со знаком тау, спрашивают, что это. Крест ли это? И почему он (тау) должен быть именно деревянным?
Если мы обратимся к истории, то узнаем, что «тау»- это последняя буква еврейского алфавита. Она имела особую символику для ветхозаветного мировосприятия. У пророка Иезекииля читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез 9,4). Таким образом, тау – это знак, отмечающий тех, кто устоит в День Гнева Господня и будет спасен.
Первые христиане воспринимали его двояко. С одной стороны, они соотносили его с последней буквой греческого алфавита «омега», символизирующей конец творения (ср. Откр 21,6 и Откр 22, 13). С другой стороны, они связывают тау с Крестом, опираясь на внешнее сходство.
Сейчас стало принято носить тау (наряду с розарием) просто как украшение. Тем не менее, это вовсе не игрушка, приносящая удачу. И не знак уважения к св. Франциску и францисканцам. Для первых Меньших Братьев тау был символом особой принадлежности Христу, осознания себя как чада пострадавшего и распятого Господа. Знак особого, ни с чем не сравнимого доверия Богу.
В тау сокрыты три аспекта францисканской духовности: понимание себя как чада Отца, верность Христу и послушание Церкви, подобное тому, как Иисус был послушен Отцу.
Для самого св. Франциска древний знак «тау» имел особую силу. В нем он видел не только знак благословения, но и всю красоту смиренного, бедного францисканского образа жизни. Св. Бонавентура пишет: «Муж Божий [Франциск] окружил сей знак особым почитанием, часто говорил о нем в своих речах, клал его перед началом своих занятий и собственноручно подписывал этим знаком письма» («Малая легенда» 2,9). Ставя «тау» в конце документа или послания, св. Франциск тем самым делился своей убежденностью, что каждый человек может обрести спасение через Крест. В конце концов, получив дар стигматов, Серафический Отец сам стал словно живое тау. К такому свидетельству он призывает и своих духовных детей.
Почему тау обычно из дерева? В этом тоже кроется особый смысл. С одной стороны, дерево – материал непрочный и недолговечный. Оно напоминает нам о хрупкости нашей жизни и о той нищете перед Богом, которая позволяет войти в Царство Небесное. С другой стороны, дерево очень податливо и легко поддаётся обработке. Оно также напоминает нам, что мы должны быть послушны воле Божией. Францисканцы-миряне, вступая в Орден и принося обеты, вспоминают именно свои крещальные обязательства. Надевая на себя тау, они подтверждают, что Слово Божие будет формировать их жизнь, и они будут особенно податливы для действия Святого Духа, чтобы стать истинными свидетелями Евангелия, «переходя от жизни к Евангелию и от Евангелия к жизни».
Анна Гольдина
По материалам www.aleteia.org
Фото: patrz-sercem.flog.pl