о. Томас Гарсиа, SJ: «Образование – это не только получение знаний»

С начала марта открыт набор на следующий учебный год в Институте св. Фомы в Москве в трёх направления: «Иисус истории и Христос веры. Христология в диалоге», «Искусство и духовность. Художественная культура средних веков и возрождения» и «Психология и духовное развитие человека». О новых программах и направлениях развития института мы поговорили с его ректором, отцом Томасом Гарсиа, SJ.

— Отец Томас, насколько я понимаю, принципиальное отличие нового набора в том, что эти программы рассчитаны на один учебный год, а не на два, как это было раньше. Почему было принято такое решение?

Теологическое образование в Институте св. Фомы продумано следующем образом: сначала студент может получить общие знания в теологии – это то, что мы называем «Вера и диалог». Несмотря на то, что это введение, процесс обучения очень глубокий. После введения студенты Института или новый набор имеют возможность получить более глубокие и специфические знания – это «Иисус истории и Христос веры».Это изучение христологии через догматическую, историческую, библейскую и религиоведческую перспективу. В будущем это более специфическое знание может быть направлено на экклесиологию, эсхатологию и др.

В программе «Искусство и духовность» оперирует такая же логика. Студент может получить на первом году общие знания о развитии христианского искусства на Западе и Востоке, и на следующем академическом году (2016- 2017) студенты или новый набор могут углубить свои знания через программу «Искусство и духовность. Художественная культура средних веков и возрождения». Это дает имвозможность выбрать, насколько глубоко они хотят обучаться этим предметам.

В программе «Психология и духовное развитие человека» логика немного другая, поскольку это более практическое направление. Мы хотим попробовать в следующем академическом году сконцентрировать программу до одного года обучения, чтобы было удобнее для студентов, особенно для тех, кто хочет повысить свою квалификацию. В будущем мы хотим предложить более короткую, направленную, практическую программу на один семестр.

— То есть теперь вы предлагаете более узко специализированные программы: не богословие, в целом, а именно христологию; не просто искусство, а художественную культуру конкретных исторических периодов…

Именно, как я сказал, идея такая: идти от более общего и качественного введения к более узко специализированным и далее повторять эту динамику. Это дает возможность нашим студентам продолжать учиться у нас и для нового набора идти к более специфическим дисциплинам без нужды идти через общее введение. Это образ обучения теологии и искусству очень подходит для дополнительного образованию и является инновационным. Одновременно эти более специфические программы позволяют студентам изучать такие предметы, как «Иисус в контексте ислама», «Иисус в контексте иудаизма» или «Иисус у еретиков». Или – в контексте искусства – изучать Средневековую гимнографию и литературу, христианскую мистику и её отражение в искусстве… Это предметы, которым было бы невозможно обучиться в рамках общей программы.

— На сайте института написано, что вступительные экзамены отсутствуют, однако, придется пройти вступительное собеседование. Для чего оно? Что оно должно выявить?

Да, вступительные экзамены отсутствуют, так как это дополнительный стресс для студентов. Вступительное собеседование существует по разным причинам: во-первых, Институт хочет познакомиться со студентом с самого начала, чтобы узнать его интересы, идеи, сферу деятельности, и что он ожидает от института. Мы верим, что образование – это не только получение знаний, но это также и личный процесс, где большую роль играют их интересы, община студентов, диалог с преподавателями и студенческие мероприятия (конференции, походы в музеи и др.). Во-вторых, на этом собеседовании обсуждается возможность получения дополнительного общего образования или повышения квалификации, в зависимости от имеющийся специальности поступающего. Исходя из этого, программа для обучающегося будет немного отличаться.

— Сам набор дисциплин подсказывает, что в числе преподавателей института должны быть как духовные лица, так и светские специалисты. Вы сотрудничаете с какими-то светскими учебными заведениями?

То, что обогащает Институт – это то, что здесь собираются профессоры из разных Институтов и Университетов Москвы и одновременно разные духовные лица православного и католического мира. Это понятно, поскольку среди наших студентов есть католики, православные, протестанты и те, кто не принадлежит к какой-либо религиозной конфессии. Мы очень внимательно относимся к приглашению наших преподавателей, чтобы обучение было максимально качественным, поэтому среди них есть преподаватели из МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ и других ведущих московских вузов. Более формально Институт также сотрудничает с разными Институтами и Университетами по определенным проектам, к примеру, каждый год мы организуем конференции совместно с такими учебными заведениями как Государственный Санкт-Петербургский Университет, Институт Европы, Григорианский Университет и др., также есть несколько будущих проектов совместно с НИУ ВШЭ.

— Написаны сотни научных работ о теоретических принципах иезуитского образования. Многие крупнейшие мировые университеты основаны и по сей день окормляются иезуитами. Не могли бы вы кратко назвать основные столпы иезуитского подхода и как они реализуются в Институте св. Фомы?

Иезуитское образование развивалось по-разному в течение последних веков, нельзя сказать, что оно было одним и тем же. Иезуитское образование в начале было вдохновленно образованием Университета Парижа, где учился св. Игнатий. В 1591 г. было написано Ratio Studiorum – документ, который определил план для обучения в иезуитских школах и который с успехом существовал много лет. Иезуиты с самого начала преподавали в разных Университетах и потом создали свои. В настоящем действует прекрасное сотрудничество между ними. Сам Институт св. Фомы – член органа, объединяющего все иезуитские факультеты теологии и философии в Европе, и оттуда мы черпаем много идей.

Отвечая на Ваш вопрос, я сказал бы, что иезуиты понимают образование как мультидисциплинарный процесс – это не только получение информации или развитие какой-то профессиональной компетенции, это интегративный подход, вовлекающий каждого человека, его способность идти к диалогу с другими студентами и преподавателями, понимать общество, в котором он живёт, и помогать найти человеку свою личную миссию, чтобы делать это общество лучше.

— Какие «внеклассные» инициативы предлагает институт для своих студентов и друзей?

Одна из характеристик Института св. Фомы – это большое количество «внеклассных» мероприятий. Есть разные цели: первые и более очевидные – быть вместе, проводить время с интересом. Это помогает студентам и друзьям Института познакомиться друг с другом и поделиться опытом. Для нас особенно интересно обогатить перспективы наших студентов и друзей. Допустим, для теологов очень важно познакомиться с другими верующими и представителями другого вероисповедания – это рождает диалог, толерантность и глубину, поэтому мы посещаем разные церкви, синагоги и мечети. Для студентов искусства посещение музеев вместе дает возможность обсудить на месте то, чему они обучились, и то, что они чувствуют.  Помимо этого в Институте существует клуб Английского языка, киноклуб и Библиодрама. Все эти внеклассные инициативы обогащают опыт обучения наших студентов. Мы хотим, чтобы после их выпуска, они знали о себе больше, понимали общество, где живут, и могли бы служить ему обучением, которое они получили.

— Как вы видите дальнейшую эволюцию учебной программы? Вы продолжите развивать три предложенных направления, или нам ждать чего-то совершенно нового? Возможно, есть какие-то конкретные мечты и планы, которые могут быть реализованы в перспективе?

Есть разные перспективы и проекты в Институте для развития их в будущем. Пока мы остановились на трех направлениях: теология, психология и искусство. Каждая программа сама по себе важна для наших дней, но из этих трех мы будем больше развивать теологию. Теология – это особенная наука, которая помогает нам глубже понимать наше время, природу человека, и в России идти к диалогу, прежде всего, к православным и к протестантам. Не надо забывать, что мы единственное католическое и иезуитское образовательное учреждение в Москве.

Беседовала Анастасия Орлова

Фото: Наталья Гилева