Вопрос: Если исповедь обязательна только для смертных грехов, то каким образом человеку отпускаются грехи обыденные?
Ответ: Смертный грех – это тяжкое нарушение Божьей заповеди, и исповедание смертных грехов является обязательным для того, чтобы примириться с Богом в Таинстве Покаяния и получить возможность приступать к Святому Причастию. Грех является смертным при трех одновременных условиях: во-первых, он касается серьезной материи, во-вторых, он совершается с полным осознанием совершаемого поступка и с полным согласием воли.
Обыденные грехи, которые не препятствуют верующему приступать к Причастию, не являются безобидными: хотя они и не лишают человека Божьей благодати, они ослабляют в нем любовь. Сознательно совершенные грехи, в которых мы не раскаиваемся, могут мало-помалу подтолкнуть человека на тяжкий, смертный грех. Поэтому, конечно, рекомендуется часто приступать к Таинству Примирения и при наличии обыденных грехов (называемых также простительными, повседневными). Но если в случае смертных грехов существует лишь один путь примирения с Богом – Таинство Примирения, — то при наличии одних только обыденных грехов существуют и другие пути.
Наша природа отмечена грехом и склонна ко злу. С помощью благодати человек может избежать смертного греха, но избежать обыденного греха практически невозможно. Каждый из нас, наверное, знает на собственном опыте: достаточно мобилизовать силы против какого-либо одного порока, греховной наклонности, как тут же с другой стороны всплывает на поверхность уже другой. Таким образом, эти обыденные грехи сосуществуют вместе с Божьей благодатью. Это очень важно для наших рассуждений. Ведь для отпущения таких грехов не требуется нового излития освящающей благодати, которое происходит при отпущении смертных грехов, лишающих этой благодати. Поэтому для отпущения обыденных грехов достаточно акта покаяния. Акт покаяния тоже исходит от благодати. Посредством этого акта мы осуждаем свой грех. Каким же образом совершить акт покаяния? Прежде всего через сокрушение, сожаление о содеянном.
Святой Фома Аквинский писал: «Любую вещь можно удалить с помощью ее противоположности. Но обыденный грех не является противоположным ни благодати, ни любви, и речь идет только о замедлении их действия, — ведь человек слишком привязывается к сотворенному благу, но все же не идет против Бога. Итак, чтобы такой грех был перечеркнут, не требуется излития постоянной благодати, но достаточно порыва благодати, или любви, чтобы он был отпущен». Святой Фома Аквинский добавляет также, что обыденные грехи не могут быть отпущены без акта покаяния – явного или подразумеваемого, хотя и может быть отпущен без посредничества священника в Таинстве Покаяния.
Исходя из этих рассуждений, можно сделать вывод, что различные благочестивые практики могут повлиять на отпущение обыденных грехов. Но еще прежде благочестивых практик путем для отпущения повседневных грехов являются Таинства, благодатное воздействие которых подразумевает и сокрушение о грехах. В первую очередь это Таинство Евхаристии и все сопутствующие ему обряды: например, формула исповедания грехов в начале Мессы или же другие молитвы — акт сокрушения, «Отче наш» и т.д.
Различные благочестивые практики побуждают нас к благоговению перед Богом и всем, что Ему принадлежит, и поэтому тоже содействуют отпущению обыденных грехов. Например, это может быть благословение епископа, освященная вода, какое-либо обрядовое помазание, молитва в храме и многое другое.
К отпущению повседневных грехов ведут и поступки, продиктованные добродетелью покаяния, например, терпение, смирение, пост, молитва (особенно с просьбой о прощении), милостыня. Как говорится в Книге Сираха, «вода угасит пламя огня, и милостыня очистит грехи».
Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана