30 октября 1963 года ушёл в Дом Отца монс. Хью О’Флаэрти, ирландский священник, организовавший в оккупированном нацистами Риме подпольную сеть, спасшую 6425 человек. А в 1959-м в Риме он крестил бывшего шефа СС, который пятнадцатью годами ранее отдал приказ о немедленном расстреле монс. О’Флаэрти, если тот пересечёт границу Ватикана и Италии. «У Бога нет страны», — говорил отец Хью.
Хью О’Флаэрти (Hugh O’Flaherty) родился в Лисробине, гр. Корк, 28 февраля 1898 года. Вскоре его родители Джеймс и Маргарет переехали в Килларни. Хью рос болезненным мальчиком и в подростковом возрасте получил инвалидность. В 1918 году он поступил в иезуитский колледж Мангрет в графстве Лимерик. Послушник был старше своих сверстников, ему было 20, когда другим ученикам по 14–18 лет. Наставником О’Флаэрти был епископ Кейптауна Корнелиус О’Рейли, в чью епархию он должен был отправиться после обучения. Большой шаг для молодого человека, который никогда не бывал за пределами Мюнстера. В 1922 году он отправляется в Рим, где в 1925 году оканчивает свое обучение, получив докторские степени в области богословия, канонического права и философии.
Он стал дипломатом Ватикана, работал в Египте, на Гаити, в Санто-Доминго и Чехословакии. В 1934 году был назначен папским камергером. В 1938 году он вернулся в Рим и был назначен в Священную канцелярию.
Благодаря отцу — стюарду гольф-клуба — Хью О’Флаэрти был хорошим гольфистом, его партнерами по полю были графо Чиано, зять Муссолини и бывший король Испании Альфонсо.
Осенью 1942 года немцы и итальянцы начали расправляться с итальянскими евреями и аристократами-антифашистами. Монсеньор прятал их в монастырях, колледже и собственной резиденции. Весной 1943 года ряды спасённых расширились за счёт сбежавших военнопленных и лётчиков союзнических войск. Он создал сеть безопасных квартир в Риме, в которых они прятались. Он вывозил евреев, замаскировав их под монахинь и монахов, выдавал партизан за швейцарскую гвардию и прятал тысячи военнопленных, которые стекались к нему в собор святого Петра. Гитлер признавал нейтралитет Ватикана, это происходило под носом нацистов.
Когда Муссолини был отстранён от власти в 1943 году, тысячи военнопленных были освобождены. Однако Италию оккупировали немецкие войска. О’Флаэрти снова стал помогать антифашистам, у него появилась помощница – супруга посла Ирландии в Риме Делия Мерфи, в своё время — известная исполнительница ирландских баллад. Монсеньор О’Флаэрти заручился поддержкой других священников (в том числе двух молодых новозеландцев, отцов Оуэна Снеддена и Джона Фланагана), агентов, работающих на «Свободную Францию» (Франсуа де Виала и Ива Дебруа), швейцарского графа и даже коммунистов. Одним из помощников был британский майор Сэм Дерри, бежавший из лагеря для военнопленных. Дерри вместе с британскими офицерами лейтенантами Фурманом и Симпсоном, а также капитаном Бирнсом, канадцем, отвечали за безопасность и оперативную работу. О’Флаэрти поддерживал связь с сэром д’Арси Осборном, британским послом при Святом Престоле, и его дворецким Джоном Мэем (которого О’Флаэрти назвал «гением — самым великолепным разведчиком»). О’Флаэрти и его союзники скрывали беглецов в квартирах, фермах и монастырях.
Одно из первых укрытий находилось рядом с местным штабом СС. О’Флаэрти и Сэм Дерри координировали всё это из его комнаты в Тевтонском колледже. Находясь за пределами Ватикана, О’Флаэрти применял различные виды маскировки. Немецкие оккупанты пытались его остановить и в итоге выяснили, что лидером сети является священник. Попытки СС убить его провалились. Они узнали его личность, но не смогли арестовать его в Ватикане. Когда немецкий посол рассказал об этом О’Флаэрти, он начал встречаться со своими знакомыми на лестнице базилики Святого Петра. Оберштурмбаннфюрер Герберт Капплер, глава СС и СД в Риме, узнал о действиях О’Флаэрти и приказал провести белую линию на площади Святого Петра, которая обозначала границу между Ватиканом и Италией; он заявил, что священника убьют, если тот перейдёт дорогу.
Пьетро Кох, глава «Банды Коха», специальной оперативной группы, которой было поручено выслеживать партизан и собирать депортированных для немцев, часто говорил о своём намерении пытать О’Флаэрти, а затем казнить его, если он когда-либо попадёт в руки Коха.
Многие люди, в том числе священники, монахини и миряне, тайно работали с О’Флаэрти и даже прятали беженцев в своих частных домах в окрестностях Рима. Среди них были мальтийские отцы-августинцы Эджидио Галеа, Аурелио Борг и Уголино Гатт, голландский отец-августинец Ансельмус Мастерс и брат Роберт Пейс из Братьев христианских школ. Ещё одним человеком, внесшим значительный вклад в операцию, была Четта Шевалье, которая спрятала нескольких беженцев в своём доме вместе со своими детьми и скрылась от обнаружения. Еврейские религиозные службы проводились в базилике Сан-Клементе, находившейся под ирландской дипломатической защитой.
Когда союзники взяли Рим в июне 1944 года, выяснилось, что 6425 беглецов остались в живых. К моменту освобождения Рима организация О’Флаэрти и Дерри заботилась о 3925 беглецах и мужчинах, которым удалось избежать ареста, из них 1695 британцев, 896 южноафриканцев, 429 русских, 425 греков и 185 американцев, а так же 20 граждан других стран.
Хью О’Флаэрти потребовал, чтобы и с немецкими пленными обращались должным образом. Он неоднократно навещал в тюрьме Герберта Капплера (бывшего начальника СС в Риме), в 1959 году Капплер принял католическую веру и был крещён О’Флаэрти.
После войны монс. О’Флаэрти получил множество наград.
Монсеньор Хью О’Флаэрти покинул этот мир 30 октября 1963 года в графстве Керри. В Национальном парке Килларни стоит его статуя.
2 февраля 1983 года состоялась премьера фильма «Алое и чёрное» производства США, Италии и Ирландии, в котором отца О’Флаэрти сыграл Грегори Пек. В 2023 году Джозеф О’Коннор опубликовал роман «Дом моего отца», основанный на подвигах О’Флаэрти и его группы сопротивления.
По материалам Оксаны О’Кэрролл и Википедии
Фото: irelandseye.ie