Богословие в сказках: «Огниво» или история об искушениях

Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Так начинается одна из самых известных детских историй, написанных Гансом Христианам Андерсеном. Она пришла в творчество сказочника из народных историй, некогда услышанных им на кухне своей бабушки. Главный герой «Огнива» — солдат, персонаж довольно популярный в датском фольклоре XIX века. Уже немолодой человек, идущий с войны. Обычно он добр, щедр и наделен немалым чувством юмора. До наших дней сохранилась одна из сказок той поры, аналогичная Андерсеновской. Солдату выплатили совсем мизерное жалование за долгие годы службы. Всего три гроша. И три раза встречает он на дороге старушку, которая просит о помощи. Не размышляя особенно, солдат отдает ей свои деньги, и, не желая даже дослушать слова благодарности, идет дальше, искать счастья. Но однажды он снова встречает эту старушку, которая хочет его отблагодарить и готова исполнить три его желания. Так солдат становится богатым, обретает множество друзей, а потом, как и в истории, рассказанной Андерсеном, свергает докучливого представителя власти. Трудно сказать, знал ли датский сказочник этот вариант истории. Его солдат не особенно-то благороден и более привык руководствоваться собственными желаниями, чем соображениями долга и морали.

Итак, шел солдат по дороге и встретил ведьму. Почему-то он сразу решил, что перед ним именно ведьма, а не просто больная пожилая женщина, у которой раздуло нижнюю губу так, что она повисла до самой груди. Старуха подступает к нему с льстивыми словами, прося о помощи. Ей нужно, чтобы служивый залез в дупло дерева и принес оттуда огниво, зажигалку, говоря современным языком. Взамен солдат может взять столько денег, сколько сможет унести. И вот тут в первый раз проявляется своеобразная натура солдата. В его действиях нет никакого злого умысла, только любопытство и безнаказанность. Ему непременно надо знать, для чего старухе огниво. Не получив ответа, вместо «спасибо» он отрубает ей голову. И хотя поговорка гласит, что на чужом несчастье нельзя построить своего счастья, первое время его судьба складывается вполне успешно. Он приходит в город и начинает тратить незаработанные деньги.

Довольно грустное начало у этой истории. Хотя для слушателей Андерсена в ней спрятано множество символов. Ведьма дает солдату свой синий клетчатый передник, чтобы он мог посадить на него собак. А что это за собаки вообще? Дело в том, что в Дании жило старинное поверье, что сокровищницы охраняют черные собаки гигантского размера. Их еще называли ниссами или гримами. Они практически безобидны для человека, но имеют весьма устрашающий вид. То, что три такие собаки оказались в дупле огромного дерева, где горело множество ламп и было светло как днем, тоже не должно было удивить слушателей. Ведь именно в таких треснувших деревьях, как известно, и хранят ведьмы свои сокровища. Только вот данной конкретной ведьме подобраться к ним было практически невозможно. Гримы не переносят ведьм. Если такие собаки обитают у церкви (в скандинавском фольклоре есть даже особое существо – церковный грим. Это огромные призрачные псы, которые любят послушать звон церковных колоколов и следят за сохранностью церковной сокровищницы), или стерегут кладбище, то их первая задача – это отогнать ведьму, которая может кому-нибудь навредить своими чарами. Поэтому встреченная солдатом старуха не могла сама приблизится к собакам, даже имея на руках свой волшебный клетчатый передник. Она могла бы управлять этими волшебными созданиями, если бы заполучила огниво, но… Кстати, ведьмин передник – это тоже значимая деталь, сразу узнаваемая детьми и слугами, которые были первыми слушателями историй Андерсена. Передник не просто так становится частью национального костюма многих народов. Во многих языческих культах он символизирует женское начало и плодородие. Здесь стоит перекинуть маленький мостик к другой сказке Андерсена, Дюймовочке. Ведь женщина, которая никак не могла родить ребенка, обращается за помощью именно к ведьме, которая и была главной специалисткой по порче. Ведьмы, как утверждает народная традиция, ранним весенним или летним утром босиком выходили в поле и собирали там в свои передники росу, похожую на маленькие драгоценные камешки. Как пройдет такая ведьма, так в деревне дети и не рождаются. Ведьма из «Огнива» хоть и была страшна на вид, но была несомненной модницей. Рассказчик даже подчеркивает, что у нее был синий клетчатый передник. Правда, такие передники в XIX веке были частью не женского, а мужского туалета. Вот об этом простые слушатели Андерсена знать не могли. Зато некоторые его образованные читатели, взявшие в руки первый изданный им сборник сказок, должны были обратить внимание на специфику ведьминого фартука. Ведь такие фартуки носили во многих масонских ложах. Постепенно они уступали свое место более простым, с небольшой вышивкой, но в Скандинавии все еще сохранялись синие фартуки в крупную ровную полоску. Трудно сказать, зачем эту деталь Андерсен ввел в свое повествование, но согласитесь, что она придает некоторую пикантность истории. Особенно если учесть, что многие венценосные современники датского сказочника были масонами, как и их многочисленные придворные.

Чтобы взять деньги, солдату нужно посадить собак на фартук. Безымянный главный герой сказки… Кстати, вы обратили внимание, что в этой сказке ни у одного персонажа нет имени? Главный герой – парень отважный. Гигантские собаки его не пугают. У первой глаза, как две чайные чашки. Чайная чашка – это символ плотских удовольствий, которыми, как считали современники Андерсена, человек быстро пресыщается и начинает искать чего-то большего. Собака, наделенная глазами, подобными чайным чашкам, охраняет сундук с соответствующим сокровищем – медными деньгами. Медь также является древним символом плотских утех. Не зря римляне называли медь рудой с Кипра, острова Афродиты, и считали ее земным аналогом планеты Венера. Мало того, согласно древним поверьям, грешники в аду должны будут пить раскаленную медь, а те, кто грешил сладострастием, будут танцевать с призрачными партнерами, превращающимися в раскаленные медные столбы. Понятное дело, что солдат не устоял перед искушением и набил полные карманы медяков.

Здесь стоит немного отвлечься и обратить внимание, что сказку «Огниво» можно разделить на три практически равные части. В первой части повествование словно сворачивается, как змейка, которая окончательно прячет головку в момент убийства ведьмы. Во второй части змейка начинает разворачиваться. Поэтому плотское искушение приходит к солдату последним: он не может удержаться и целует принцессу. В третьей части эта змейка выпрыгивает и больно жалит. Все-таки перед нами сказка Андерсена, пусть и ранняя, но уже несущая на себе отпечаток сказок-притч, которые в последующем выйдут из-под пера датского сказочника.

Следующая собака, встреченная солдатом, обладает глазами, как мельничные колеса. Мельничные колеса – это символ мирской суеты и славы, которые быстро проходят, оставляя человека одного, без друзей и поддержки. Солдат не устоял перед искушением и в этот раз. Он выбросил медяки и набил свой ранец и карманы серебряными монетами, которые охраняла вторая собака. Само серебро – это тоже символ материального благополучия. Этот благородный металл быстро темнеет, поэтому уход за ним требует внимания и усилий. Для сохранения материального благосостояния нужно трудиться, но солдату это было невдомек, поэтому во второй части сказки он так быстро снова оказывается за чертой бедности. Сказочник даже подчеркивает, что главный герой ничего не делал, только покупал наряды, катался в королевский сад на экипаже, да кутил с друзьями. Он, правда, щедро подавал бедняками, но только потому что по себе знал, как тяжело быть без гроша в кармане. Вероятно, если бы подобного опыта у него не было, то и на доброту сердечную рассчитывать бы не приходилось.

Третья собака, сторожившая сундук с золотом, была столь огромна, что и глаза у нее были как две Круглые башни. Круглая башня – это вполне реальное сооружение, находящееся в Копенгагене и сохранившееся до сих пор. Оно, действительно, сильно выделяется среди других зданий своей массивностью. Ее построили в 1642 году, во времена правления короля Кристиана IV. Изначально Круглая башня должна была стать центром, объединяющим несколько университетских зданий, включающих в себя церковь Святой Троицы и библиотеку. Денег на эту гигантскую стройку не хватало. В результате библиотека и церковь были завершены только через десять лет после Круглой башни, а идеи короля Кристиана IV так и не были осуществлены в полной мере. Конструкция башни довольно необычна. Внутри нее находится круговой пандус, некогда позволявший поднимать громоздкие телескопы на самый верх сооружения. Датские народные сказания повествуют о том, что некогда, а точнее в 1716 году, этим пандусом воспользовался русский император Петр I, который поднялся на башню прямо на коне. Жители Копенгагена были крайне удивлены, увидев всадника на смотровой площадке Кругловой башни. Супруга же императора привела датчан в полное замешательство, въехав на башню на тройке. К XIX веку Круглую башню перестали использовать как обсерваторию, поскольку, как говорили астрономы, в этом месте «уровень светового загрязнения от окружающих построек слишком высок». Телескопы стали меньше и многие ученые вели свои наблюдения прямо из дома, не прибегая к услугам университетской обсерватории.

Башня – это очень многозначный символ, но в контексте данной сказки она напоминает нам о башне Вавилонской. Человечество решило, то оно само властно над своей судьбой и даже может добраться до неба. Та же история произошла и с солдатом. Он в своей безнаказанности возомнил себя богом. Раз ведьма не хочет отвечать на его вопрос, зачем ей огниво, то можно ее убить. Если он хочет увидеть принцессу и поцеловать ее, то кто сможет удержать его от исполнения желания?

Собака с глазами, как две Круглые башни, охраняла сундук с золотом, которое в свою очередь является символом божественности. Набив полные карманы золотых монет, солдат становится богатым, как бог, и теперь ему все нипочем. Он может не чистить свои сапоги, а обращаться к чистильщику обуви, может разъезжать на коляске, ходить в театр и снимать богатые комнаты.

Когда деньги заканчиваются, и солдат перебирается в бедную квартирку под самой крышей, начинается третья часть истории. Свергнутый «бог» находит способ вернуть свое благосостояние: желая прикурить трубку, солдат щелкнул огнивом и перед ним появилась собака из дупла дерева, готовая исполнять любые его приказания. Теперь власть солдата кажется ему бесконечной. И он решает, что теперь и на принцессу можно взглянуть.

Как это часто случается в сказках, королевская чета заранее знала, что их дочь станет женой солдата. Естественно, подобный ход событий их совершенно не устраивал. Поэтому принцессу заперли в самой высокой башне замка, куда практически никто не мог попасть. Здесь башня – тоже символ. Символ неприступности и чистоты. Солдат не будет штурмовать эту замковую башню. Он возьмет ее вероломством и хитростью. И в этом верной помощницей ему будет служить собака с глазами, как чайные чашки, символ плотских удовольствий. В контексте этого совсем не удивительно, что обнаглевший солдат целует спящую принцессу. Как и то, что три ночи подряд он похищает девушку из замка.

Секрет ночных путешествий довольно быстро раскрывается. Подобные истории можно найти во многих фольклорных историях. Даже в сказке про Али Бабу разбойники ставят, как и фрейлина, присматривавшая за принцессой в сказке Андерсена, крест мелом на воротах. А потом кто-то из второстепенных персонажей украшает такими крестиками всю улицу. Да и мешочек с мелкой крупой тоже не является чем-то оригинальным. Слушателям и читателям должно было стать очевидным, что главный герой, совсем потерявший страх, попадется и окажется в затруднительном положении.

Надо отдать должное, что на всем протяжении сказки солдат никогда не впадает в отчаяние и не теряет присутствия духа. В конечном счете, именно это его и спасает. Оказавшись в тюрьме, он стоит у решетчатого окошка своей камеры и ждет, вдруг кто-нибудь за несколько монет сбегает в его квартиру и принесет волшебное огниво. На помощь ему приходит мальчишка-подмастерье. Кстати, расторопный молодой человек тоже одет в фартук, только кожаный. Этот атрибут лишний раз подчеркивает симметричность композиции этой сказки. С волшебного передника вся история начинается и кожаным фартуком, символом простого люда, в поте лица зарабатывающего на хлеб, заканчивается.

Финал сказки вполне себе революционный, с одной стороны, и очень датский – с другой. Солдат поднимается на эшафот и просит исполнить его последнюю просьбу. Как говорят, только в Дании могло быть такое специфическое последнее желание: выкурить трубку. В этой стране был просто культ табака. Курительные трубки были и у мужчин, и у женщин. Разных размеров и самых причудливых форм. В то же время трубка – это символ скоротечности мирских наслаждений. Получается, что солдат ни в чем не раскаивается и ни о чем не жалеет. Перед нами человек без страха и совести. Поэтому, следуя логике сказки, нет ничего удивительного, что солдат устраивает государственный переворот и властью толпы становится новым королем. Простая детская сказка, основанная на фольклоре, постепенно становится размышлением о природе революции, о том, кем она порождена и, наконец, о власти толпы, которая несколько минут назад жаждала зрелища, публичной казни. Взамен она получила массовое убийство всего руководства страны, пришедшего посмотреть на казнь. И тут же провозгласила странного человека, о котором еще пару часов назад никто ничего не знала, новым королем.

В заключение стоит обратить внимание на принцессу. Девушку, между прочим, тоже не отличающуюся особыми жизненными принципами. У нее на глазах убивают родителей и всех придворных, она становится королевой и ей это даже нравится, как подчеркивает сказочник. Принцесса здесь – это аллегория власти, которая достается сильнейшему и которой чужды привязанности и нормы морали.

На первый взгляд, христианского в сказке «Огниво» практически нет. Это скорее философское размышление о деньгах, власти, революции и мирской суете. В то же время небольшая история о солдате, разбогатевшем и ставшем королем, ставит перед нами вопросы о благодарности (если перед нами предполагаемая ведьма, но она совершает для нас доброе дело, нужно ли ей сказать хотя бы спасибо или сразу голову с плеч?), о том, из сундука какой из трех собак мы черпаем свои драгоценности (Тщеславие? Жажда власти? Плотские утехи? Или же мы ищем чего-то иного, чего-то большего?). И, наконец, столь популярный некогда в школьных сочинениях вопрос: быть или казаться? Делает ли нас богатство значимыми и всеми любимыми или так только кажется? И вопросов может быть множество. Сказка – это только начало размышления и поисков ответов.

Анна Гольдина

Иллюстрация: Vladislav Erko