5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.
Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из Евангелия от Луки 11,1.
Дорогие братья и сёстры, добрый день!
Сегодня мы начнём наш цикл катехизиса по «Отче наш».
Евангелия очень ярко рисуют нам образ Иисуса как человека молитвы: Иисус молился. Несмотря на неотложность его миссии и настойчивость многих людей, говоривших о ней, Иисус чувствовал потребность в уединении и молитве. С первых же страниц Еангелие от Марка подробно рассказывает нам о публичном служении Иисуса (см 1,35). День начала миссии для Иисуса в Капернауме завершился торжеством. Село солнце, множество больных собралось перед дверьми дома, где Иисус остановился, Мессия наставляет и исцеляет. Исполняются древние предсказания и ожидания многих страждущих: Иисус – Господь, пребывающий рядом с ними, Господь освобождающий. Но та толпа всё ещё немногочисленна, если сравнивать с теми, что соберутся вокруг пророка из Назарета. В некоторые моменты речь идёт об огромных толпах, подобных океану, где Иисус – центр всего, чаяние народов, воплощение надежды Израиля.
И тем не менее, Он освобождается, не остаётся заложником ожиданий тех, кто сейчас избрал его лидером. В чем кроется опасность для лидеров? Слишком привязаться с народу, не удержать дистанцию. Иисус это понимает и не становится заложником людей. С самой первой ночи в Капернауме Он проявляет себя как подлинный Мессия. Под конец ночи, когда уже занимается заря, ученики снова ищут Его, но не могут найти. Где же Он? Пока наконец Пётр не отыскивает Его в уединённом месте, полностью погружённого в молитву. Он говорит Ему: «Все ищут Тебя» (Мк 1,37). Восклицание, пожалуй, отсылающее к масштабу Его успеха среди людей, доказательству успешного исхода миссии.
Но Иисус говорит своим ученикам, что должен идти дальше. Не люди должны искать Его, а в первую очередь Он должен искать людей. И поэтому Он не должен пускать корни, а быть постоянно странником на дорогах Галилеи (ст. 38-39). И также странником на пути к Отцу, то есть – через молитву. На пути молитвы. Иисус молится.
И всё случается в ночь молитвы.
Некоторые страницы Писания кажутся в первую очередь молитвой Иисуса, Его сближением с Отцом, довлея надо всем. Например и в первую очередь, ночь в Гефсиманском саду. Последний отрезок пути Иисуса (и абсолютно самый трудный из тех, что до этого были), кажется, наполняется смыслом в непрерывном послушании, с которым Иисус обращается к Отцу. Это однозначно непростая молитва, даже истинная, в своей сути «мука», в том же смысле, что и мучительная борьба атлетов, и всё же молитва, способная поддержать на крестном пути.
Здесь есть существенно важный момент: и там Иисус молится.
Иисус искренне молился среди людей, разделяя литургию со своим народом, но искал и особые места, удалённые от суеты мира, местá, которые позволили бы тайно спуститься в истоки души. Он – пророк, знающий камни пустынь и поднимавшийся на вершины гор. Последние слова Иисуса перед смертью на кресте были словами из псалма, то есть молитвы, молитвы иудеев. Он молился молитвой, которой Его научила мать.
Иисус молился, как любой человек в мире. Но даже в Его способе молиться была заключена тайна, то, что конечно не ускользнуло от глаз учеников. Так в Евангелиях мы на находим эту такую простую и непосредственную мольбу: «Господи, научи нас молиться!» (Лк 11,1). Они видели Иисуса молящимся и желали научиться так же делать: «Господи, научи нас молиться!» И Иисус не отказывает, не относится с ревностью к своему единению с Отцом. Он пришёл именно для того, чтобы привести нас к этим отношениям с Отцом. И таким образом Он становится учителем молитвы для своих учеников и хочет быть оным, конечно же, для нас всех. И мы должны сказать: «Господи, научи меня молиться. Научи меня».
Даже если мы, вероятно, уже много лет молимся, мы всегда должны учиться! Мольба человека, жажда, рождающаяся таким естественным образом из его души, вероятно, является одной из самых сложных тайн вселенной. И мы не знаем наверняка, являются ли действительно наши молитвы, адресованные Господу, теми, которые он хотел бы услышать от нас. Библия даёт нам свидетельства неправильных молитв, которые в итоге были отвергнуты Господом: достаточно вспомнить притчу о фарисее и мытаре. Только последний, то есть мытарь, возвращается домой из храма оправданным, потому что фарисей был надменен и ему нравилось, что люди видят, как он молится. Он притворялся молящимся, а его сердце оставалось холодным. И так говорит Иисус: фарисей не будет оправдан, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18,14). Первый шаг к молитве — это стать смиренным, пойти к Отцу, пойти к Деве Марии и сказать: «Посмотри на меня, я грешен, я слаб, я скверен». Все знают, что говорить. Но всегда надо начинать со смирения, и Господь услышит. Смиренную молитву Господь услышит.
Поэтому, начиная этот цикл катехизиса о молитве Иисуса, самое прекрасное и правильное, что все должны делать, это повторять призыв учеников: «Учитель, научи нас молиться!» Будет прекрасно, если мы повторим снова: «Господь, научи меня молиться». Мы все можем пойти дальше и молиться лучше, но мы должны просить Господа об этом: «Господи, научи меня молиться». Давайте сделаем это сейчас, и Он несомненно не оставит наши мольбы неуслышанными. Спасибо.
Источник (ит.): vatican.va
Перевод подготовлен и предоставлен для публикации Радио Мария Беларусь