Катехизис об «Отче наш»: 12. Прости нам долги наши

5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.


Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из Первого послания апостола Иоанна 1:8-9.

Дорогие братья и сёстры, доброе утро!

После прошения о насущном хлебе Молитва Господня входит в сферу наших отношений с другими людьми. Иисус учит нас просить Отца: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6:12). Как мы нуждаемся в хлебе, также нуждаемся и в прощении: да, и в нём мы тоже нуждаемся каждый день.

Молящийся христианин прежде всего просит Бога о прощении его долгов, т.е. его грехов и всего того плохого, что он сделал. Это первая правда любой молитвы: даже если бы мы были совершенны, даже если бы мы были святыми с чистейшей душой, которые никогда не отклонялись от добродетельной жизни, и тогда мы бы оставались детьми, которые всем обязаны своему Отцу. Какое состояние является самым опасным для всякой христианской души? Гордыня. Это состояние того, кто стоит перед Богом, полагая, что его дела всегда в полном порядке: гордый уверен, что с ним всё в порядке. Как тот фарисей из притчи, который думает, что в Храме он молится, а на самом деле – восхваляет себя перед Богом: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как другие». Те, кто думает, что они совершенны, и критикует других, тоже поражены гордыней. Ни один из нас не совершенен, ни один. Мытарь же, презираемый всеми грешник, остановился на пороге Храма, не чувствуя себя достойным войти, вверяет себя Божьему милосердию. И Иисус замечает: «сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк 18:14). Он ушёл «оправданным», прощённым, спасённым. Почему? Потому что он не гордился собой, потому что признавал свои ограничения и свои грехи.

Есть грехи, которые видны, и грехи, которые не видны. Есть вопиющие грехи, которые во всеуслышание о себе заявляют, но есть и грехи лукавые, которые прячутся в сердце так, что мы их даже не замечаем. И гордыня – это худший из них, который может поразить даже тех, кто ведёт глубокую религиозную жизнь. В 1600-1700-х годах, во времена янсенизма, существовал известный женский монастырь. Монахини там были настолько идеальные, что о них говорили, что они чисты, как ангелы, но и горды, как демоны. И это ужасная вещь. Грех разделяет узы братства; грех заставляет нас думать, что мы лучше других; грех заставляет нас думать, что мы сравнимы с Богом.

Но, на самом деле, мы все грешники перед Богом, и у нас у всех – у каждого – есть причины бить себя в грудь, как это делал мытарь в Храме. В своём Первом Послании св. Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Если хотите обманывать себя, говорите, что вы не согрешили, и вы непременно себя обманете.

Мы являемся должниками прежде всего потому, что мы так много получили в жизни: отца и мать, дружбу, великолепие творения… Даже когда нам случается переживать трудные дни, а это случается со всеми, мы должны всегда помнить, что жизнь – это благодать. Это чудо, которое Бог сотворил из ничего.

Во-вторых, мы должники, потому что даже если мы и способны любить, ни один из нас не может делать этого только своими силами. Настоящая любовь – это, когда мы сами способны любить, но благодаря Божьей благодати. Ни один из нас не сияет своим собственным светом. То, что древние теологи называли mysterium lunae (тайна луны), присуще не только Церкви, но действует и в истории любого из нас. Что такое mysterium lunae? Это как Луна, которая не имеет своего собственного света: она отражает свет Солнца. И в нас тоже нет своего собственного света. Тот свет, который светит в нас, это отражение Божьей благодати, Божьего света. Если вы любите, это значит, что кто-то другой вызывал у вас улыбку, когда вы были ребёнком, научил вас отвечать улыбкой на улыбку. Если вы любите, значит, кто-то другой, кто был рядом с вами, побудил вас любить, когда помог вам понять, что смысл и радость жизни состоит именно в этом.

Давайте попытаемся выслушать историю человека, который совершил ошибку: задержанного, заключённого, наркомана… Мы знаем множество людей, которые делали ошибки в своей жизни. Не отрицая ответственности, которая всегда личная, вы иногда спрашиваете себя, кто виноват в их ошибках; только ли их совесть или история ненависти и заброшенности, которую они несут в себе.

В этом и заключается mysterium lunae: мы любим прежде всего потому, что мы были любимы, мы прощаем, потому что были прощены. И если кто-то не был согрет солнечным светом, он становится заледенелым, как земля зимой.

Как же мы можем не узнать в той эстафете любви, которая нам предшествовала, присутствия Божьей любви, которая предшествовала всему? Ни один из нас не любит Бога настолько, насколько Он любит нас. Достаточно встать перед Распятием, чтобы понять эту диспропорцию: сначала Он полюбил нас и будет любить всегда.

Поэтому помолимся: Господи, даже самый святой среди нас остаётся Твоим должником. Отче, будь милостив ко всем нам!

Источник (англ.): w2.vatican.va

Перевод: Наталья Проскурина