5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.
Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из Первого Послания Коринфянам 10:13.
Доброе утро, дорогие братья и сёстры!
Давайте продолжим наши размышления о Молитве Господней. Мы добрались уже до предпоследнего воззвания: «не введи нас во искушение» (Мф 6:13). Другая его версия звучит как «не позволь нам впасть в искушение». Молитва «Отче наш» начинается очень спокойно: с нашего пожелания, чтобы великий план Божий осуществился среди нас. Затем она бросает взгляд на практику жизни и заставляет нас просить о том, что нам необходимо каждый день: «насущный хлеб». Затем молитва обращается к нашим межличностным отношениям, которые часто запятнаны эгоизмом: мы просим о прощении и сами обещаем даровать прощение. А в предпоследнем воззвании наш диалог с Небесным Отцом достигает, если можно так сказать, драматической кульминации: и это касается контраста между нашей свободой воли и ловушками зла.
Как мы знаем, для исходного греческого выражения в Евангелии трудно подобрать точный эквивалент, и все современные переводы здесь несколько хромают. Но с одним мы все можем согласиться: как бы мы ни трактовали этот текст, нам следует исключить саму возможность, что Бог является автором искушений, которые омрачают странствие человечества, что Бог Сам тайком расставляет силки и ловушки на собственных детей. Такая интерпретация целиком и полностью противоречит и самому тексту, и – ещё больше – тому образу Бога, который открыл нам Иисус. Не будем забывать, что Молитва Господня начинается со слова «Отче». А разве отец расставляет силки на своих детей? Христиане не имеют дела с завистливым Богом, который конкурирует с человечеством и получает удовольствие, устраивая ему проверки. Так представляют себе божество многие язычники. В Послании апостола Иакова мы читаем: «…никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак 1:13). Всё как раз наоборот: Отец не создаёт зла. Иисус учит, что Небесный Отец никогда не даст змею ребёнку, который просит у Него рыбы (ср. Лк 11:11), и когда зло появляется в жизни людей, Он сражается бок о бок с людьми, чтобы их от зла освободить. Бог всегда сражается за нас, а не против нас. Он наш Отец! Вот в каком смысле, вот с каким ощущением мы молимся «Отче наш».
Эти два момента – испытания и искушения, таинственным образом присутствовали в жизни Самого Иисуса. Через этот опыт, граничащий с позором, Сын Божий полностью стал нашим братом. И именно эти стихи Евангелия показывают нам, что на самые трудные воззвания «Отче наш», те, которые завершают этот текст, ответ уже дан: Бог не оставил нас на произвол судьбы, но в Иисусе Он явил Себя как Бог-с-нами до конца, не взирая на самые трагические последствия. Он с нами, когда даёт жизнь; Он с нами на протяжении всей нашей жизни; Он с нами в радости; Он с нами в горе; Он с нами, когда мы терпим поражение и грешим. Он всегда с нами, потому что Он наш Отец и не может нас покинуть.
Когда мы испытываем искушение совершить зло, отвергнув наше братство с другими и возжелав абсолютной власти над всеми и всем, Иисус уже поборол это искушения ради нас: об этом свидетельствуют первые страницы Евангелия. Приняв от Иоанна Крещение в одном ряду со множеством грешников, Иисус удаляется в пустыню, где Его искушает сатана. Так начинается публичная жизнь Иисуса: с искушений, которые приходят от сатаны. Сатана лично при этом присутствовал. Многие говорят: «Зачем говорить о дьяволе? Это же анахронизм. Дьявол не существует». Но посмотрите, чему нас учит Евангелие: Иисус столкнулся с сатаной, сатана Его искушал. Но Иисус отвергает всякое искушение и выходит победителем. В Евангелии от Матфея есть интересное замечание, которое касается дуэли между Иисусом и врагом: «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф 4:11).
Даже во время самых тяжких испытаний Бог не оставляет нас в одиночестве. Когда Иисус молился в Гефсиманском саду, Его сердце было переполнено невыразимой тоской, как Он сказал ученикам, и Он переживал одиночество и оставленность. Один на один с ответственностью за грехи всего мира, легшей на Его плечи; один на один с несказанной тоской. Это страдание было столь мучительно, что должно было случиться нечто исключительное. Иисус никогда не просил любви для Себя, но в эту ночь, когда Его душа была объята смертельной тоской, Он просит друзей быть рядом с Ним: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф 26:38). Мы знаем, что ученики заснули: их одолела тяжкая летаргия, вызванная страхом. В момент агонии Бог просит людей не оставлять Его, а человек вместо этого засыпает. Но когда человек переживает страдания, Бог бодрствует рядом с ним. В самые ужасные моменты нашей жизни, в самые болезненные моменты и в самые отчаянные Бог бодрствует рядом с нами, Бог сражается вместе с нами, Он всегда рядом. Почему? Потому что Он наш Отец. Так мы начинаем молитву: «Отче наш», и Отец не оставляет своих детей. В ту ночь, когда Иисус страдал и боролся, Воплощение достигло своего завершения: Бог сошёл в ту пропасть страданий, которые пронизывают всю нашу историю. Он наше утешение во времена страдания: с тех пор, как Иисус прошёл этой долиной смертной тени, она уже не пустынна, но благословлена присутствием Божьего Сына. Он никогда нас не покидает!
Избавь нас, о Боже, от времён страданий и искушений. Но когда такие времена приходят, покажи нам, Отче, что мы не одиноки. Ты наш Отец. Покажи нам, что Христос уже принял на Себя тяжесть креста. Покажи нам, что Иисус призвал нас нести его вместе с Ним, вверяя себя Его отцовской любви. Благодарим Тебя, Отче!
Источник (англ.): w2.vatican.va
Перевод: Наталья Проскурина