Катехизис об «Отче наш»: 9. Да приидет Царствие Твоё

5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.


Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из Евангелия от Матфея 13:31-32.

Дорогие братья и сёстры, доброе утро!

Когда мы молимся «Отче наш», вторая просьба, которую мы обращаем к Богу, это «Да приидет Царствие Твоё» (Мф 6:10). Помолившись о святости Его имени, верующий выражает желание, чтобы скорее наступило Его Царство. Это желание излилось, так сказать, из самого сердца Христа, который начал проповедовать в Галилее, провозглашая: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Эти слова никоим образом не являются угрозой. Напротив, это воззвание благословенное, радостное послание. Иисус не хочет принуждать людей к обращению, сея страх перед неизбежным судом Божьим или чувство вины за совершенные проступки. Иисус не занимается прозелитизмом, Он просто провозглашает благую весть о Спасении, и, исходя из этого, призывает нас обратиться. Каждому из нас предлагается веровать в Евангелие: Божья власть приближается к Его детям. И Иисус объявляет эту удивительную весть, эту благодать: Бог, Отец, любит нас, Он близок нам и учит нас идти по пути святости.

Признаки пришествия Его Царства многочисленны, и все они положительны. Иисус начинает Свое служение с исцеления больных, как телом, так и духом, тех, кто был социально изолирован, например, прокаженных и грешников, на которых смотрели с презрением все, даже те, кто были ещё большими грешниками, чем они, но притворялись праведными. И как их называет Иисус? «Лицемеры». Сам Иисус указывает на эти знаки, знаки Царства Божьего: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф 11:5).

«Да приидет Царствие Твоё» — настойчиво повторяют христиане, когда молятся «Отче наш». Иисус пришел, но мир по-прежнему отмечен грехом, населен многими людьми, которые страдают, людьми, которые не хотят примириться и не прощают, войной и многими формами эксплуатации. Давайте подумаем о торговле детьми, например. Все эти факты являются доказательством того, что победа Христа еще не полностью достигнута. Многие мужчины и женщины все еще живут с закрытыми сердцами. В этих ситуациях, прежде всего, на устах христиан возникает вторая просьба молитвы «Отче наш»: «да приидет Царствие Твоё», что означает: «Ты нужен нам, Отец! Ты нужен нам, Иисус. Ты нужен нам, Господь, будь везде и всегда среди нас!». «Да приидет Царствие Твоё среди нас».

Мы иногда спрашиваем себя: почему это Царство осуществляется так медленно? Иисус любит говорить о Своей победе языком притч. Например, Он говорит, что Царство Божие похоже на поле, где растут вместе сорняки и хорошая пшеница: самая большая ошибка — это немедленно вмешаться, вырвав из мира то, что нам кажется агрессивным сорняком. Бог не такой, как мы. Бог терпелив. Царство в мире устанавливается не через насилие: кротость является средством его распространения (Мф 13:24-30).

Царство Божие, безусловно, является великой силой, величайшей из существующих, но не в соответствии с мирскими критериями. Вот почему у него никогда не бывает абсолютного большинства. Это похоже на закваску, замешанную в муке: она как будто исчезает и, тем не менее, именно она заставляет тесто подниматься (Мф 13:33). Или как горчичное зерно, такое маленькое, почти невидимое, которое, однако, несет в себе самую взрывную силу природы и, когда оно полностью вырастет, становится самым большим деревом в саду (Мф 13:31-32).

В этой «судьбе» Царства Божьего мы можем уловить смысл жизни Иисуса. Он также был малым знаком для современников, почти неизвестным официальным историкам того времени. Он описал себя как «пшеничное зерно», которое умирает в земле, но только так оно может принести «много плода» (Ин 12:24). Символ семени красноречив. Однажды фермер сажает его в землю (жест, напоминающий погребение), а затем, если он «встает ночью и днем; как семя всходит и растет, не знает он» (Мк 4:27). Семя, которое прорастает, является больше делом Бога, чем человека, который его посадил (Мк 4:27). Бог всегда предшествует нам. Бог всегда удивляет. Благодаря ему ночь Страстной пятницы сменяется рассветом Воскресения, способного осветить весь мир надеждой.

«Да приидет Царствие Твоё». Давайте посеем это слово среди наших грехов и недостатков. Давайте дадим его людям, побежденным и сломленным жизнью, тем, кто испытал больше ненависти, чем любви, тем, кто прожил бесцельные дни, даже не понимая, почему. Давайте отдадим его тем, кто боролся за справедливость, всем мученикам в истории, тем, кто пришел к выводу, что боролся ни за что, и что в этом мире зло всегда преобладает. Тогда мы почувствуем ответ молитвы «Отче наш». Он повторит эти слова надежды в сотый раз, те же слова, которые Дух запечатлел во всём Священном Писании: «Да, Я скоро приду». Это ответ Господа: «Я скоро приду». Аминь. И Церковь Господа отвечает: «Приди, Господь Иисус». «Да приидет Царствие Твоё» — это все равно что сказать «Приди, Господь Иисус». И Иисус говорит: «Я скоро приду». Иисус приходит по-своему, но каждый день. Мы верим в это. И когда мы молимся «Отче наш», мы всегда говорим: «да приидет Царствие Твоё», чтобы почувствовать, как Он отвечает в нашем сердце: «да, да, Я иду, и Я скоро приду». Спасибо!

Источник (англ.): w2.vatican.va

Перевод: рускатолик.рф