Нередко в проповедях и благочестивой литературе можно столкнуться примерно с таким отношением к любви (будь то любовь к ближнему или любовь супругов друг к другу): любовь – это не эмоции, это испытания и труд, жертва, а по большому счету – крест, и нам следует нести его в смирении. Критика обрушивается на современные праздники, традиции, фильмы и книги за то, что в них воспевается «недолюбовь» романтическая, поверхностная, да еще – о ужас – не лишенная сексуального подтекста. Как можно! Христианам следует быть серьезными. Не идти на поводу у мира. Отметать соблазны. Иногда в Церкви говорится о целомудрии, любви и браке с такой убийственной серьезностью, что хочется вздрогнуть и сказать: ну, ребята, если это НАСТОЛЬКО тяжко, то мне, наверное, вашей «любви» не надо.
Нормальному взрослому человеку – верующему и неверующему – и вправду ясно, что подлинная любовь невозможна без труда и определенных жертв. Но невозможна она и без ощущений радости, счастья, без проявлений взаимного внимания, улыбки, ласки, нежности. Сейчас много говорится о том, что современный человек забыл о подлинном смысле любви. Добавлю, что мы в значительной мере утратили и навыки проявления нашей любви. То, как отмечается день святого Валентина – наглядный пример. Очевидная коммерциализация этого праздника (впрочем, как и многих других, начиная от выпускного вечера до свадьбы) стала возможной отчасти и потому, что сегодня человек не знает, как и когда своим, неповторимым образом выказать признаки расположения, приязни, романтических намерений. Если же посмотреть на традиции праздника, то он может оказаться не таким уж бесполезным. В средневековой Европе выбор «валентина» и «валентины» (там, где подобная традиция существовала) означал, что юноша и девушка по взаимному согласию обещали друг другу верность в течение года (это не предполагало ни уговора о браке, ни сексуальных отношений). Молодой человек мог попробовать себя в роли покровителя и защитника. Обе стороны учились постоянству. Всего лишь игра, весьма романтическая, не слишком серьезная, но при этом обучающая.
В то время, как одна часть нашего общества убегает от необходимости учиться проявлять любовь, откупаясь стандартными наборами «медведь – конфеты — розы» («носки — пенка для бритья — коньяк»), другая пылает праведным гневом. Довольно значительный круг людей (к которому относится большая часть особ воцерковленных) склонен к чрезмерной демонизации явлений. Хэллоуин, Валентинов день, Восьмое марта… Отмечать? Да что Вы такое говорите!
Впрочем, за желанием как можно быстрее отмести и осудить, кроется страх и осознание собственного бессилия. Если подпустим к себе мир, наша вера тотчас окажется под угрозой. Дорогие братья и сестры, наша вера и правда настолько слаба?
У нас не получится изменить мир, не прикоснувшись к нему, не вступив во взаимодействие. Вот, кстати, Кирилл и Мефодий. Могли бы жить себе спокойной христианской жизнью, интеллектуальной и даже аскетической и уж точно могли бы не придумывать противоречащих традиции новшеств в виде славянского алфавита. В конце концов, если варвары хотят стать настоящими христианами, пусть учат греческий. Но реальность подсказывала, что загадочный мир славянских народов таит в себе не только дикость и языческие суеверия, но и огромный духовный потенциал.
Чтобы придать явлению смысл, вовсе не нужно переделывать его в нечто официозно-церковное или окуривать его ладаном вплоть до потери оригинального запаха. Если человек хочет видеть Бога в мире, он найдет Его следы во всем, кроме греха. Международный женский день? Хороший повод вспомнить о подлинном достоинстве женщины. День защитника отечества? Подумаем о Христе как источнике подлинной мужественности и поможем раскрыть ее в наших мужчинах.
Если Вы этой зимой влюблены – чем не повод 14 февраля лишний раз поблагодарить Бога за то, что Он подарил Вам встречу с Вашим любимой или любимым, вложил в Ваше сердце способность испытать прекрасное чувство? Какое, в конце концов, счастье, если христианин может подарить объекту своей любви не только коробку конфет в виде сердечка, но и нечто гораздо более настоящее – искреннюю молитву? Не думаю, что свв. Кирилл и Мефодий разгневаются, если в день их памяти Вы будете думать не только о величии славянской письменности, но и о своей второй половинке тоже.
Словом, то, каким будет праздник, что и как мы будем праздновать – зависит от нас.
Когда-то христианство сделало один из самых важных выборов в истории: вместо того, чтобы целиком и полностью отрешиться от старого мира язычества (с его проклятым наследием вроде философии, скульптуры, права и иных пережитков), они вдохнули в уже имеющуюся форму новый дух. Мне кажется, что сейчас перед нами стоит весьма схожая задача. Многие явления сегодняшней культуры – включая тот же день влюбленных – можно и нужно «христианизировать», или даже христианизировать повторно. Вдохнуть в форму – смысл. Не нанести орнамент церковности, а увидеть путь к Богу.
А святые покровители найдутся.
Анастасия Паламарчук