«Пастырь Урала». Памяти о. Вильгельма Палеша (1932–2025)

8 ноября 2025 года на 94-м году жизни и 68-м году священства отошёл к Господу отец Вильгельм Палеш, который отдал 20 лет жизни служению Богу на Южном Урале. Этот священник коснулся сердец многих людей, которые, годы спустя, даже находясь вдалеке от Урала, продолжают вспоминать встречу с ним как поворотный пункт в своей жизни и в своей вере.

Служение отца Вильгельма в России началось провиденциально и связано оно с фигурой прелата Иосифа Свидницкого, который в 1990 году пригласил его провести отпуск в Челябинске. На тот момент отец Вильгельм был уже опытным пастырем, 30 лет служившим в родной Германии. При этом, как признавался он сам в интервью изданию «Челябинск онлайн» в 2009 году, служить в России он мечтал давно: «Во-первых, я изучал русский язык. Мне это давалось легко, поскольку словацкий язык, который я хорошо знал, довольно близок русскому. Во-вторых, я несколько раз приезжал в Россию в качестве туриста, мне здесь очень нравилось», – рассказывал он.

Господь исполнил желание отца Вильгельма не сразу, но радикально. Приняв приглашение служить в Челябинске и перебравшись туда в 1992 году, он получил небольшую общину католиков, состоящую из 30 немцев, и проект строительства нового храма взамен уничтоженного большевиками в 30-е годы ХХ века. Новый настоятель должен был найти финансы для этого масштабного проекта. О том, чтобы реализовать его силами поместной Церкви, не было и речи. И он бесстрашно принял этот вызов.

«Стартовый капитал дала одна общественная организация из Германии. Но его, конечно, не хватило», – вспоминал отец Вильгельм в 2009 году. – «И тогда мы, священники, отправились проповедовать в Германию, Австрию, Швейцарию – контакты до сих пор сохранились – и люди давали деньги на строительство храма в Челябинске. Мы собрали необходимую сумму и достроили эту церковь».

Сегодня многие говорят о строительстве прекрасного нового храма в Челябинске как о главной заслуге отца Вильгельма в России, но больше всего приехавшего из Германии пастыря интересовали люди. Именно голодные до веры россияне тронули сердце священника.

Хлеб духовный

«В 90-е годы челябинцы искали дом для метущихся сердец. Открылось много дверей и возможностей, на фоне материальных и реальных трудностей было нелегко искать пути к счастью», – вспоминает те годы Елена Рудковская. – «Ветер свободы будоражил, надежда на прекрасное будущее окрыляла. Челябинский колорит добавлял остроты в этот коктейль».

Елена в те годы жила в центре города и работала врачом в первой горбольнице. Она искала дом, свет, покой, радость, и нашла их в маленьком молитвенном доме в Металлургическом районе. Её «находка» была напрямую связана с отцом Вильгельмом: «Мягкий, тёплый голос, умные глаза, добрые руки. Он сказал, что Отец Небесный любит нас всегда, что мы в Его ладонях и Он заботится о нас».

Молитвенный дом в Металлургическом районе. Фото: cc74.wordpress.com
Месса в молитвенном доме, 90-е гг. Отец Вильгельм — крайний справа. Фото из личного архива Елены Рудковской

Сам отец Вильгельм вспоминал о том времени с великой радостью: «Я был так рад, что приехал сюда и мог рассказывать людям о Боге. Мои прихожане здесь были такими «голодными» в этом плане, хотели многое узнать. После службы долго не расходились, часами могли беседовать, задавали столько вопросов, так внимательно слушали… Ничего такого я не испытывал в Германии, там прихожане все знали, были «сытыми». Служба там шла час, не больше. И никто после нее не задерживался и десяти минут в церкви. А здесь после окончания Литургии все с удивлением и разочарованием говорили: «Что? Уже конец?» Им хотелось еще».

Елена начала посещать курс катехизации у отца Вильгельма: «Курс веры проходил раз в неделю, и я вырывалась из своих забот, чтобы на несколько часов окунуться в это умиротворение, говорить о Боге, слушать, запоминать и внимать. У меня уже тяжело болела мама, как раз по пятницам папа уходил на ночное дежурство в больницу, я старалась находить деньги для дополнительной оплаты сиделке на эти вечера, чтобы продолжать курс подготовки к Крещению. Для меня было очень дорого общение с отцом Вильгельмом. Он давал ту опору, тот крепкий замок, который защищал от всех невзгод. И он никогда не подводил, ни в чём. Настоятель, учитель, отец. У меня не было ни малейшего сомнения в его святости».

15 августа 1998 года она приняла крещение в открывшейся часовне в новом храме, а ровно через год, 15 августа 1999 года состоялось торжественное освящение храма: «Почти два десятка священников, войдя в церковь, пели: «Ты восстань из мрака, видишь, свет к тебе пришёл». До конца той Мессы мы с сыном не остались. Я почувствовала, что надо домой, и застала последние минуты жизни моей мамы. Мой папа сказал: боялся, что вы не успеете. И это был очень светлый день. Благодаря отцу Вильгельму я знала больше, чем несколько лет назад».

Истории челябинских прихожан, которые застали отца Вильгельма, сотканы из таких трогательных и глубоко личных переживаний. Именно поэтому некоторые из тех, кто принадлежал к челябинской католической общине в 90-е годы, признаются, что им сложно выделить какие-то конкретные воспоминания об отце Вильгельме – на десятилетия с ними осталось чувство огромного тепла и безусловного приятия, связанные с его фигурой.

«У меня остались очень теплые чувства к отцу Вильгельму», – говорит Светлана Волченко, жившая в Челябинске с 1994 по 1999 год. – «Он был из той редкой породы людей, которых встречаешь, и кажется, что знаком с ними всю жизнь. Светлый, теплый, чуткий человек. Хоть и прошло уже более четверти века, но я до сих пор храню эти эмоции. К нему хотелось приходить и не обязательно говорить. Достаточно было быть рядом».

Хлеб насущный

Вместе с отцом Вильгельмом в те годы в Челябинске служили также отец Райнгард Франитца, отец Луциан Герман и отец Петер Даниш. Вместе они давали всем, кто их встречал, также свидетельство братской жизни, простой и радостной.

Илья Тимофеев из Москвы вспоминает о времени, проведенном с ними: «Сентябрь, тридцать лет назад, я, только закончивший учебу москвич, волею случая (или Провидения) оказался в католической общине Челябинска, в приходском доме у четырех священников из Германии. Отцы Вильгельм и Райнгард для меня были из того поколения миссионеров, которого больше уже не встретишь. Священники, пережившие жуткую войну в Европе и полностью посвятившие себя единству для всего мира».

Предполагая быть в Челябинске всего пару дней, Илья в итоге прожил там две недели и смог погрузиться в повседневность немецких священников: «Их жизнь казалась мне внешне очень простой: службы для небольшой общины, посещение больных и пожилых, постоянные заботы и дела прихода. Как-то весь день мы провели на бесконечном картофельном поле, делая запасы на зиму. Устали сильно. Мне запомнилась потрясающая выносливость, трудолюбие и отдача себя любому делу, которым занимались отцы. Несмотря на всю безумную нагрузку, от них всегда исходили радость, принятие и добродушие.

И вот мне, избалованному «богемной» жизнью московских католических общин, со стороны было удивительно видеть этих людей, представителей и носителей своей старейшей культуры, без борьбы и противостояния, внутреннего и внешнего, гармонично живших и уделявших равное значение духовной жизни и трудам. Христиан, отдававших себя служению ближнему. Они показали мне, что такая жизнь возможна», – вспоминает Илья.

Месса с Первым Причастием, конец 2000-х гг. Фото из личного архива Елены Рудковской
Отец Вильгельм проповедует на Мессе в летнем лагере «Мариаполь», 2012 г. Фото: Друзья Мариаполя в Челябинске

Дел, и правда, было много. Помимо строительства храма, которое длилось с 1993 по 1999 годы, при церкви начало работать отделение международной благотворительной организации «Каритас», и священники активно вовлекались в её деятельность. В 2009 году отец Вильгельм перечислял в интервью множество направлений их социального служения:

«У нас есть детский клуб, где собираем детей из неблагополучных семей – родители пьют, дети не учатся, голодные, оборванные. К нам ребята приходят после школы, делают уроки, с ними занимаются педагоги, труд которых оплачивает «Каритас». Есть у нас патронажная служба, которая занимается больными, ухаживает за теми, кто не встает с постели. Предоставляем им инвалидные коляски. И обратиться к нам за помощью могут не только католики, а все, кому нужна помощь. Помогаем одиноким матерям, которые нуждаются в этом. Сейчас даже строим квартиры для шести матерей, чтобы они не делали аборты, а могли родить дитя и у них была бы крыша над головой, если им некуда идти. Это будет материнская обитель. Есть у нас социальная кухня, где каждый день готовим горячие обеды для 50 человек. Здесь обедают все бомжи, что обитают поблизости. И бедные пенсионеры приходят, которым не хватает пенсии на пропитание».

Священников хватало буквально на всё. «Вспоминаю, как они учили русский язык, ходили в гости к прихожанам, посещали и хвалили открывшийся ресторан «Титаник ХХ век» (дизайнер по имени Муза была католичкой), организовывали для нас курсы компьютерной грамотности, поддерживали прихожан, приезжавших на Мессу в инвалидных колясках», – рассказывает Елена. – «И ведь это всё он, отец Вильгельм. Он начинал, придумывал – все подхватывали. Чего стоит только ежегодная организация летних лагерей — «Мариаполей»! Я была только на одном, но помню чудесную атмосферу пионерлагеря. Во взрослом возрасте это бесценно. И конечно, благодаря ему же город Челябинск в 90-е годы узнал прекрасных улыбчивых Фоколяров».

Возвращение в Германию

Последнюю Мессу в Челябинске отец Вильгельм праздновал 15 августа 2010 года, в одиннадцатую годовщину освящения построенного им храма. Стены церкви были полны людей – за 20 лет служения о. Вильгельма приход увеличился более чем в 100 раз. Поблагодарить его приехали священнослужители со всей епархии, в том числе ординарий Преображенской епархии владыка Иосиф Верт. Благодарственные письма и цветы отцу Вильгельму прислали губернатор Челябинской области и глава городской администрации.

Прощальная Месса, 15 августа 2010 г. Фото: МК-Челябинск
Челябинский приход на фоне храма после прощальной Мессы 15 августа 2010 г. Фото из личного архива Елены Рудковской

А за несколько дней до этого, в одной из своих последних проповедей перед отъездом «на пенсию», в Германию, он рассказал своим прихожанам о словах, которые были написаны на его примиционной карточке, в день его пресвитерского рукоположения, более 50 лет назад. Это была цитата из Евангелия от Луки: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17, 10). Отец Вильгельм признался, что даже не все священники понимали, почему он выбрал на начало священства такое Слово – уместнее было бы выбрать его в конце пути…

«Это Слово похоже на сегодняшний день», – сказал тогда о. Вильгельм. – «Конечно, я не всегда чувствовал, что мне было повелено. Но все делал с большой радостью. Потому что я был очень благодарен призванию на священство. Особенно последние двадцать лет в России я все делал с радостью. Это была моя мечта еще в семинарии — поехать в Россию. Тридцать лет я ждал, пока Бог выполнит мою мечту. И потом двадцать лет я служил в России. И теперь я могу сказать, что это было самое лучшее время моего служения. С радостью пришел к вам, но не с радостью ухожу отсюда. Потому что не все сделано, что должно. Земная церковь всегда будет несовершенна. Но я уповаю на Бога, что Он совершит то, что мы начинали. Будут совершать те, которые придут после нас. Вместе с Господом Иисусом Христом».

В конце той проповеди он сказал слова, выражавшие его духовное завещание челябинской общине:

«Дорогие братья и сестры! Я вас приглашал здесь ждать Бога. Не на озере, не на даче, не в саду, не на диване — здесь. Я двадцать лет звал вас сюда. Пришли не многие. Придут другие священники, они тоже будут вас здесь ждать каждое воскресенье. Терпение — это знак любви. Придете — Бог даст много больше, чем вы получите от сада или озера. Не придете — останетесь с тем, что имеете.

Теперь я буду служить в больнице старым людям, которые ждут смерти. Буду помогать им ждать Бога. Который дает нам то, что земля не может дать. А вам желаю, чтобы тоже ждали. Не изменяйте Богу. Не верьте тем, кто обещает лучшее без Бога. Это лжепророки и обманщики. Ждите, когда Бог исполнит Свое обещание на вас. Не уходите из общины, когда уйдут священники. Не разрушайте то, что мы собирали. Наоборот, молитесь за общину, чтобы она сохранилась и окрепла. Молитесь друг за друга. Молитесь за меня. И я буду ежедневно молиться за всех вас».

Возвращение к Отцу

Отец Вильгельм скончался 8 ноября 2025 года на 94-м году жизни и 68-м году священства. Его отпевали в немецком городе Кюльштедте, где он провел свои последние годы. Предстояли на траурной Святой Мессе два епископа – владыка Клеменс Пиккель из России и вспомогательный епископ из г. Эрфурта (Германия) владыка Райнхард Хауке – словно подытоживая жизненный путь отца Вильгельма.

Отпевание отца Вильгельма в Германии, 17 ноября 2025 г. Фото: Похоронное бюро Jakobi GmbH
Мемориал в память об отце Вильгельме в  челябинском храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы. Фото: «Католики Челябинска и Челябинской области» ВКонтакте

На прощании присутствовало 35 священников, около 400 мирян, включая двух родных братьев о. Вильгельма, а также 20 бывших челябинских прихожан, которые теперь живут в Германии. Их вкладом в прощальную Литургию стали несколько песнопений на русском языке – последний дар отцу Вильгельму из возлюбленной им России. Хотя нет, последним даром был первый снег, опустившийся на землю сразу после похорон.

Анастасия Бозио

В подготовке материала использованы следующие публикации:

Отец Вильгельм Палеш, настоятель римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии: «Мои прихожане в Германии были «сытыми», поэтому я хотел служить в России»

Духовный лидер уезжает — МК-Челябинск

Светлой памяти о. Вильгельм Палеш

Фото обложки: Римско-католическая епархия св. Климента в Саратове