«Памятник ненависти» и милосердие, побеждающее зло

По словам британского писателя Грэма Грина, «ненависть — это автоматическая реакция на страх, потому что бояться унизительно». Страха у нас в избытке в последние несколько лет, а особенно, на протяжении этих недель, когда без перерыва происходят одно чудовищное событие за другим: Ницца, Монако, Бавария, Кабул… Люди умирают на улицах, в торговых центрах, во время прогулки по пляжу или мирной демонстрации за более широкий доступ к электроэнергии, о чем просили митингующие, разорванные тремя бомбами в столице Афганистана. Мы боимся и чувствуем себя униженными, потому что никогда бы не подумали, что дойдём до точки, где наша уверенность в том, что мы можем контролировать события, рушится. И даже среди нас пробуждается ненависть, когда мы провозглашаем желание бороться с происходящим.

В Ницце, в день, когда сотни людей вышли на Английскую набережную, чтобы отдать дань уважения памяти 84 человек, задавленных грузовиком, произошло нечто, что может показаться абсурдным. На месте, где был застрелен террорист, появился спонтанный «памятник ненависти»: люди приносили всевозможный мусор, сваливая его в кучу, и каждый останавливался здесь, чтобы плюнуть на неё. Рядом мелом написано слово «трус». Конечно, это был жест гнева. Но какую надежду может дать «памятник ненависти» против ненависти?

Среди безвинно погибших в Ницце был 92-летний итальянец Марио Касати, выросший в Брианца и живший в пригороде Милана, доброжелательный со всеми, кто встречался ему на пути. Он был влюблен в море, поэтому, выйдя на пенсию, проводил всё время между Бордигера и Сан-Ремо, а затем уговорил одну из дочерей купить дом в Ницце, в городе, в который он был влюблен. Вечером 14 июля он был со своей дорогой подругой Грациеллой, когда грузовик выскочил из темноты и задавил их одними из первых. Она испытывала трудности при ходьбе, и он пытался помочь ей, пожертвовав собой. Он, кто предпочел бы сидеть в тот вечер на берегу моря, а не в хаосе многолюдного праздника.

В Ниццу на место его смерти приехала его внучка Чечилия. Она не могла не заметить гору мусора — «памятник ненависти». «На набережной Ниццы я увидела лужи крови, усыпанные горами цветов, и только в одном месте — там, где был застрелен убийца — свалку мусора и людей, которые плевали на неё», — сказала она во время похорон. — «Там я молилась за душу этого человека, потому что истинное желание моего сердца — чтобы победило милосердие, а не зло», — добавила она.

Источник (ит.): www.ilsussidiario.net
Фото: AFP