Пандемия как возможность для религиозного ренессанса

Вспышка коронавируса в 2020 году повлияла на мировоззрение миллионов людей во всём мире. Некоторые сравнивают её с психологическими и политическими последствиями мировой войны. Эти размышления, безусловно, правильные, но не менее важны последствия пандемии и для Церкви. Посмотреть на них предлагает Михаил Тяпин.

В процессе осмысления влияния коронавируса на духовное состояние человечества, христианские мыслители разделились на два широких лагеря: одни верят, что карантин приведет к религиозному возрождению, другие – что ускорит упадок веры. Кризис или ренессанс – что же произойдет?

Аргументы в пользу возрождения можно суммировать фразой «в окопах не бывает атеистов». Что-то шевелится в душах миллионов людей, находившихся долгое время под замком.

Немного статистики.

Согласно отчету Копенгагенского университета, количество поисков слова «молитва» в Google достигло самого высокого уровня за последние 5 лет. Более того, каждые 80 тысяч новых зарегистрированных заболевших приводят к удвоению числа запросов. Причем соответствующий спрос характерен не только для христиан. Доцент Джанет Бентцен, автор исследования, отметила, что интенсивность поиска молитвы наблюдается и среди мусульманских государств, и даже в Дании. Эта страна является третьей по количеству атеистов и агностиков в мире.

Схожая ситуация происходит и в российском интернете. Согласно сервису подбора ключевых слов «Яндекса», слово «молитва» в Рунете за апрель 2020 года искали 6,7 миллионов раз. Это в полтора раза больше, чем в феврале (4,6 миллионов). А по данным сервиса Google Trends, запрос «молитва от коронавируса» (так же как и «молитва от эпидемии» и «молитва во время эпидемии») является «сверхпопулярным». Наивысшая популярность поиска приходится на начало марта и середину апреля.

Опрос исследовательского центра Пью показал, что 55% американцев молятся о прекращении распространения вируса. К ним относятся не только верующие: об окончании пандемии просят 15% людей, которые «редко или никогда не молится», и 24% тех, кто не принадлежит ни к одной конфессии.

По данным Чикагского университета и Центра исследований общественных связей Associated Press, 31% верующих американцев твердо убеждены, что вирус является признаком того, что Бог призывает людей изменить свою жизнь. Столько же участников опроса в целом согласны с такой оценкой происходящего. 55% верующих уверены, что Господь оградит их от угрозы каким бы то ни было образом. Помимо этого, обнаружилось, что COVID-19 способствовал усилению религиозности. Четверть американцев отмечают, что благодаря пандемии религиозное чувство или духовность увеличились.

Сервис Pray.com, считающийся «молитвенным приложением № 1 в мире», увеличил свою посещаемость в 2 раза, со 104 тысяч в феврале до 219 тысяч в июне. В приложении по изучению Библии “YouVersion” поиск слова «страх» вырос на 167%.

В конце марта в Англии состоялась церемония повторного посвящения страны Пресвятой Деве Марии. Из-за ограничений на собрание, более полумиллиона человек попытались присоединиться к эфиру. К полудню объем трафика был настолько велик, что это привело к падению сайта трансляции. Также рухнул и второй сайт.

Так какие же последствия для Церкви свидетельствуют о возможном религиозном ренессансе?

Во-первых, карантин напрямую повлек за собой пересмотр значения Литургии и развитие практики онлайн-богослужений. Как писал архимандрит Роберт Тафт, один из крупнейших специалистов в области восточных христианских обрядов, «Литургия — не только обряд, не только культ и не только почитание, которое мы воздаем Богу. Это, прежде всего, приход Бога к нам во Христе».

Поскольку верующие ограничены своими домами, то веб-сайты, транслирующие церковные службы, фиксируют рекордные цифры. Растут подписки на приходские страницы в «Инстаграм», которые ведут свои эфиры. Раньше нельзя было насчитать и десятка храмов, ведущих трансляцию хотя бы с одной камерой, в низком качестве и только по главным праздникам. Сейчас практически все приходы ведут эфир с каждой службы, а где-то задействуется даже профессиональное оборудование и опытные операторы. Это очень важный церковный опыт, который наконец-то получил свое осмысление. Как замечает в связи с новой формой участия в богослужении преподаватель Санкт-Петербургской высшей католической семинарии «Мария — Царица Апостолов», священник Хосе Вегас, «мы можем делать это по телевизору или другими способами, и мы можем, прежде всего, искать прямой контакт со Словом Божьим».

Даже когда пандемия будет полностью побеждена и все ограничения исчезнут, такое наследие не будет бесполезным, ведь есть люди, которые физически не всегда могут присутствовать на службе. Инвалиды, люди с особенностями развития, представители профессий с долгой работой вне дома (космонавты, геологи) – увы, мы слишком часто забываем о них.

Во-вторых, благодаря карантину, даже люди, которые всегда равнодушно относились к Богу, внезапно стали размышлять над истинным смыслом своей жизни. По мнению архиепископа Павла Пецци, главы Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве, «мы были вынуждены остановить почти всю деятельность, и это заставило нас, как, пожалуй, уже давно не случалось, размышлять над тем, кто мы и чем живём, как осознаём самих себя и всё вокруг». За долгие годы абсолютно безопасного существования человек привык наслаждаться жизнью здесь и сейчас, не особо думая о будущей жизни. Реальность, до сих пор наполненная постоянным страхом за себя и близких, заставляет сильно призадуматься о бренности нашего мира и поменять привычную парадигму.

В-третьих, COVID-19 способствует солидаризации религий. 3 мая Папа Римский Франциск призвал всех верующих различных конфессий объединить усилия в посте и молитве за окончание эпидемии. Понтифик одобрил инициативу Высшего комитета человеческого братства объявить 14 мая днем духовного единения религий, так как «молитва имеет универсальную ценность». На предложение также откликнулись представители других религий в России.

Сотрудник Секретариата по межхристианским отношениям Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата священник Алексий Дикарев отметил, что Русская Православная Церковь согласна с «добрым» призывом Понтифика и будет и дальше молиться об окончании эпидемии, но в настоящее время приходы закрыты из-за ситуации в стране.

Пресс-секретарь Российского объединенного союза христиан веры евангельской Антон Кругликов рассказал, что на заседании правления пятидесятников было решено кратко молиться о прекращении вируса ежедневно, каждая церковь может присоединиться к предложению комитета.

Глава администрации Евангелическо-лютеранской Церкви России пастор Виктор Вебер сообщил, что члены конфессии молятся об окончании эпидемии каждое воскресенье, это объединяет их с «сестринскими Церквами».

Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин согласился с инициативой комитета, призвав мусульман присоединиться 14 мая ко всеобщей молитве для защиты от пандемии. Он сказал, что объединение конфессий станет «напоминанием о единстве наших корней и об общей совместной ответственности, которую мы несем перед Создателем, за поддержание гармонии и порядка созданного Им мира».

Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода поддержал призыв Понтифика. Он подтвердил необходимость отложить разногласия и объединиться на основе общих ценностей ради победы над вирусом.

Ситуация с потенциальной угрозой для жизни и длительным карантином открыла для Церкви новые перспективы и дала массу возможностей для развития духовной жизни. Многие люди открывают свои сердца для принятия Слова Божьего, резко развиваются христианские сервисы, конфессии идут на сближение. Все возможности для настоящего религиозного ренессанса находятся в наших руках. Как мы ими воспользуемся – покажет время.

Михаил Тяпин

Фото: ANSA (Встреча Папы Франциска с членами Высшего комитета человеческого братства, 2019)