Папа — Коллегии кардиналов: «Быть внимательными слушателями Его гласа и верными служителями Его замысла спасения»

Утром 10 мая Святейший Отец Лев XIV встретился с членами Коллегии Кардиналов и обратился к ним с речью, за которой последовала беседа, затронувшая некоторые темы и предложения, возникшие во время выступлений на Генеральных Конгрегациях. Публикуем полный русский перевод речи, произнесенной Святейшим Отцом.

Дорогие братья-кардиналы!

Приветствую и благодарю всех вас за эту встречу и за предшествующие дни, скорбные из-за потери Святейшего Отца Франциска, напряженные из-за ответственности, которую мы вместе несли, и в то же время, согласно обещанию, которое дал нам Сам Иисус, исполненные благодати и утешения в Духе (ср. Ин 14:25–27).

Вы, дорогие кардиналы, — ближайшие сотрудники Папы, и это для меня великое утешение в принятии ярма, явно непосильного для меня самого, как и для любого человека. Ваше присутствие напоминает мне, что Господь, вручивший мне эту миссию, не оставляет меня одного в несении этой ответственности. Я знаю, прежде всего, что всегда могу рассчитывать на Его помощь, помощь Господа, и, по Его благодати и Промыслу, — на вашу близость и близость многих братьев и сестер, которые по всему миру веруют в Бога, любят Церковь и поддерживают молитвой и добрыми делами Наместника Христа.

Благодарю Декана Коллегии Кардиналов, кардинала Джованни Баттисту Ре — он заслуживает аплодисментов, — чья мудрость, плод долгой жизни и многих лет верного служения Апостольскому Престолу, очень помогла нам в это время. Благодарю Камерленго Святой Римской Церкви, кардинала Кевина Джозефа Фаррелла — полагаю, он здесь присутствует, — за драгоценную и ответственную роль, которую он исполнил во время Sede Vacante и созыва Конклава. Обращаю свои мысли и к братьям-кардиналам, которые по состоянию здоровья не смогли присутствовать, и вместе с вами обнимаю их в единстве любви и молитвы.

В этот момент, одновременно печальный и радостный, провиденциально озаренный светом Пасхи, я хотел бы, чтобы мы вместе взглянули на кончину покойного Святейшего Отца Франциска и на Конклав как на пасхальное событие, этап долгого исхода, через который Господь продолжает вести нас к полноте жизни; и в этой перспективе вверяем «Отцу милосердия и Богу всякого утешения» (2 Кор 1:3) душу почившего Понтифика, а также будущее Церкви.

Папа, начиная со святого Петра и вплоть до меня, его недостойного Преемника, — всего лишь смиренный слуга Бога и братьев, и ничто более. Это ясно показали примеры многих моих предшественников, в последнее время — пример самого Папы Франциска, с присущей ему полной самоотдачей в служении и строгой простотой в жизни, в предании себя Богу во время миссии и спокойном уповании в час возвращения в Дом Отца. Примем это драгоценное наследие и продолжим путь, воодушевленные той же надеждой, которая проистекает из веры.

Это Воскресший, пребывающий среди нас, защищает и ведет Церковь и продолжает оживлять ее в надежде через любовь, «изливаемую в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5). Наша задача — быть внимательными слушателями Его гласа и верными служителями Его замысла спасения, помня, что Бог любит являть Себя не в громе и землетрясении, а в «веянии тихого ветра» (3 Цар 19:12) или, как переводят некоторые, в «тонком голосе тишины». Вот важная встреча, которую нельзя упустить и к которой надо воспитывать и вести весь святой Народ Божий, вверенный нам.

В последние дни мы могли видеть красоту и ощутить силу этой огромной общины, которая с такой любовью и благоговением прощалась и скорбела о своем Пастыре, провожая его с верой и молитвой в момент окончательной встречи с Господом. Мы увидели, в чем истинное величие Церкви, которая живет в многообразии своих членов, соединенных с единой Главой — Христом, «Пастырем и Блюстителем» (1 Пет 2:25) душ наших. Она — лоно, из которого и мы были рождены, и в то же время — стадо (ср. Ин 21:15–17), нива (ср. Мк 4:1–20), вверенная нам для попечения и возделывания, для питания Таинствами спасения и оплодотворения семенем Слова, дабы, крепкая в единодушии и пламенная в миссии, она шла, как некогда израильтяне в пустыне, под сенью облака и в свете огня Божия (ср. Исх 13:21).

И в связи с этим я хотел бы, чтобы мы сегодня вместе подтвердили нашу полную приверженность на этом пути тому направлению, которым вот уже несколько десятилетий Вселенская Церковь следует по следам Второго Ватиканского Собора. Папа Франциск мастерски напомнил и актуализировал его содержание в Апостольском обращении Evangelii gaudium, из которого я хочу выделить несколько ключевых аспектов: возвращение к первенству Христа в провозглашении Евангелия (ср. п. 11); миссионерское обращение всего христианского сообщества (ср. п. 9); возрастание в коллегиальности и синодальности (ср. п. 33); внимание к sensus fidei (ср. пп. 119–120), особенно в его самых характерных и всеобъемлющих формах, таких как народное благочестие (ср. п. 123); любящая забота о последних и отверженных (ср. п. 53); смелый и доверительный диалог с современным миром во всем многообразии его составляющих и реалий (ср. п. 84; II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 1–2).

Это евангельские принципы, которые всегда воодушевляли и вдохновляли жизнь и труды Семьи Божией, это ценности, через которые милосердный лик Отца открывался и продолжает открываться в Сыне, ставшем человеком, — последней надежде всех, кто искренне ищет истину, справедливость, мир и братство (ср. Бенедикт XVI, Энцикл. Spe salvi, 2; Франциск, Булла Spes non confundit, 3).

Осознавая себя призванным идти по этому пути, я решил принять имя Льва XIV. На то есть несколько причин, но главная — в том, что Папа Лев XIII в своей исторической энциклике Rerum novarum затронул социальный вопрос в контексте первой промышленной революции; а сегодня Церковь предлагает всем свое богатство социального учения в ответ на новую промышленную революцию и развитие искусственного интеллекта, которые ставят новые вызовы в сфере защиты человеческого достоинства, справедливости и труда.

Дорогие братья, я хотел бы завершить эту первую часть нашей встречи, «присвоив» — и предложив вам — пожелание, которое святой Павел VI в 1963 году выразил в начале своего Петрова служения: «Да пронесется по всему миру великое пламя веры и любви, которое зажжет всех людей доброй воли, осветит пути взаимного сотрудничества и привлечет на человечество, вновь и вновь, обилие Божественного благоволения, саму силу Божию, без помощи Которой ничто не имеет ценности, ничто не свято» (Послание ко всему человечеству Qui fausto die, 22 июня 1963).

Пусть эти же чувства станут нашими, воплощаясь в молитве и трудах с помощью Господа. Спасибо!

Фото: Vatican Media