Ранним утром 5 октября я уезжал из Ассизи. Город был абсолютно безлюден и тих, лишь несколько человек стояло у запертых дверей базилики святого Франциска. Удивительный это город! Когда я сел в автобус на площади Иоанна Павла II, чинно сидящие в нем люди начали молиться. Это были паломники, покидающий уютный умбрийский городок.
Ассизи пропитан святым Франциском. В каждой лавочке, в любой забегаловке есть что-либо напоминающее о святом уроженце этих мест. О сувенирах и говорить не стоит. Впрочем, замечу, город им живет, но не наживается. В эти первые дни октября, когда количество паломников в три с лишним раза превысило население города, ассизяне были добродушны и гостеприимны. В торжество святого Франциска, 4 октября, автобусы курсировали бесплатно, на улочках всем желающим раздавали воду… С добросердечностью и улыбками горожан я сталкивался на каждом шагу.
В этом году день памяти небесного покровителя Италии в Ассизи был особый. Город ожидал Папу Франциска. Флаги Ватикана, плакаты, шарики, транспаранты с изображением главы Католической Церкви были повсюду. Дети прихода святого Петра, расположенного при въезде в старый город, украсили ограду храма вырезанными из бумаги и раскрашенными ладошками, на которых написали пожелания Понтифику.
Некоторые, вывесив плакаты, приглашали славящегося своей непосредственностью Папу, в свое кафе на чашечку эспрессо, кто-то вывешивал свой номер телефона. Но больше всего было транспарантов со словами благодарности или добрыми пожеланиями. Все это создавало атмосферу ожидания радостного семейного праздника. Подчеркну слово «семейного».
Францисканцы начинают празднование торжества святого Франциска вечером предыдущего дня. И день памяти святого, как это обычно и бывает в Церкви, выбран не случайно. 4 октября Франциск умер или, как справедливо считают верующие, родился для неба. Согласно житиям, произошло это вечером 3 октября. Поэтому именно в этот день во францисканских храмах совершается особое богослужение: Transitus, воспоминание перехода Франциска от земной жизни к небесной.
Произошло это рядом с небольшой церквушкой, расположенной в нескольких километрах от Ассизи. Она посвящена Богородице, Царице Ангелов и названа Порциункола (кусочек), видимо из-за своих крохотных размеров. Это было излюбленное место святого Франциска. Он отстраивал эту церковь, здесь любил молиться. Многое, о чем мы читаем в Житиях святого, произошло именно здесь.
Разумеется, мне очень хотелось пережить Transitus там, где когда-то и произошло то, чему посвящено это богослужение. Благодаря помощи петербургских францисканцев мне удалось это сделать. Это был удивительный опыт. В какой-то степени давший возможность иначе посмотреть на францисканскую духовность.
Дело вот в чем.
В наших краях начало октября — это холодная и дождливая погода. Темный вечер, богослужение, совершающееся во тьме и при свечах. Ассизи же купался в лучах солнца, было тепло, как у нас в июле. Сам Transitus совершался в полностью освященном храме (у нас обычно лишь при свете свечей). Это был настоящий праздник. И по-новому для меня зазвучали слова Франциска о «сестре Смерти». В них не чувствовалось ноток печали, в этих словах звучала радость!
Богослужение собрало множество верующих. Прибыли все епископы из этого региона Италии, был папский легат. Особое место занимали генеральные министры всех францисканских Орденов. Каких только монашеских одеяний в храме не было! Известно, что в Церкви множество конгрегаций, не считая основанных самим святым, придерживающихся францисканской духовности.
Впрочем, главные торжества начались 4 октября. Программа Папского визита была насыщенной. Это было не просто паломничество по местам святого Франциска. В нее были включены многочисленные встречи. Одна из первых состоялась в Медицинском учреждении, заботящемся о детях с ограниченными возможностями. При входе на Франциска набросился малыш и радостно обнял его, как отца, вернувшегося домой после отъезда. В зале, куда пригласили Папу, постоянно галдели дети. Медсестра, приветствовавшая Папу, чуть не плакала, так ее переполняли чувства. Папа внимательно слушал. Казалось, что нет никакой программы, расписанной буквально по минутам. Он был со своими детьми. И они были самым важным, что его в данный момент занимало. Он благословлял, обнимал их. Он дарил им себя, свою любовь и тепло. Может это звучит несколько пафосно, но поверьте – было именно так.
Одним из центральных пунктов паломничества Папы стала Месса, отслуженная во дворе базилики святого Франциска. Папа умудрился создать удивительную атмосферу. Не смотря на то, что на площади собралось несколько десятков тысяч человек, создавалось ощущение, что богослужение совершается в маленькой часовне, для небольшой группы близких друзей.
Свою проповедь Франциск произносил тихо, читая по бумажке. Даже немного бубня себе под нос. Но время от времени он отрывался от заранее записанного текста, его глаза загорались и Папа эмоционально и импровизированно развивал то, что ранее изложил на бумаге.
Франциска несколько раз прерывали аплодисментами. Ничего удивительного, это такая местная традиция выражения одобрения услышанному. Текст проповеди уже давно переведен на русский и опубликован. Поэтому, не буду пересказывать, а лишь приглашу к чтению первоисточника. Поверьте, Вам понравится!
После Мессы Папа отправился дальше. По городу он передвигался на небольшом черном фиате, помахивая в открытое окно всем приветствовавшим его.
Одним из последних пунктов визита в Ассизи стала Порциункола. Над площадью перед базиликой Франциск планировал встретиться с молодежью. Юные итальянцы уже с утра начали собираться здесь. Перед встречей с Папой они молились и пели песни. Любой пастор из самой радикальной харизматический общины позавидовал бы тому задору, с которым прославляли Бога, руководимые францисканцами, юноши и девушки. Когда к базилике прибыл Папа площадь взорвалась! Франциск, приехавший на папамобиле, неторопливо приветствовал собравшихся. Благословлял малышей и больных. Примерил белую пиуску, подаренную ему кем-то. Подъехав к храму, он вышел из машины и пошел не в храм, а в народ, к ужасу всей охраны. Франциск подходил к людям, беседовал, слушал, о чем-то молился с некоторыми. Это был предпоследний пункт программы и Папа явно не торопился.
Меня поразило то, что когда Франциск наконец вошел в Порциунколу помолиться, еще недавно ревевшая, многотысячная площадь затихла и в абсолютной тишине молилась вместе с Папой. А когда он вышел из храма молодежь опять начала петь и скандировать.
По-итальянски стремительно темнело. Папа сидел на кресле у входа в базилику и обращался к молодежи. Где-то к середине речи он совсем перестал смотреть в заранее подготовленный текст. Он вел живой диалог, шутил, спрашивал, ждал ответа. Он делился жизненным опытом, как это делает дедушка с внуками в непринужденной беседе. Было видно, что собравшиеся небезразличны ему. Молодежь отвечала взаимностью.
Думал ли святой Франциск, что когда-то на месте леса у малюсенькой часовни вырастет огромный город? Он даже не думал, что когда-то на площади у Порциунколы соберутся тысячи людей, чтобы пообщаться с Папой, взявшим имя в его честь.
Закончив беседу, Папа, посетив один из первых францисканских монастырей в Ривоторто, отправился в Рим. А на площади у базилики Богородицы Ангелов еще долго сидела молодежь, молилась и пела песни. Их никто не держал, они могли спокойно уйти отсюда по своим делам, к своим компьютерам, телевизорам, в кафе и бары. Но нет. Они, как когда-то первые Меньшие Братья, сидели рядом с Порциунколой и прославляли Бога.
Может быть, это не просто энтузиазм, оставшийся, от прошедшей встречи с Франциском, а нечто большее?
Текст и видео: Михаил Фатеев