А мы проповедуем Христа распятого,
для Иудеев соблазн, а для эллинов безумие.
(1 Кор 1:23)
Он был францисканцем, с 15 лет посвятившим свою жизнь Богу. Брат Винченцо Пьетросанти (1624 — 1694), родившийся в крошечном городке Бассиано, среди живописных гор Лепини, и нашедший свой покой в изумительной римской базилике Санта Мария ин Арачели, известен не только удивительной набожностью и благочестием, святой жизнью, овеянной ореолом сурового аскетизма и мистической религиозности. Он вошел в историю изобразительных искусств как мастер распятий, которого называли «скульптором Бога». В «Некрологе Римской провинции», составленном в конце XVIIIвека, есть запись: «25 марта 1694 года в монастыре Арачели скончался брат Винченцо из Бассиано, святой человек. Он всецело посвятил себя служению Богу, поклонению Христу страдающему. Был прекрасным мастером резьбы по дереву и создал целый ряд святых распятий, многие из которых стали известными в связи с чудесами, происходящими от них».
Достоверно известно о семи распятиях Винченцо Пьетросанти, сделанных им для храмов и монастырей региона Лацио: в церкви святой Марии в Капрарола (1662), в санктуарии Святого Распятия в Неми (1669), в церкви святой Агаты в Ферентино (1669), в санктуарии Святого Распятия в Бассиано (1673), в церкви святого Роха в Фарнезе (1684), в церкви святого Франциска в Беллегра и в базилике Санта Мария ин Арачели в Риме. Все эти распятия, вырезанные из дерева в натуральную величину, объединены общими стилистическими особенностями, особой манерой исполнения и характерными деталями, позволяющими без труда определить авторство. Они проникнуты глубоким и волнующим драматизмом. Трагедия страданий Христа распятого, выраженная посредством экспрессивного реализма, приводит в замешательство, обескураживает, потрясает, порой шокирует.
Мастер из Бассиано не был простым ремесленником. Его искусство являлось воплощением его жизни, посвященной Богу. Его деревянные изваяния были следствием пролитых им слез. Своими творениями он сам себя распинал на кресте. В 1754 году падре Казимиро в хронике францисканских монастырей упоминает мастера Пьетросанти из Бассиано, подчеркивая его почти мистическую религиозность и аскетизм. Это, по сути, первое официальное свидетельство о работе скульптора, полностью посвятившего свою жизнь Богу. «К работе брат Винченцо приступал только после длительного поста на хлебе и воде, после молитв и многочасовых истязаний своей плоти». [p. Casimiro da Roma, Memorie istoriche delle chiese e conventi dei Frati Minori della Provincia Romana, 1754] Делая акцент на исключительной набожности и благочестии Пьетросанти, падре Казимиро ни слова не говорит ни о технике, ни о мастерстве исполнения. Заложенные в эти распятия страдания являлись залогом их чудодейственной силы. Через молитву достигалось состояние «небесного безумия», в котором познается истинная мудрость.
Чтобы лучше понять творения Пьетросанти, следует окинуть беглым взглядом ту историческую эпоху, на которое приходится жизнь скульптора-францисканца из Бассиано. Период времени, начиная со второй половины XVI века, а также весь XVII век отмечены полным изменением общественного сознания. Зашатались основы ренессансного гуманизма — мировоззрения, признающего высшей ценностью человека. Изменилось утвердившееся в эпоху Возрождения представление о человеке как о разумнейшем и самодостаточном существе. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», тем, кто «улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Войны, эпидемии сеяли бедствия и смерть, порождая страх и неуверенность в будущем. Наука в лице Коперника, Кеплера и Галилея предложила новую гелиоцентрическую систему мира. Антикатолическое движение в Европе, обвинявшее Римско-католическую Церковь в отходе от первоначальных христианских принципов, способствовало быстрому распространению нового религиозного направления христианства — протестантизма.
Тридентский Вселенский собор (1545 — 1563), открывшийся по инициативе Папы Павла IIIв Тренто, был одним из важнейших в истории Католической Церкви, так как он был призван дать ответ движению Реформации. Постановления Тридентского собора закрепили все традиционные догматы католического вероучения. Ставилась задача фундаментально реформировать Церковь, пробудить «спящий» дух католицизма, обновить его.
Идеология Тридентского собора распространялась и на изобразительное искусство, закрепляя постановлениями религиозную иконографию. Религиозный художественный образ должен был обретать дидактическую функцию, подчеркивать его доктринальный и катехизический аспект. Собор постановил обязательным и законным почитание священных образов, так как они служат наставлению верующих в церковных догматах и приводят людей к любви к Богу. В декрете, утвержденном собором 3 декабря 1563 года, было указано: «Кроме того, нужно иметь и хранить, в частности, в церквях, образы Христа, Девы Марии и святых, воздавая подобающие им почитание и поклонение. Не потому, что мы верим, будто в них заключена Божественность или какая-либо добродетель, оправдывающая их культ, или что нужно что-то просить у них, или что нужно твердо полагать свою надежду в этих образах, как это происходило иногда у язычников, возлагавших свою надежду на идолов, но потому, что почитание, воздаваемое им, восходит к первообразам, которые они представляют. Так, через образы, которые мы целуем, пред которыми мы обнажаем голову и преклоняем колена, мы поклоняемся Христу и почитаем святых, подобие которых они несут в себе». [Христианское вероучение. Догматические тексты учительства церкви III – XX вв. Санкт – Петербург: Издательство св. Петра, 2002]
Заказ Римско-католической Церкви имел цель посредством изобразительного искусства пленить, взволновать души людей, пробудить в них чувство сострадания, воспитать благочестие и призвать к единству в христианской вере. Церковь испокон веков считала священные образы эффективным средством просвещения и воспитания в вере народных масс, которые по большей части были безграмотными. Теперь же, чтобы усилить в католиках веру и набожность и привлечь в лоно Церкви сомневающихся, требовалось предпринять особые шаги. В качестве тем выбирались сюжеты, наиболее подходящие для размышлений и покаяния — страдания Христа, сцены мученичеств, экстазы святых. В произведениях искусства этот ветер перемен повлиял не только на выбор тем, но и способствовал существенным изменениям изобразительного языка, который должен был отныне служить назидательно-воспитательной цели. Изображаемые религиозные сюжеты должны были убеждать верующих в достоверности повествуемой истории. Поэтому язык должен был быть простым, универсальным и понятным каждому. Образы должны были быть узнаваемы, жизненны и близки к реальной действительности. Но при этом реалистический язык в изображении, как сцен божественной радости, так и сцен жестоких мучений, становился драматичным, театральным, порой шокирующим в своей натуралистичности. Произведения должны были вызывать у людей не лирическое настроение от созерцания какого-то вымышленного мира, а должны были, благодаря экспрессивному реализму, погружать людей в страдания Христа и христианских мучеников и в размышления о жизни вечной. Так постепенно выкристаллизовывалось искусство барокко со свойственной для него контрастностью, напряженностью, динамичностью, экспрессией и аффектацией.
Умирающий на кресте Христос — один из основополагающих иконографических сюжетов христианства. Для духовности францисканцев распятие имеет совершенно особое значение. Именно перед иконой с изображением распятия в церкви святого Дамиана в Ассизи молился святой Франциск, когда услышал голос: «Франциск, иди и восстанови мой храм, ибо, видишь, он — в руинах». С тех самых пор жизнь Франциска изменилась навсегда, и именно он стал первым святым, удостоившимся носить на своем теле стигматы, которые были ему дарованы в день Воздвижения Святого Креста во время молитвы на горе Верна.
Немало братьев-францисканцев занималось созданием деревянных распятий. Брат Винченцо Пьетросанти в этом преуспел значительно, ибо его распятия стали настоящими образами религиозного поклонения, истинными посланиями любви, не утратившими силу своего эмоционального воздействия даже спустя столетия.
Самыми известными из его работ являются распятия в Неми, Ферентино и Бассиано. О распятии, сделанном Пьетросанти для церкви в Неми, рассказывают легенду о том, что лик Христа, распятого на кресте, нерукотворен. На это указывает в своей хронике и падре Казимиро. Брат Винченцо вырезал тело Христа, но ему никак не удавался лик Иисуса. Измученный, он встал на колени перед незаконченным творением и стал молиться, а потом, обессиленный, упал на свое ложе и забылся тяжким сном. А когда проснулся утром, не мог поверить своим глазам: Божественный лик взирал на него с креста. Такова легенда. Однако впоследствии чудеса, происходившие в связи с этим распятием, вызвали нескончаемые потоки паломников. Церковь святой Марии была переименована в санктуарий Святого Распятия (Santuario del Santissimo Crocifisso). Это святилище стало и объектом поклонения Римских Пап: здесь бывали Пий IX, Павел VI, Иоанн Павел II, Бенедикт XVI.
В 4-х километрах от города Бассиано, в местечке Сельва Оскура, находится святилище, построенное специально для распятия, выполненного мастером Пьетросанти. Вот что пишет об этом изваянии исследователь Луиджи Заккео: «Мертвый полуоткрытый рот Христа кажется настолько реальным, что охватывает чувство могильного ужаса. Измученное лицо, язвы на ногах, рельефно выступающие на теле сгустки крови вызывают настоящее эмоциональное потрясение. В середине XVIIвека по Италии прокатилась черная смерть чумы, уничтожив значительную часть населения страны и почти всех жителей Бассиано (из которых уцелели только 300 человек). Это распятие брата Винченцо поразило бассианцев до глубины души. Изображенные страдания и доведенный до крайности драматизм отвечали не только эстетическим канонам барокко того времени, они глубоко потрясали своей реальностью тех, кто своими глазами видел умирающих в страшных мучениях людей». В этот укромный уголок одного из самых живописных мест Лацио, родине Винченцо Пьетросанти, идут и идут люди. Говорят, и здесь, перед этим распятием свершаются чудеса.
Распятие в Ферентино чудесным образом избежало несчастной участи во время Второй мировой войны. 24 мая 1944 года во время жесточайшей бомбардировки города была полностью разрушена церковь святой Агаты. Деревянное изваяние распятого Христа, извлеченное из-под обломков, почти не пострадало, претерпев лишь незначительные повреждения — были отломаны пальцы левой руки.
В распятии из церкви святой Агаты Пьетросанти, кажется, удалось выразить во всей полноте, с одной стороны, страдание, отчаяние, тревогу и в то же время надежду, заключающуюся в Божественной любви. Христос изображен в момент драматической смерти на кресте. За счет изломанного ритма линий создается ощущения уже мертвого обвисающего тела. Согнутые в коленях ноги обращены в левую сторону. В то время как голова безжизненно склонилась к правому плечу. Плечо и предплечье образуют почти прямой угол. Асимметрия тела с изломанным ритмом линий противопоставлена геометрической правильности креста, усиливая драматизм. Искаженное смертью лицо с полуоткрытым ртом, из которого уже не может доноситься дыхание, слипшиеся от крови волосы, голова, пронзенная терновым венцом, проработанное с анатомической натуралистичностью тело, покрытое язвами, сгустками запекшейся крови и кровавыми подтеками, — все это подчеркивает трагичность момента. Но в этой трагичности, возведенной до высшей степени, когда кажется, что нет и не может быть ничего более ужасного, именно в этой катастрофе заложен самый удивительный феномен христианства.
Пьетросанти удалось передать в этом образе Христа то, что не в человеческих силах постичь умом — образ «Мужа скорбей», отдавшего себя во имя искупления грехов и дарующего страдающим надежду. «Безумие креста» открывает любовь Спасителя распятого именно в том, что указывает путь спасения. Созерцание жестоких страданий Христа на самом деле позволяло верующему принять свой собственный крест и смиренно нести свои собственные страдания. В 53-й главе Книги Исайи написано: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». Христос смиренный не потому, что Он распят на кресте, а потому что Он сам позволил себя распять. Единственная подлинная и высшая ценность — незащищенность и ранимость человеческого существования. Не в силе, а в слабости спасение. И в этом чудо! Тема распятия чрезвычайно важна в христианской духовности, поскольку именно распятие является воплощением спасительного искупления смертью. Это связь между Божественным и человеческим, между страданием и жизнью вечной. Это бесконечное проявление любви Бога к человеку и к мирозданию.
Распятия, созданные Винченцо Пьетросанти, являются не только отражением мировоззрения той эпохи, современником которой был мастер, но также выражением его собственного внутреннего духовного мира как христианина и францисканца. Христос, изображенный Винченцо Пьетросанти, стал символом, объединяющим вокруг себя тысячи верующих. Его распятия взывают к молитве. Мимо них не пройти, перед ними останавливается всякий, кто приходит в храм. Скромный брат-францисканец, оставивший в своих творениях частицу своей души, выдающийся выразитель христианской духовности XVII века, до сих пор разговаривает с нами через созданные им образы, призывая обратить наш взор на распятого.
Иллюстрации: www.parrocchiasantagata.com
Библиография:
Accrocca F., Bassiano e Fra Vincenzo, nel terzo centinario della morte, Sezze, 1995
Damiano N., Scultori Francescani nei Seicento in Italia, Pistoia, 1952
Romanelli E. Fra Vincenzo e I suoi Crocifissi, «Osservatore Romano», 1987
Zaccheo L., Santuario del Crocifisso di Bassiano, Sezze, 1975