Вы когда-нибудь обращали внимание, насколько значительную часть Литургического года Церковь посвящает ожиданию? Адвент – ожидание Рождества, Великий Пост – ожидание Пасхи, и даже короткий кусочек рядового времени по окончании Рождественского периода на практике нередко переживается как ожидание Великого Поста.
И есть ещё один короткий, но совершенно особенный период ожидания: 10 дней от Вознесения Господня до Пятидесятницы. 10 дней по прямому повелению Господа апостолы «не отлучались из Иерусалима» (Деян 1:4а) в ожидании «обещанного от Отца» (Деян 1:4б) Утешителя, в ожидании крещения Святым Духом (Деян 1:5б), пережив которое, они должны были принять Его силу (Деян 1:8а). Это было вовсе не то рассеянное ожидание, которым мы томимся, например, в аэропорту, ожидая прибытия рейса, на котором прилетает наш друг. Это было ожидание единодушное, сосредоточенное и напряжённое – «в молитве и молении» (Деян 1:14а). Не просто «в молитве», а «в молитве и молении»! Молитвенное бдение разделяли с апостолами «некоторые женщины, Мария – Матерь Иисуса, и Его братья» (ср. Деян 1:14б).
Обаз этого молитвенного, сосредоточенно-напряжённого ожидания настолько захватил меня в первые годы моей осознанной христианской жизни, что Пятидесятница стала самым любимым праздником.
И какой грандиозный ответ на ожидание! В сильном несущемся ветре и огненных языках (Деян 2:2-3) сходит Святой Дух на апостолов и на тех, кто был с ними, и все они действительно становятся Иисусовыми «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8б)!
Но какими бы вдохновляющими и захватывающими ни были эти события из Священного Писания, я однажды задумалась: «Хорошо, апостолы получили Святого Духа на Пятидесятницу, и это радикально изменило их жизнь и их личности. Но это было 2000 лет назад, и они были избраны лично Самим Иисусом Христом. А какое это имеет отношение ко мне и к тысячам, миллионам христиан от апостольских времён и до того времени, в котором живу я?»
Я довольно успешно «затыкала» этот вопрос «правильными» цитатами из Катехизиса и Писания, но он никак не хотел решаться по принципу «смотри ответ в конце учебника» и в плохие для меня моменты атаковал снова. Для того, чтобы правильные цитаты наполнились жизнью и стали той истиной веры, которая реально руководит моей жизнью, мне не хватало реального, живого духовного опыта.
Все известные мне изображения Пятидесятницы – от древних византийских икон через Эль Греко и до прекрасных мозаик о. Марко Рупника, отсылают к апостольской Пятидесятнице, вызывая благоговение, но одновременно отодвигая событие в далёкое прошлое и подогревая вопрос: «А что же сейчас?»
Вопрос соединился с утверждениями из Катехизиса о том, что «Дух созидает, одушевляет и освящает Церковь…» (ККЦ 733-747), и чтобы обрести внутреннюю уверенность, что Пятидесятница не осталась в прошлом, что Дух Святой «вчера, сегодня и всегда Тот же» и продолжает нисходить на Церковь Христову и на тех, кто к ней принадлежит, я искала и ждала какого-то реального жизненного опыта.
Знакомство с общинами Католического Харизматического обновления в Святом Духе оставило очень противоречивые впечатления и ясности мне не прибавило.
Мысленно представить себя и лично знакомых мне католиков рядом с апостолами на изображениях Пятидесятницы никак не получалось… Одно время казалось, что проще будет представить себя и знакомых мне людей на месте «простого» сотника Корнилия и его домочадцев, которые были самыми обыкновенными людьми, язычниками, но, как и апостолы, приняли Святого Духа (Деян 10:44-46). Но нет, и здесь временная дистанция в 2000 лет давала о себе знать… И, кроме того, я ведь ничего не знаю об этих людях. Они для меня скорее литературные персонажи, чем реальные люди!
И тут к началу Новенны перед нынешней Пятидесятницей я получаю подарок: ещё одно, прежде незнакомое мне, иконографическое изображение Сошествия Святого Духа.
В первый момент сочетание цветов на иконе и общий стиль живописи мне не понравился, и я уже хотела перелистнуть страницу на планшете, как вдруг поняла, что Я ЗНАЮ некоторых из тех, кто изображён на иконе! Вот св. Арнольд Янссен, основатель трёх миссионерских конгрегаций… Вот почтительно любимая мною и близкая мне по духу бл. Мария Хелена Штолленверк, а вот её подруга бл. Йозефа Хендрина Штенманс… Обе они – соратницы и помощницы св. Арнольда. Да, я знаю их, потому что не только читала об их жизни, но и слушала живые рассказы о них, ходила по тем же коридорам в монастырях в Штайле, по которым ходили они, держала в руках письма, написанные их рукой, молилась, сидя на той же скамейке в том же храме, где молились они!
Они жили всего за каких-нибудь 150-200 лет до меня, но при этом действительно пережили Пятидесятницу, приняли Святого Духа так же, как первые апостолы. Дух Святой оказал на них то же самое действие, что на апостолов – они «вышли из горницы» и пошли возвещать Божье Царство, положили жизнь на выполнение поручения Господа быть Его свидетелями «до края земли»! И вот, я смотрю на Пятидесятницу, которая совершилась не 2000 лет назад, а меньше двух столетий назад, и не с почти легендарными апостолами и первыми учениками, а с людьми, которых я знаю так, будто мы говорили всего несколько дней назад.
Если это произошло с ними, так же, как с апостолами, значит Святой Дух действительно «вчера, сегодня и всегда – Тот же»! Значит Он приходит и сегодня, приходит ко мне, к Ирине, Злате, Саше, Наташе, Вере, Насте, Никите, Алле, о. Михалу, с. Агате, бр. Володе и ко многим, многим другим кто сидит рядом со мной во время Святой Мессы! Значит Пятидесятница продолжается все эти столетия и тысячелетия!
Это оказался тот самый живой духовный опыт, которого мне так не хватало, чтобы впустить Святого Духа в свою жизнь, когда Он приходит, чтобы призывать Его не ритуально, а «взаправду», чтобы ожидать Его прихода так же сосредоточенно и с той же уверенностью, какую 2000 лет назад переживали апостолы, Мария, другие женщины и братья Иисуса, а 200 лет назад – св. Арнольд, его собратья, бл. Мария Хелена, бл. Йозефа Хендрина и их сёстры.
Приди, Дух Святой!
* * *
Такие внутренние переживания довольно трудно «одеть в слова». Поэтому хочу поделиться отрывками из комментария, поясняющего символику этой иконы. Он помог придать «плотность» и осознанность, тем смыслам, которые мне открылись. Комментарий написан о. Дариушем Пеляком, SVD, настоятелем московского прихода св. Ольги, в котором икона сейчас и находится. Надеюсь и вам этот текст будет полезен и интересен:
Сегодня мы хотим представить вам икону ниспослания Святого Духа, которая называется «В Духе едины», написанную липецкой художницей Алевтиной Венгженовской.
Путь создания иконы был долгим и непростым. И в определённом смысле Сам главный герой иконы – Святой Дух, помог отобразить на ней именно это, а не какое-то другое содержание.
Всё началось с запроса сестёр Служительниц Святого Духа из России о том, что им для почитания нужна икона, выражающая единство. А где в Библии наилучшим образом отражена идея единства? Несомненно, в описании событий Пятидесятницы! Момент ниспослания Духа Святого – это диаметральная противоположность той трагедии разделения, которая началась, согласно Библии, с разделения языков при строительстве Вавилонской Башни. В день сошествия Духа Любви восторжествовало единство, выражением которого стал тот факт, что Петра, говорившего по-арамейски, понимали люди из разных стран и народов (ср. Деян 2,1-17).
Чаще всего апостолы на иконах, посвящённых Пятидесятнице, изображаются как иудеи времен Иисуса. Но что, если посмотреть на них как на «посеянные семена», из которых затем выросла современная Вселенская Церковь? Тогда в лицах Петра, Иакова, Фомы или Иоанна можно увидеть лица индийцев, африканцев, полинезийцев, европейцев, эскимосов… Эта идея отражена в иконе через призму «Миссионерской семьи святого Арнольда», которую составляют три основанные им монашеские конгрегации: Общество Божьего Слова (SVD, «вербисты»), Миссионерская конгрегация сестёр Служительниц Святого Духа (SSpS) и Конгрегация сестёр Служительниц Святого Духа от Вечного Поклонения Пресвятым Дарам (SSpSAP).
В центре иконы – Матерь Божья, фигура которой написана в иконописном типе Оранты («Молящаяся») по древнегреческим образцам. Среди фигур апостолов на иконе присутствуют четыре вербиста. По правую руку от Богородицы, прямо рядом с Ней, стоит молодой Арнольд Янссен. Он одет в чёрный хабит монаха-вербиста и символизирует Европу. В том же ряду, ближняя к зрителю фигура в оранжевом одеянии – это вербист Томас Тьен Кен-син, архиепископ Пекина, первый кардинал-китаец и первый кардинал-вербист. Он окончил свою жизнь в изгнании, и символизирует на этой иконе Азию.
По левую руку Богородицы в первом ряду, ближняя к зрителю фигура в фиолетовом одеянии с золотой каймой – это епископ Гарольд Р. Перри, также вербист, первый епископ-афроамериканец в США в ХХ веке. Он символизирует Северную Америку, где родился и вырос, и одновременно Африку, откуда его предки были насильно переселены в качестве рабов. В том же ряду, по левую руку Богородицы, стоит молодой человек в красной рубахе с золотой оторочкой по вороту. В учебниках по истории Церкви вы не найдёте никаких упоминаний о нём. Это молодой брат-вербист родом из Аргентины – Доминго Фигуередо. Принеся вечные обеты в ордене, он отправился на миссию в Анголу, но вскоре умер от приступа малярии: его почки не справились с сильнодействующими лекарствами. На этой иконе он представляет всех тех верных, которые отдали свои жизни Христу и за Христа, оставшись в безвестности. Именно такие – скромные и незаметные миру люди составляют силу Церкви. Брат Доминго символизирует свой родной континент — Южную Америку и Африку, куда он отправился на миссию.
Остальные апостолы не имеют такой точной персональной идентификации и являются общим знаком вселенскости Церкви, а их разноцветные одежды символизируют разнообразие и богатство различных культур.
В центре у ног Богородицы находятся две коленопреклонённые женские фигуры. Идея расположения этих трёх фигур в центре композиции взята из традиции коптской иконописи. Для европейской традиции более привычны иконы Пятидесятницы, на которых присутствуют только 12 апостолов и часто, но не всегда, Матерь Божья. Однако Деяния Апостолов в описании событий Пятидесятницы упоминают также о «некоторых женщинах» (ср. Деян 1:14). Фигура в розовом одеянии – это бл. Мария Хелена Штолленверк, со-основательница обеих женских конгрегаций Миссионерской семьи св. Арнольда. Её одежда – это розовый хабит созерцательных сестёр, в чьих монастырях идёт непрерывная молитва поклонения Пресвятым Дарам. Фигура в голубом хабите – бл. Йозефа Хендрина Штеннманс, подруга Марии Хелены и со-основательница Конгрегации сестёр-миссионерок. Обе они символизируют тех женщин, которые молились в горнице вместе с апостолами, и, по всей вероятности, стояли под Крестом Спасителя на Голгофе вместе с Богородицей, оставаясь верными, когда апостолы разбежались. Поэтому они и находятся в центре в момент сошествия Святого Духа.
В верхней части иконы изображен Сам Святой Дух – главное действующее лицо события. В первой половине XVIII века Папа Бенедикт XIV запретил изображать Духа Святого иначе как в виде Голубя и Языка Пламени. В конце ХIX – начале XX века о. Арнольд очень хотел получить разрешение Папы на почитание Святого Духа в человеческом обличьи. Он был убеждён, что отсутствие человеческого образа Святого Духа мешает воспринимать Его как Личность и почитать Его должным образом. Но удалось ему это лишь отчасти: Папа дал такое разрешение миссиям в Китае, потому что в этой стране голубь считался нечистым животным. К нашему времени этот запрет теряет актуальность, в частности и благодаря огромной популярности иконы Андрея Рублёва «Пресвятая Троица», на которой Святой Дух представлен именно в виде человеческой фигуры.
Но образ голубя здесь всё же присутствует: красные линии, обозначающие огненные языки, нисходящие на людей, образуют узнаваемый контур птицы, отсылая к традиционным изображениям Духа Святого в образе голубя.
* * *
Молитва св. Арнольда Янссена: посвящение себя Святому Духу:
Дух Святой, Боже! Сладчайшая Любовь Отца и Сына, желая полностью Тебе принадлежать, я посвящаю Тебе сейчас и навсегда моё сердце, моё тело и душу, мои силы и таланты, мои радости и страдания, мою жизнь и смерть. Отдаю Тебе и всех дорогих моему сердцу, всё, чем являюсь и что у меня есть: распоряжайся мною и направляй меня Своей любовью ныне и в вечности! Аминь.
Наталья Проскурина