Pink Floyd на большом органе Собора: о премьере авторского проекта Анны Ветлугиной в Москве

18 апреля в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве состоялась премьера переложений произведений легендарной британской рок-группы на большом органе. 

Органные каверы и импровизации на музыку Pink Floyd — это авторский проект титулярной органистки собора, Анны Ветлугиной. Вместе с ней в четыре руки на органе сыграл музыкант и певец Дмитрий Максименко. В сопровождении электроарфы Софьи Москалевой и детского хора «Кантилена» бессмертные треки Pink Floyd обрели новую глубину и объём. В то же время оригинальный ритм и характер Pink Floyd передал музыкант группы «Мельница» Дмитрий Фролов. В соцсетях в эти дни появились споры о допустимости использования ударных инструментов в стенах собора, но барабаны Дмитрия Фролова были одновременно и тимпанами, на которых псалпопевец призывал славить Бога, и громом, с которым в Библии сравнивается глас Господа. Это звук, который проникает в самую глубину человеческого существа, когда «веяние тихого ветра» (3Цар 19, 11) мы уже неспособны воспринять.

Организаторы концерта также учли возможный вопрос о допустимости звучания подобной музыки в пространстве собора, поэтому в начале концерта прозвучало введение, подготовленное автором проекта, Анной Ветлугиной. В нём организаторы обратили внимание на то, что «рок, и правда, часто ассоциируется с агрессией и деструктивностью, в то время как исследования показывают: из всей современной песенной культуры именно рок-музыка чаще всего обращается к философской и социально-нравственной тематике. Рок не развлекает, он задает вопрос, вернее — вопросы. О мире, о человеке и его предназначении. Стиль этих вопросов – очень жесткий, заданные напрямую, они, конечно же, звучат агрессивно и радикально. Но часто именно рок может «достучаться» до молодежи и заставить ее задуматься о смысле жизни».

Также во введении было уделено внимание конкретным композициям Pink Floyd, прозвучавшим в течение вечера. Например, бессмертному хиту «Another Brick In The Wall», который часто интерпретируют, как протест против образования вообще. «Но автор посвятил ее нерадивым учителям, для которых важна и приоритетна тишина в классе, а не развитие личности ребенка. Которые между духом и буквой закона выбирают в пользу буквы. Такой фарисейский подход к образованию превращает школу в «фабрику клонов». Эти «клоны» удобны для социума, но не реализуют свои таланты, данные Богом».

Для самой Анны Ветлугиной важность этого проекта определяется её личной историей: «Я могу с уверенностью сказать, что к Богу меня привела, среди прочего, рок-музыка, и Pink Floyd занимает здесь одно из важнейших мест», — говорит она. — «Я выросла при советской власти, когда ни о какой церковной традиции не могло быть и речи, а жизнь была довольно понятной и размеренной, можно было обходиться без мучительных поисков истины. Я училась в ЦМШ при консерватории, среди классической музыки, но первые вопросы о смысле жизни пришли ко мне, когда случайно в программе «Полевая почта юности» на радио Маяк я услышала рок».

О большой симпатии к рок-музыке не раз высказывался Папа Римский Франциск, в частности, назвав себя в одном интервью большим поклонником творчества Дэвида Гилмора, одного из лидеров группы Pink Floyd. А официальная газета Ватикана «L’Osservatore Romano» даже опубликовала список рок-альбомов, рекомендованных к прослушиванию. Среди них также нашлось место творчеству группы Pink Floyd.

В самом деле, слушая композицию «Shine On You Crazy Diamond», мы не можем отрицать глубоко христианского значения её текста, говорящего нам о человеке, сталкивающемся со множеством вызовов мира, с «безжалостным ветром» и с «тенью ночи», который всегда желает большего, невозможного («you cried for the moon»), неспособный сам себя привести к свершению. Эту песню Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор и Ричарт Райт посвятили Сиду Барретту, основателю группы, который вынужден был покинуть её в 1968 году из-за проблем с наркотиками и нестабильного поведения, которое делало сотрудничество с ним практически невозможным. Таким образом, в композиции «Shine On You Crazy Diamond» была выражена тоска друзей Сида о его раненой человечности, которая, на самом деле, была призвана «сиять, как безумный бриллиант».

Примечательно, что дата премьеры в кафедральном соборе совпала с выступлением трибьют проекта из Великобритании «The Pink Floyd Show UK» в Crocus City Hall. Это не было сделано намеренно. «Мы анонсировали свой концерт за две недели до Crocus City Hall и, когда узнали о том, что «The Pink Floyd Show» пройдёт в тот же день, даже серьёзно думали перенести событие. Но в итоге отказались от этой идеи, так как там совсем другой порядок цен», — говорят организаторы.

Конечно, те, кто пришёл на «шоу» в собор, желая сэкономить и получить то же, что происходило в Crocus City Hall, остались разочарованы. Потому что проект Анны Ветлугиной — это не шоу, а попытка выразить свою веру через композиции легендарной группы, переосмысленные в свете собственных талантов и собственного творческого пути. То, что мы услышали, было не развлекательной программой, а свидетельством о Христе, который обнимает нашу раненую человечность, наши вопросы о смысле жизни. Свидетельством о Христе, в свете Воскресения которого мы можем смотреть на всё, даже на рок в соборе.

На данный момент планируется ещё два концерта — 20 апреля и 11 мая. На последний ещё остались билеты, но интерес публики оказался так велик, что сейчас организаторы рассматривают возможность ещё одного повтора программы в июне.

Анастасия Орлова

Фото: Сергей Боголепов / Фонд «Искусство добра»