Археолог Уильям Мичем призывает продолжить исследования плащаницы из-за «массы доказательств, опровергающих мнение, что плащаница является просто реликвией, подделанной средневековым ремесленником».
Несколько волокон из Туринской плащаницы были подвергнуты новому исследованию, которое показало, что регионом её происхождения является Левант – регион Ближнего Востока, который включает в себя Израиль, Ливан, западные части Иордании и Сирию. Исследование, проведённое американским археологом Уильямом Мичемом, противоречит выводам более ранних исследований, высказавших сомнение в аутентичности плащаницы, и снова даёт повод вернуться к теории о её подлинности.
Предшествовавшие исследования
Туринская плащаница – это длинное полотно, хранящее отпечаток распятого мужчины. Некоторые считают это полотно погребальным саваном Иисуса Христа. Первые исторические свидетельства о плащанице датируются 14-м веком, а с 16-го века она хранилась в Турине. Для Церкви это всегда был противоречивый предмет, поскольку одни верят, что она подлинная, а другие считают её подделкой и фальсификацией.
В 1988 году фрагмент этой ткани был подвергнут радиоуглеродному анализу, чтобы датировка с помощью этого метода положила конец сомнениям, указав год создания плащаницы. Был взят крохотный – размером с почтовую марку – кусочек ткани, который разделили на три части и отправили по трём известным лабораториям для исследования, и все три теста датировали ткань в промежутке между 1260-м и 1390-м годами.
Для некоторых это означало конец дискуссии, но другие отнеслись к результатам датировки скептически, поскольку всё равно оставался вопрос о том, откуда на плащанице взялась пыльца с Ближнего Востока, каким образом на ткани отпечаталось изображение мужчины, и как получилось, что его раны так хорошо соответствуют тому, что нам теперь известно о римских методах пыток и казни.
Нынешнее исследование
Уильям Мичем принадлежит к скептикам относительно датировки, поясняя в своём отчёте, что признание аутентичности плащаницы «остаётся наилучшим объяснением того, с чем мы имеем дело», хотя и признаёт, что проблема с радиоуглеродной датировкой требует решения. Изотопы углерода могут указать на возраст ткани, но не на её происхождение. Этот факт и стал отправной точкой отсчёта нового исследования Мичема.
В 2022 году Мичем прочитал отчёт 1988 года и понял, что благодаря развитию технологий всего несколько нитей будет достаточно для того, чтобы провести изучение ткани. Он собирался исследовать лён, использованный для изготовления плащаницы, и сравнить его с образцами, собранными в Европе и в Леванте.
Как член совета директоров STERA (Образовательная и исследовательская ассоциация Туринской плащаницы) Мичем смог получить для исследования 5 нитей плащаницы. Затем он собрал образцы льна из разных областей Европы и Ближнего Востока, а также исторические образцы из Египта, Израиля времён Римской империи и из Европы двадцатого столетия, которые ему предоставили музеи и частные коллекционеры. Его исследование проводилось в Лаборатории стабильных изотопов в Университете Гонконга.
Результаты тестов показали ожидаемую группировку по регионам: Египет, Европа и Израиль, причём два образца из плащаницы (которые показали идентичные результаты) попали в Израильскую группу. Хотя в отчёте отмечается, что для подтверждения результатов необходимо провести дополнительные исследования отдельных нитей, о чём Мичем уже направил предложение Архиепископу Турина Роберто Реполе, исследование показало, что «полотно плащаницы, вероятно, имеет ближневосточное происхождение».
Другие факторы
Мичем предполагает, что его открытие подкрепляет другие характеристики плащаницы, которые также указывают на Левант. Одна из них – это состав пыльцы, принадлежащей определённым видам растений, произрастающих в восточном Средиземноморье. Кроме того, раны на голове отпечатавшейся фигуры говорят о том, что терновый венец имел, скорее всего, форму шлема. Мичем пишет: «терновый венец в форме шлема, а не римского венка, характерен для Малой Азии и Леванта».
«Другой пример – монеты на глазах человека, чей образ отпечатан на плащанице. Они соответствуют задокументированным фактам о том, как хоронили умерших в Иудее во втором веке нашей эры. Это впечатляющее подтверждение гипотезы получено благодаря компьютерному 3D анализу в 1977 году, когда ни одного античного случая такой практики (за пределами Израиля) не было известно. С тех пор благодаря раскопкам стали известны другие примеры монет (часто пары) внутри черепа или в контексте еврейских похорон, включая фамильное захоронение самого Каиафы!»
Мичем завершает свою статью призывом к дальнейшему изучению плащаницы в свете «массы доказательств, опровергающих мнение, что плащаница является просто реликвией, подделанной средневековым ремесленником». Хотя исследование не привело к каким-либо однозначным выводам, оно продвинуло нас вперёд к лучшему пониманию такого интригующего предмета как Туринская плащаница. Продолжение исследований теперь зависит от Архиепископа Турина.
Источник (англ.): Aleteia
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: Paolo Gallo | Shutterstock