Отец Ханс-Йоахим Лоре, миссионер в Африке, был захвачен в заложники вооружённой группой в Бамако. После освобождения в ноябре 2023 года он поделился свидетельством о том опыте свободы и единения с Богом, который он пережил в плену.
22 ноября 2022 года миссионер из Германии о. Ханс-Йоахим Лоре был похищен джихадистами, когда готовился служить Святую Мессу в Бамако, Мали, Западная Африка. Его прихожане нашли на месте похищения только священнический крест. 370 дней он оставался узником в Сахеле, сопровождаемый, как он говорит, «Господом и вашими молитвами».
На первой встрече, организованной в Риме после его освобождения, священник рассказал об этом периоде, который описал как «творческий отпуск», посвящённый созерцанию и молитве.
«Машина подъехала на полной скорости. Я подумал, что на Мессу ещё рановато. Из машины вышел мужчина и заявил: ‘Отец, мы вас забираем’». Когда священника увезли в неизвестном направлении, было 7:30 утра Торжества Христа Царя. В наручниках, с глухим капюшоном на голове его погрузили в заднюю дверь пикапа. Похититель сказал: «Не надо бояться: мы ничего вам не сделаем. Мы хорошие парни. Мы из Аль-Каиды (запрещенная в России террористическая организация)».
После долгих часов в дороге они отобрали всё, что у него было – литургические облачения и книги, Библию и розарий. Забрали всё, кроме футболки с надписью «Я люблю моего Царя», которая осталась напоминанием о Торжестве Иисуса Христа – Царя Вселенной. «Они всё сожгли (…)», — и в этот момент он понял: – «Отобрать мою веру они не могут».
Необычный «творческий отпуск»
В молодости о. Ханс-Йоахим собирался стать пастырским сотрудником и обзавестись семьёй в родной Германии. Однако почувствовал непреодолимый призыв присоединиться к Белым Отцам (так их называли по цвету облачения), когда встретился с ними в своей епархии (Миссионерское Общество апостольской жизни, основанное в 1868 году первым епископом Алжира Шарлем Лавижери для миссонерского служения в Африке, — Прим. ред.). Впервые он попал в Мали 40 лет назад и к тому времени прослужил здесь уже 28 лет. Он непрестанно трудился, особенно в области межрелигиозного диалога. В конце концов он почувствовал себя настолько истощённым, что незадолго до своего похищения попросил у начальства годичный творческий отпуск.
«Когда меня похитили, я сказал себе: “Вот и начался твой творческий отпуск: никаких встреч, никакой работы, никаких конференций, которые нужно организовать, никакой спешки… и сколько угодно времени для молитвы”», — рассказывает он с юмором. Он знал, что священников обычно держат в заложниках четыре года, поэтому не ожидал, что его освободят всего через год. Он счёл это «настоящим чудом».
Отец Ханс-Йоахим вспомнил, что читал об австрийском психиатре Викторе Франкле, написавшем о своём опыте пребывания в Освенциме книгу «Человек в поисках смысла». В ней Франкл рассказывает, что выжившие впадали либо в ненависть, либо в отрицание, за исключением тех, кто «сумел обрести смысл в этой бессмыслице».
Храня веру
Священник решил «вверить Богу день своего освобождения». Он отталкивался от слов из книги Бытия, сказанных Иосифом, когда тот спасал своих братьев, которые когда-то его предали: «Вот, вы умышляли против меня зло, а Бог обратил это в добро». У отца Ханса-Йоахима больше не было Библии, но, на его счастье, он знал наизусть довольно много отрывков, которые сопровождали его в этих испытаниях.
Когда его привезли в полевой лагерь в Сахеле, миссионер узнал, что его похитили из-за того, что немецкие солдаты помогали армии Мали в Гаро. Через несколько дней его перевезли в другой лагерь – к «очень верующим» джихадистам. Те пытались его обратить, объясняя, что хотят построить общество по законам Шариата, «без разврата и алкоголя». «Я не был с ними согласен, но восхищался их искренностью», — признаётся священник. Он отвечал на их вопросы и защищал свою веру. Его не оскорбляли и над ним не издевались.
Трансляция Рождественской Мессы в плену
Ему давали достаточно еды, в том числе хлеба, кусок которого он сохранял, чтобы отслужить Мессу. Ему также дали радиоприёмник, на котором он мог слушать местные станции, а также вещание «Радио Ватикана» на английском и французском языках. Он вспоминает, как в день Рождества ему удалось услышать Папу Франциска из Ватикана: «Я был абсолютно счастлив».
Он также мог следить за главными событиями года в Католической Церкви: Всемирный день молодёжи в Лиссабоне, Синод епископов… Но самая большая радость пришла к нему, когда он поймал малийскую радиостанцию, которая сообщала, что мусульмане и христиане молятся вместе о его скорейшем освобождении. «Никогда в жизни я не чувствовал себя миссионером больше, чем в тот момент», — сказал он, глубоко тронутый.
В конце декабря его увезли в пустыню и поручили заботам туарегов. Он немного страдал от холода по ночам, хотя один из его тюремщиков дал ему кашемировый плащ. А потом началось «настоящее молитвеннее бдение». Он проводил «22 часа из 24», лёжа под брезентом, и имея возможность только вытянуть ноги в том направлении, которое указывал ему охранник.
Потом его увезли в горный район. Здесь он встретился с другими заложниками. Всё это время его кормили и о нём заботились, и он мог целиком посвятить себя молитве.
Двухчасовая Месса каждый день
Его обычный день начинался со Святой Мессы, продолжавшейся более двух часов. Он начинал, призывая святых текущего дня, а также трёх святых, которые сопровождали его в плену: св. Бахиту, которую, как и его, похитили, и которая смогла простить тех, кто держал её в плену; св. Шарля де Фуко, апостола туарегов, и своего небесного покровителя св. Иоанна Крестителя. Затем он служил обычную Мессу, Евангелие произносил по памяти, а затем проповедовал. «Я представлял себя в одной из своих общин в Бамако».
После этого он посвящал полчаса молитвенным интенциям, молясь обо всём, что услышал по радио, а также за своих «малийских братьев». Затем он произносил Офферторий и Евхаристическую молитву. Он мог пресуществлять реальный хлеб, который сберегал специально на этот случай, и «воображаемое вино», потому что давать ему вино тюремщики отказывались. «Эта Евхаристия не может считаться действительной, но для меня это была настоящая Месса», — говорит он.
В середине дня о. Ханс-Йоахим молился Розарием, а во второй половине дня посвящал два часа созерцательному размышлению. Он добавляет, что особо молился за тех, «кто пребывал в печали» из-за его похищения, чтобы они обрели немного той безмятежности, которую он нашёл здесь, в плену.
Благодарность за освобождение
Наконец, ему сказали, что он будет освобождён, что и случилось 26 ноября 2023 года. Сейчас о. Лоре отдыхает, ожидая нового назначения на миссию, которая, как он сказал, будет не в Мали. Он сказал, что счастлив снова повидать свою 92-летнюю маму, которая находилась в больнице, когда его похитили. И он благодарит всех, кто его поддерживал: «Тем, кто я сейчас, я явлюсь благодаря вашим молитвам».
Камиль Далмас
Источник (англ.): Aleteia
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: Vatican News