Вопрос: Я знаю, что я получил прощение, потому что я исповедовался, но я не чувствую себя прощенным. Как мне обрести покой и понять, что я прощен?
Ответ:
Мне как священнику этот вопрос приходится слышать очень часто. Подобный вопрос возникает и в отношении прощения других. Человек спрашивает меня: «Мой бизнес-партнер серьезно меня подвел. Я пытаюсь простить его, я все отдал Богу, но я все еще чувствую обиду и горечь от этого. Я все еще хочу отомстить. Как мне обрести покой?»
Если человек уже принес Богу грехи в таинстве Покаяния, то первый шаг на пути к обретению внутреннего мира – это осознать сам факт прощения. Если человек приступил к таинству Исповеди и получил отпущение грехов, значит, человек прощен. Это факт. Первый шаг состоит в том, чтобы принять этот факт. Это акт вашей воли и разума. Можно даже вслух сказать: «Я прощен. Это факт». Представьте, что чувство вины, обиды, грех, злость – все это смыло в океан Божьего Милосердия.
Следующий шаг на пути к прощению – это принести с собой на Мессу вину, воспоминания, навязчивое чувство обиды и горечи и пожертвовать все это Богу. Есть несколько практических советов, как это можно делать.
Прежде всего необходимо задать себе вопрос: что Святая Месса на самом деле значит для меня? В чем состоит цель Мессы? Многие католики даже никогда не задают себе этот простой вопрос, а если спросить их, то они могут ответить что-то вроде: «Это хорошая возможность, чтобы прославлять Бога вместе», или «Мы приходим, чтобы вместе петь гимны, славить Бога, слушать Его слово и принять Хлеб Жизни», или «Святая Месса – это собрание людей вокруг Его Слова и Его Стола».
Мы упускаем то, что Месса – это жертва. Это приношение. С самого зарождения религиозного чувства в человеке прославление было тождественно жертве. Люди приносили Богу наилучшие дары, которые у них были. Однако в иудейской традиции эта идея стала шире: жертва стала приношением за грех. Последствием греха была смерть, и человеческие грехи проецировались на животного, которое приносили в жертву, чтобы таким образом были прощены грехи. Цена была заплачена.
И эта идея все еще действует в жертвенном смысле Святой Мессы. Главное её значение заключается в том, что приношение Христа – это одна жертва за всех, и она приносит плоды Христовой жертвы в наши жизни. Смерть Христа стала платой за наши грехи. Как только мы осознаем, что Святая Месса – это жертва, мы сможем по-новому, глубже участвовать в этом событии.
Поэтому, когда вы приходите на Мессу с отягчающим чувством вины или с навязчивым желанием отомстить или с чувством возмущения или страха, можно принести эти чувства как часть вашего приношения. Нужно воспринимать Мессу как часть большой жертвы Богу.
Когда вы произносите слова из обряда покаяния в начале Литургии, представьте это негодование, эту вину, это чувство непрощения, соединенные с молитвой. Когда собирается пожертвование, можно не просто положить деньги в корзинку, а представить, что вы отдаете и свои негативные чувства. Когда церковные пожертвования приносят к алтарю, представьте, что как приношение Богу приходит человек, которого вы обидели. Принесите все свои мрачные чувства к алтарю как дары. Принесите Богу свое разочарование, страх, беспокойство и тревогу. Когда священник возносит хлеб и вино, представьте, что он возносит к Богу все неразрешенные негативные эмоции.
Во время Мессы хлеб принимается, благословляется, преломляется и пресуществляется. То же происходит и с негативными чувствами, которые вы приносите Богу. Через священника Господь примет их, священник пожертвует их Богу, благословит их, преломит, и эти чувства будут преображены.
Чтобы избавиться от чувства непрощения, осознайте, что прежде всего священник принимает его, когда вы духовно приносите это чувство к алтарю. Находясь на месте Христа, священник символически берет ваше бремя. Когда это происходит, вспомните слова Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мтф. 11, 28). Посредством действия Святой Мессы Христос возьмет это бремя.
Когда я служу Мессу, я совершаю сознательный акт воли, чтобы принести на алтарь все грехи, которые я слышал в исповедальне. Конечно, я не помню личные грехи. В минуту тихой молитвы я прошу Бога, чтобы Он принял эти грехи, простил их и больше не помнил о них, чтобы кающийся почувствовал себя освобожденным, прощенным и исцеленным.
Затем священник благословляет хлеб. Осознайте, что в этот момент он благословляет бремя, которое вы принесли. «Благословляет бремя?» Да, тогда все темные воспоминания вашей жизни станут благословениями, когда они будут преображены благодатью. Но сначала они, как и хлеб, должны быть сломлены. Эти темные моменты порабощают вас, и когда преломляется хлеб, осознайте, что эти оковы рушатся. Только тогда полностью завершится преображение оков в благословение.
Наконец, когда вы принимаете Тело Христа, осознайте, что вы самым непосредственным образом получаете Божий мир, Его силу и знание того, что вы прощены Самим Христом.
Может понадобиться немного времени, чтобы погрузиться в «терапию Святой Мессы». Если вы в мыслях все время возвращаетесь к обидам, возможно, вы вступили на путь саморазрушения. Этот разрушающий спуск по спирали может быть прекращен только благодаря циклично повторяющемуся принятию Божьего прощения день за днем.
Я уверен, что вера помогает. Другими словами, наша католическая вера действительно ведет нас к плодотворной жизни, жизни, которая преображается изнутри под влиянием Божьей благодати.
Со своей стороны мы должны приходить к Богу с открытым сердцем, с открытой душой и по собственной воле, готовыми с помощью Его благодати преобразиться по Его подобию.
о. Дуайт Лонгнекер
настоятель прихода Пресвятой Девы Мари Царицы Святого Розария в Гринвилле, Южная Калифорния
Источник (англ.): ZENIT
Перевод: Дарья Жуковская
Фото: www.coramdeo.it