Миссия Петра и апостолов «есть сама любовь, которая становится служением Церкви и всему человечеству». И Папа Франциск, «воодушевленный любовью Господа», был верен своей миссии «до крайнего истощения собственных сил». Это слова кардинала-протодиакона Доминика Мамберти на последней заупокойной Мессе по Папе Франциску, отслуженной 4 мая в соборе Святого Петра.
Французский кардинал напомнил, как недавно скончавшийся Папа Римский «возвещал всему человечеству радость Евангелия, Милосердного Отца и Христа Спасителя». Он действительно делал это словом и делом. Некоторые из этих дел продолжают открываться миру уже после его смерти.
«Транспорт надежды» для детей Газы
Так, утром 5 мая итальянская редакция Vatican News рассказала о последнем распоряжении Франциска в отношении его Папамобиля: тот самый автомобиль, на котором он приветствовал миллионы верующих по всему миру, будет переделан в передвижной медицинский пункт для детей Газы.
Vatican News напоминают слова Папы Франциска о том, что «дети — это не цифры. Это лица. Имена. Истории. И каждый из них священен». Благодаря этому последнему дару, эти слова Франциска воплотились в действие.

Папамобиль — уже переименованный в «транспорт надежды» — оснастили оборудованием для диагностики, осмотра и лечения, включая экспресс-тесты на инфекции, вакцины, хирургические наборы и другие жизненно необходимые медикаменты. В машине будут работать врачи и медперсонал, и — как только возобновится доступ гуманитарной помощи в Газу — она сможет добраться до детей даже в самых отдаленных уголках региона.
«Этот транспорт — воплощение любви, заботы и близости Святейшего Отца к самым уязвимым», — заявил Антон Асфар, генеральный секретарь «Каритас Иерусалим».
200 тысяч евро для заключенных
Также вскоре после смерти Папы Франциска стало известно о его последнем жесте любви к тем, кого он называл своими «братьями и сестрами за решеткой»: Папа опустошил свой личный банковский счет, пожертвовав 200 000 евро заключенным, которых он долгое время защищал.
По словам епископа Бенони Амбаруса, вспомогательного епископа Рима и директора Управления по пастырскому попечению о тюрьмах, этот жест отражает саму суть понтификата Франциска. Епископ Амбарус своими глазами видел преданность Папы заключенным. Даже когда его силы заметно пошли на убыль, Франциск отказался оставить самых забытых членов общества и в Великий четверг, 17 апреля, совершил свой последний визит в римскую тюрьму «Regina Coeli».

В последние месяцы Папа еще сильнее настаивал на конкретных жестах, которые могли бы принести надежду заключенным. Таким значительным событием стало открытие Святых врат в тюрьме Ребиббия — редкая привилегия, ранее доступная только собору Святого Петра в Ватикане. Идея, рожденная самими заключенными, была с энтузиазмом воспринята Франциском как способ «зажечь свет» в тюремных стенах.
Святые врата в Ребиббии положили начало целому пастырскому движению: группы волонтеров, священники и монахини теперь регулярно приходят в тюрьму, чтобы присоединиться к заключенным на Мессе и в моменты размышлений. Каждый визит, сказал епископ Амбарус, тщательно подготовлен, чтобы участники понимали глубокий смысл своего присутствия: не наблюдать за заключенными как за экспонатами, а разделить их человечность и борьбу.
Заключенные восприняли смерть Папы Франциска не просто как уход религиозного лидера, но как потерю отца. В знак благодарности и скорби они передали епископу Амбару письмо и цветок, чтобы положить их на могилу Понтифика.
* * *
Два этих жеста милосердия ясно и конкретно выражают стремление Папы Бергольо до конца разделить со страдающими и отвержденными жизнь и всё, что было ему в ней дано. Один Господь знает, сколько таких жестов остались в тени, о скольких из них никогда не узнает никто, кроме их непосредственных адресатов. Но для нас это ещё один урок от усопшего Папы: любовь — это действие; и это действие всегда связано с жертвой, с отдачей себя — своего времени, внимания, сил, средств — до конца, до самого конца.
Анастасия Бозио
По материалам из открытых источников
Фото: CNS/L’Osservatore Romano via Reuters, 28 марта 2013 года