29 июня (хотя и по разным календарям) Церкви Востока и Запада торжественно вспоминают Апостолов Петра и Павла. И не случайно, что обе братские Церкви подчёркивают единство этих двух великих глашатаев Евангелия. Оба весьма болезненно переживали первые симптомы разделения в нарождающейся Церкви. Читая Деяния Апостолов или Послания св. Павла, мы можем заметить не лишённую противоречий встречу двух миров – иудейского и языческого. Из этих двух частей должно возникнуть одно «тело». В какой мере христиане, происходящие от язычества, должны придерживаться традиций избранного народа? Павлу ежедневно приходилось разрешать этот вопрос. Ситуация не могла не привести к конфликту, в котором участвовали и авторитетные лица «Церкви-матери» в Иерусалиме. Однако общий Дух, оживляющий сердца, привёл к единству, и все подали друг другу «руку общения» (см. Гал 2).
История, записанная в книгах Нового Завета, символически представляется на святых образах. Они должны облегчить понимание слова и стать для нас постоянным напоминанием о нашем единстве. Папа Римский Иоанн Павел II, сознавая свою миссию «утверждения братьев своих» (см. Лк 22: 32), в апостольском послании «Свет с Востока» и в энциклике «Да будут все едино» выразил озабоченность по поводу того, как бы существующий исстари дурной пример разделения «не упразднил креста Христова» (см. 1 Кор 1: 17) и из-за этого человек не остался бы без корней и перспектив. Несмотря на накопившиеся за столетия предубеждения, мы призваны подражать Петру и Павлу, которые, открыв сердца навстречу действию Святого Духа, осознали, что у них единая основа в Евангелии Христа, и пошли навстречу друг другу, чтобы подать друг другу руки в знак согласия, обняться и запечатлеть поцелуй мира и единения.
Яркое выражение это объятие обрело в другой иконе, написанной одним из монахов монастыря на Афонской горе, в иконе, которую Константинопольский патриарх Афинагор преподнёс Папе Павлу VI в память о встрече двух Церквей в Иерусалиме 5 января 1964 г. Одна изображает поцелуй двух братьев-апостолов: Петра «Корифея» («предводителя», «вождя», «главы») и Андрея «Протоклета» («первозванного»). Небесные покровители Римской и Православной Церквей символизируют единство христиан в любви нашего Господа Иисуса Христа. Их жест взаимной любви должен стать нашем «поцелуем», знаком взаимного признания и прекращения многовекового разделения.
Похоже, что в современном мире этот жест зачастую лишён своего первоначального значения. Задача икон – очистить наш взгляд. Приветствие, взаимное примирение, признание кого-то братом, принадлежащим к той же общности, чувство, которое мы питаем к ближним, дружба, уважение достоинства другого человека, особенно старших и учителей, внимание друг к другу, взаимное выражение мира, смирение, посвящение себя другому, единство – это только некоторые значения, которые заключает в себе этот жест.
Но, как нас учит в своих посланиях Папа Павел VI, только тогда, когда мы святы, то есть живём и дышим (ср. Деяния 17, 25 и 28) Тем, Кто по Своей сущности Свят, этот жест становится понятным. В ином случае он будет противоречить сам себе, станет жестом лицемерия – поцелуем Иуды. Только когда мы подчиняемся, как упомянутые апостолы, действия оживотворяющей и освящающей энергии Духа Святого, мы можем искать общий, совместный путь. Только тогда мы будем преображены внутренним светом Христа, Который нас «зажжёт и воспламенит», преображая наши сердца, окаменевшие от взаимных предубеждений, мы сможем заключить друг друга в объятия взаимного прощения. Только тогда между нами встанет Христос, запечатлённый поцелуй выразит полноту любви.
Этот путь нелёгок. Это – паломничество, отмеченное крестами. Единство, если оно наступает, приходит путём Иисуса, через крест: Иисус умер «за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин 11: 51-52). Чтобы сокрушить «стену вражды», нужно, подобно апостолам, «креститься» (погрузиться) в смерть Господа, отдать свои мысли, чувства, поступки – а может быть, и собственное тело – на распятие. Только так может родиться новый человек – с новым образом мыслей, с новыми чувствами, поступками. Только внутренне обращённый человек может в одном Духе возвещать земле одну веру в единого Отца.
Сегодня Сам Бог стоит у двери нашего внутреннего «я». Как же Он желает, чтобы наше внутреннее «я», израненное взаимным недопониманием, отсутствием открытости, нашим грехом, засияло лучистым светом! Как Он желает, чтобы эта икона не только сохранилась в нашей ненадёжной памяти, но и отразилась в самых глубинных сферах нашего естества! Чтобы мы, подобно этим образам на иконе, лучились Его чистотой, делающей нас истинным подобием Триединого Бога. Созерцание Бога, Единого в Трёх Лицах, является первым этапом на пути поисков единства. Первым шагом должна быть молитва, открывающая наши сердца к диалогу, который приведёт нас к тому, что мы обнимем друг друга и подарим друг другу святой поцелуй прощения, примирения, мира и любви, выражая полноту единства Церкви Христовой.
«Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. (…) Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор 13: 11-13).
о. Ян Ольшевский
Источник: Журнал «Твой Благовестник», № 1-2, 1998