Правило жизни вечной

Знаете ли вы, что сегодня основные принципы из монашеского Правила Бенедикта изучают в бизнес-школах? Удивлены? Что ж, давайте посмотрим на историю бенедиктинского ордена.

Зародившись в VI веке, он пережил времена расцвета и упадка, всякий раз возрождаясь. Новые и новые попытки вернуться к изначальному духу Правила Бенедикта и его строгому соблюдению дали жизнь созерцательным орденам камальдулов, картезианцев, цистерцианцев, траппистов, которые тоже можно рассматривать как входящие в большую бенедиктинскую семью, ибо отец у них один – автор Правила.

Кроме монахов – от свв. Августина Кентерберийского, Бруно Кёльнского, Учителей Церкви папы Григория Великого, Беды Достопочтенного, Бернара Клервоского и многих других до  создателя нотной записи музыки Гвидо Аретинского, создателя шампанского дома Периньона, трапписта о. Людовика (Томаса) Мертона, — к бенедиктинской семье принадлежат в качестве облатов (примерный аналог францисканских, доминиканских и кармелитских терциариев) святые мученики епископы Томас Беккет, Оливер Планкетт и лорд-канцлер Томас Мор, мирянка св. Франциска Римская и германский король св. Генрих II, поэт Поль Клодель и философ Жан Маритен, богослов Романо Гуардини и политик, один из создателей ЕЭС Робер Шуман, американская анархистка Дороти Дэй и папа Бенедикт XVI.

После собственно христианской Церкви и, возможно, иудейского раввината бенедиктинской орден, чей нынешний аббат-примаc Ноткер Вольф играет на электрогитаре и флейте в рок-группе Feedback (в свободное время, конечно) – пожалуй, самая древняя из существующих корпораций в истории человечества (не будучи историком религий, не могу оценить индуизм, буддизм или зороастризм как «оргструктуры», а не только верования). Полтора тысячелетия – до такой истории ещё плыть и плыть таким «динозаврам» бизнеса, как старейший в мире банк Monte dei Paschi di Siena (540 лет), Hennessy (250 лет), Krupp или Siemens (около 150 лет). Как человек с определённым опытом менеджмента, попробую рассказать о Правиле Бенедикта с точки зрения его актуальности как правила долгой и успешной жизни человеческой корпорации. (Единственный полный русский перевод Правила принадлежит епископу Феофану Затворнику – что ж, будем считать, что язык XIX столетия намекает нам на древний аромат столетия VI, и ждать современного перевода.)

Кажется, святой Бенедикт согласился бы как со старой русской пословицей «Рыба гниёт с головы», так и со сталинским лозунгом «Кадры решают всё», ибо сразу после вступления и краткого обзора «родов жизни монашеской» (отшельнической, общежительной, анархистской либо бродяжнической) он переходит к вопросу «Каким должен быть авва», то есть аббат – настоятель монастыря (читай – CEO, генеральный директор).

«Когда кто принимает имя аввы (и бремя), то должен двояким руководством предшествовать своим ученикам, т.е. не словом только предлагать, но делом показывать все доброе и святое: ученикам более способным пусть и словом изъясняет заповеди Господни; а более грубым по сердцу и простым пусть делами своими показывает Божеские заповеди. О чем учит учеников своих, что оно противно (воле Божией и их званию), пусть делами показывает, что всего того делать никак не должно, чтобы проповедуя другим, самому не остаться недостойным». – Когда кто принимает имя (и бремя) руководителя, пусть не словом только, но и делом показывает пример сотрудникам как в том, что должно делать, так и в том, как действовать нельзя.

«Не должен он смотреть на лица; ни одного любить больше чем другого, разве только найдет кого лучшим в добрых делах и послушании. … Итак, да будет у аввы одинаковая ко всем любовь, — и одинаковая ко всем да прилагается дисциплина, смотря по делам их». – Думаю, каждый, кто сталкивался с семейственностью в отечественных корпорациях, может только мечтать о таком руководителе, не правда ли?

«Пусть не пропускает без внимания погрешностей и опущений, но как только они начнут показываться, с корнем да отсекает их, чтобы не усилились, помня беду, какой подвергся Первосвященник Илий (1 Цар. 2). Мужей честных и разумных в первое и второе увещание пусть вразумляет словом, а невежды и грубых сердцем, гордых и непокорных, пусть в самом начале остепеняет даже телесным наказанием, зная написанное: «глупый словами не исправляется»». – Пожалуй, наряду с сугубым упоминанием о необходимости бдительного контроля и своевременного реагирования на первые признаки проблем, мы видим явное указание, какого рода сотрудников нужно подвергать штрафам!

«Если какой брат упорен или непослушлив, или горд, или ропотлив, или в чем-нибудь погрешает против святого Устава, или презирает повеления своих старцев, то такового, по заповеди Господа нашего, старцы пусть усовещивают, однажды и дважды, наедине. Если не исправится, — обличить его публично перед всеми. Если и после этого не исправится, удалить его от общения с братьями, чтобы понял как велика его вина. Если же он невежда, — подвергнуть его телесному наказанию». – Телесные наказания вышли из употребления, но кто возьмётся утверждать по совести, что исчезли они вместе с невеждами? Обратим внимание на евангельскую тактичность: сперва замечание должно быть сделано наедине, «однажды и дважды», и лишь затем чьё-либо неверное поведение выносится на публичное обсуждение.

И, конечно, никакого начальнического самодурства: «Эпитимия должна быть соразмеряема с виной, и определение это зависит от суда аввы.» Более того: руководитель-аббат призван уделять особое внимание проблемным монахам-сотрудникам, при этом даются рекомендации, основанные на глубоком знании человеческой психологии: «Авва со всей заботой должен пещись о провиняющихся братиях: ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). Потому, как искусный врач должен употреблять все способы к врачеванию немощного душой, — подсылать к нему мудрых старших братий, чтобы они, будто тайком пробравшись к нему из сострадания, благонастроили его, если он обуревается помышлениями, и расположили к смиренному несению епитимии; и утешили его, чтобы не был «поглощен чрезмерной печалью» таковой, но как говорит тот же Апостол: «чтобы оказать ему любовь, и чтобы все молились о нем» (2 Кор. 2)».

Мудрый Бенедикт предлагает сочетать вполне монархическую власть аббата с демократией при обсуждении вопросов, до момента принятия решения: «Коль скоро надобно делать по монастырю что-либо особенное, авва пусть соберет все братство и скажет ему в чем дело. Выслушав мнение братий, он обсудит все сам, и сделает что найдет более полезным. Того ради мы сказали приглашать на совет всех, что нередко Господь юнейшему открывает что лучше. Братия пусть предлагают свои мнения со всякой смиренной подчиненностью, не дерзая настойчиво защищать то, что им придумалось. Всячески при этом в воле аввы состоит постановить что почтет он более спасительным, и все должны ему покориться. Но как ученикам надлежит повиноваться наставнику, так и ему пристойно всем распоряжаться осмотрительно и с правдой. Итак пусть все во всем последуют воле настоятельской, как неотложному закону, да никто от нее не уклоняется неразумно».

Жёстко и вместе с тем терпеливо регулируется повторный приём «уволившихся сотрудников»:  «Брат, по какой-либо вине сам вышедший из монастыря или изверженный, если захочет опять в него возвратиться, пусть прежде даст ручательство, что исправится в вине, за которую выслан; после чего принять его на последнюю степень, чтобы этим испытать его смирение. Если опять лишится монастыря, и опять захочет вступить в него, опять принять его, — так до трех раз. И да ведает, что после этого вход в обитель уже будет для него заключен, если еще подвергнется извержению из него».

Советы по подбору менеджеров высшего звена – настоящая настольная книга для хедхантеров и членов совета директоров.  Тут и описание идеального «завхоза» (административного директора, директора по общим вопросам): «В монастырские келари избирать надо из братьев человека мудрого, зрелых нравов, трезвого, воздержанного, невозносливого, не гневливого, не обидчивого, не ленивого, не расточительного, но Богобоязненного, такого, который для всего братства был бы как отец. Он должен о всех иметь попечение, но ничего не делать без позволения аввы. Пусть соблюдает что приказано, и братий не опечаливает. Если случится что иной брат потребует у него чего-нибудь несколько гневно, пусть не отвечает ему презрением, но если нельзя удовлетворить его прошения, пусть откажет ему разумно и со смирением». И принципы выбора генерального директора: «Во внимание при сём иметь достоинство жизни и степень умственного образования, хотя бы кто последнее имел место в числе братий». Т. е., независимо от стажа работы в организации – порядок мест, или старшинство, за исключением справедливо раздаваемых аббатом отличий, в бенедиктинских монастырях и поныне соответствует порядку поступления в монастырь, независимо от возраста и прочих критериев – чтобы выжечь тщеславие.

Святой Бенедикт прекрасно разбирается и в возможных политических играх, и в психологии топ-менеджеров, поэтому строго предупреждает о назначении первого зама или исполнительного директора и о дальнейшей работе с ним: «О препозите монастыря (наместнике, втором по авве). Часто случается, что чрез поставление препозитов происходят большие скандалы в монастырях, когда эти лица, возгордившись, и почитая себя вторыми аввами, начинают действовать самоуправно и чрез это сеять разделения в братстве. Это наипаче бывает там, когда теми же аввами, которые избирают авву, избирается и препозит. Как это нелепо, видно из того, что избранному таким образом препозиту с самого начала дается повод гордиться. Злые помыслы внушают ему, будто он совсем не зависит от власти аввы своего, как поставленный теми же лицами, какими поставлен авва. Отсюда разногласия, споры, противления, зависть и всякие разлады. Когда же авва и препозит находятся в таким немирных отношениях, тогда и прочим братьям угрожает опасность погубы душевной. Виновниками же этого зла надлежит считать тех, которые участвовали в поставлении такого препозита. Итак, для сохранения мира и любви постановляем, чтобы в монастыре все учреждалось по воле аввы. … Если по местным обстоятельствам, или по численности братий, окажется нужным препозит, пусть авва сам изберет себе такого с разумной осмотрительностью, и с совета богобоязненных братий. Этот препозит должен делать со всякой почтительность только то, что будет возложено на него аввой, не позволяя себе ничего противного воле и распоряжениям аввы. Чем более он почтен перед другими доверием, тем с большим старанием надобно ему оказывать покорность главе монастыря. Если препозит замечен будет в каком пороке, или вознесется в гордости, или нарушит какие-либо святые правила, увещевать его до четырех раз. Если не исправится, — употребить Уставом определенные меры исправления. Если и после этого не исправится, — низвести его со степени препозита и на его место назначить другого достойного. Если и после этого он не будет жить в братстве спокойно и послушливо, — изгнать его из монастыря. Да памятует однако ж авва, что должен во всех своих судах дать отчет Богу, и не допускать, чтобы душа его при сем, вместо истинной ревности, горела огнем неприязни, или зависти».

Для свеженазначенного руководителя – своя памятка на рабочий стол: «В исправлении неисправных пусть действует со всем благоразумием, избегая чрезмерности, чтобы когда станет очищать ржавчину с усиленным напряжением, не разломать самого сосуда. … Этим не то внушается, чтобы он позволял свободно размножаться порокам, но то, чтобы благоразумно и с любовью отсекал их и смотрел как всякого [ис]пользовать, как сказано. Пусть со всем усердием так ведет дела, чтобы его более любили, чем боялись. Да не будет он суетлив и многозаботлив, да не будет ни в чем чрезмерен и упорен в своих мыслях, да не будет ревнив и слишком подозрителен: иначе никогда не увидит он спокойного дня. В своих делах и распоряжениях он должен быть осмотрителен и предусмотрителен, духовных ли сторон жизни они касаются, или телесных. Работы назначать должен он с разборчивостью, соразмерно с силами каждого». Впрочем, эти советы важны не только для руководителей.

Помимо же заботливых советов о ежедневном управлении, Бенедикт снова и снова напоминает о стратегическом видении и мудром формировании и сплочении команды: «Всегда должен помнить авва, что он есть, помышлять о том кем называется и знать что кому больше вверено, с того больше и взыщется. Да ведает, сколь трудное и тяжелое дело взял он на себя управлять душами и устроять нравы многих. Пусть старается действовать на всех, на кого ласками, на кого угрозами, на кого убеждениями, ко всем применяясь, судя по их свойствам, или по их разумности, чтобы не допустить чего вредного во вверенное ему стадо, а напротив всегда радоваться о его умножении и преуспеянии. Паче же всего да опасается он, вознерадев о спасении вверенных ему душ, более заботиться о вещах преходящих, земных и тленных, но всегда да помышляет о том, что он взялся управлять души в царстве, за которых и отчет должен будет дать. Пусть не оправдывается скудостью потребного, помня написанное: “ищите прежде царствия Божия и правды его: и это все приложится вам (Мф. 6:33), и еще: «нет лишения боящимся Его» (Пс. 33:10)».

Мудрость, осмотрительность, трезвость, реалистичность, понимание, что аббат имеет дело с реальными, несовершенными людьми, а не с идеальными монахами, дальновидность, смирение – эти качества Бенедикта Нурсийского пронизывают весь немалый текст его Правила, или Устава.  С его принципами управления человеческой корпорацией – будь то монашеская община или целый орден, коммерческая фирма или общественная организация, школа или университет – можно, конечно, при желании поспорить…  но для этого аргументы должны обладать убедительностью, способной выдержать вес полуторатысячелетней бенедиктинской истории.

При этом читатель, конечно, понимает, что мы попытались сделать обзор сравнительно малозначимой части Правила святого Бенедикта. Ведь главное, чему оно посвящено, — не долгосрочное выживание корпорации, а возрастание человеческой души – до конца, до созревания к жизни вечной. Только поэтому эффект вечности дают организационные принципы Правила. И, как бессмысленно рассматривать в темноте прекрасные многоцветные витражи, так читать Правило св. Бенедикта, конечно, нужно только в свете Евангелия.

С праздником святого Бенедикта Нурсийского, покровителя Европы – и, как говорят бенедиктинцы, pax Christi!