В понедельник, 19 марта, в Риме началась Предсинодальная встреча молодежи, посвященная теме “Молодежь, вера и распознание призваний». На ней собрались около 300 молодых людей со всего мира, чтобы совместно обсудить реальность, проблемы и надежды молодых людей и подготовить документ, который потом передадут епископам и который будет использован на Синодальной встрече осенью. От России во встрече принимает участие Оксана Пименова. Она поделилась впечатлениями от первого дня работы.
То, что не перестает удивлять меня — одна простая вещь: Папа Франциск говорит о том, что предстоящая Синодальная встреча посвящена молодежи, она о нас и для нас, и как прекрасно, что мы имеем возможность говорить сами за себя. Кто лучше нас может знать ту реальность, которую проживает молодежь в том или ином регионе, культуре, обществе? Это просто, но часто не очевидно и как часто можно столкнуться с тем, что о тебе и за тебя говорят другие «профессионалы». Я очень ценю такое доверие и свободу. Это вдохновляет быть смелым исследователем.
Наша встреча началась с визита Папы Франциска. Я не ожидала, что эта часть произведет на меня такое впечатление.
Накануне нам объявили, что на открытии встречи будет Папа Франциск: его вступительная речь, выступление нескольких молодых людей о реальности в своем регионе (Африка, Южная и Северная Америка, Азия, Европа и Австралия и Океания) и их вопросы к Папе. В этой встрече параллельно с нами участвовало пятнадцать тысяч молодых людей, подключенных он-лайн.
Что меня поразило? То, что поражало множество раз и не перестает поражать: опыт личной встречи. То, что привело меня в Церковь и из-за чего я там осталась. То, что дало мне полную уверенность в решении присоединиться к Церкви — это все череда встреч.
Папа действительно такой! И это не что-то сверхъестественное, что заставляет тянуться к краю его одежды, это вполне человеческие вещи — его прямота, искренность и открытость. Его взгляд, в котором есть интерес к тебе, его уважительное слушание. Я слышала об этом множество раз, но ничто не заменит личного опыта. И я рада, что смогла пережить это и ещё раз осознать.
Несколько моментов из его речи, которые тронули меня:
— Ключевое слово — слушать. Даже если мне не нравится что-то, я должен это услышать, потому что каждый имеет право высказаться и быть услышанным.
— Смелость говорить то, что думаешь. Иногда молодых людей невозможно услышать там, где принимаются решения.
— Мы хотим узнать, какую культуру вы, молодежь, создаёте. Чего ищете? Чего хотите?
— Без риска невозможно позврослеть. С уверенностью, сопровождаемые хорошим советом, мы должны рисковать. Без риска, знаете, что случается с молодыми? — они становятся старыми в двадцать лет.
— Создавать новую культуру, но не забывать о корнях. Нам нужны и молодые апостолы, и мечтающие старики. Быть в диалоге.
Потом были выступления молодых людей, разные, про разные проблемы, в разном стиле. И было видно: Папа не только говорит о необходимости слушать — он реально слушает и хочет услышать.
Мне понравилась часть с вопросами и из-за ответов, но особенно из-за самих вопросов. Молодые люди спрашивали, что Папа может им ответить на то, что действительно тревожит и волнует.
Как молодые женщины из Африки и иммигранткам из других стран, которые подвергаются насилию, могут оставаться людьми и сохранить свое человеческое достоинство? Почему и как так получается, что их клиенты — христиане? Что делать молодому человеку, если он сталкивается с неуверенностью, ощущает оторванность, с чего начинать?
Здесь мне понравилось, что Папа говорил о том, что вопрос — это уже начало и о том, что важно делиться и выпускать наружу это чувство неуверенности, не держать его и не прятать в себе.
Очень понравился вопрос, который задала девушка-преподаватель, близкий мне как преподавателю: как преподавать, чтобы передавать не только знания, но и трансцендентный опыт. И Папа в ответ говорил о трех языках: языке ума, чувств и действий. И о важности их гармонии.
Как молодые священники должны реагировать на многообразие культур? Как вести себя в секуляризованном обществе и нести духовность? И здесь мне понравилось, что Папа говорил, что духовная формация невозможна без интеллектуальной формации. Что не нужно защищать духовность, ограждая от реальности, изолируя, потому что излишняя опека приводит к недостаточной эмоциональной развитости, к психологической незрелости.
В ответах чувствовалось участие, внимание и уважение. Диалог состоялся и вдохновил на то, чтобы также смело и открыто продолжить обсуждение уже в малых группах.
Работа построена просто: в ближайшие пару дней в малых группах по (16-20 человек) мы обсуждаем предложенные вопросы, потом группы генерируют документы, резюмирующие обсуждение, а дальше они становятся частью общего документа. В весь процесс работы вовлечена молодежь, нам помогают в организации, но модераторы и секретари группы — добровольцы среди нас самих. Мы будем редактировать документ и по окончанию встречи он будет доступен для использования.
Я состою в одной из англоязычных групп, нас 16 из разных уголков мира: Германия, США, Шотландия, Ливия, Греция, Австрия, Индия, Австралия, Россия. Среди нас есть католики, мусульмане, неверующие. Это ещё одна смелая вещь: приглашены были все, даже атеисты. У нас есть добровольцы, кто ведёт запись обсуждения и модерирует встречу.
Обсуждаем пять вопросов по первому блоку — «Вызовы и возможности молодых людей в современном мире»:
1. Формирование идентичности. В современном мире какие отношения, эмоциональный опыт, особые события и места в первую очередь определяют идентичность молодого поколения?
2. Отношения с другими людьми. Какие вызовы и возможности выходят на свет в нашем все более взаимосвязанном, мультикультурном и интеррелигиозном мире, где, к сожалению, различия и разделения возрастают?
3. Молодые люди и будущее. Какие мечты у молодых людей о своем будущем и о будущем общества, в котором они живут? Как они сражаются, чтобы реализовать эти устремления?
4. Отношения с технологиями. Как сегодня технологии с их новыми возможностями и непредвиденными опасностями, вносят вклад в определение идентичности молодых людей и их образа жизни?
5. Поиск смысла жизни. Какие отношения существуют между ежедневной жизнью молодых людей и их опытом сакральной, духовной реальности и религией?
Я очень полюбила свою группу. До этой встречи мы не знали друг друга, но встретившись, говорили о том, кто мы. Кто я и кто ты? И что мы можем создать вместе благодаря этой встрече? Участвовали все, были ремарки и обсуждения.
В личном общении с группой и с другими молодыми людьми здесь я узнала, как активна молодежь в других местах. Представители молодежных центров из своих епархий и деканатов, организаторы, министранты и много похожего — это часть Церкви и нередко отдельные структуры.
Наконец, у меня назрел вопрос, а что я знаю о реальности молодежной инициативы в России? Знаю о наших встречах с епископом и о вкладе молодежи в организацию тех или иных мероприятий. Слышала о некоторых других группах краем уха. Интересно ли узнать и понять эту реальность больше? — Да.
Оксана Пименова
Фото: The Catholic Register