Размышление на третье воскресенье Адвента.
Евангелие III воскресенья Адвента представляет нам фигуру Иоанна Крестителя, осуществляющего своё посланничество весьма необычным способом: вопреки устоявшемуся мнению о пророке и проповеднике, не Иоанн является тем, кто идёт к народу, но, напротив, сам народ во множестве приходит к нему. Объяснить данную ситуацию может лишь тот факт, что Иоанн обладал тем, в чём нуждались люди того времени, обладал способностью указать для всех и для каждого путь к примирению с Богом через покаяние. И именно ради этого, ради того, что могло изменить их жизнь, люди готовы были проходить многие и многие километры по пыльным дорогам Святой Земли.
Не претендуя на святость и величие Иоанна Предтечи, каждый нынешний проповедник Благой Вести, а таковым должен быть каждый христианин, должен, тем не менее, осознавать, что и он обладает тем, в чем нуждаются люди нашего времени. А нуждаются они в мире, добре, любви и истине, обрести которые в полной мере можно только со Христом и во Христе. Вместе с тем необходимо осознавать, что никого и никогда нельзя заставить принять Иисуса как своего Господа и Спасителя, но можно, однако, убедить человека открыть двери своего сердца, дабы Господь вошёл в него и стал этим Спасителем и Искупителем. Для достижения столь благородной, но не всегда достижимой легко цели, необходимо посодействовать ищущему Бога ближнему таким образом, дабы он смог пройти следующие этапы в своём духовном развитии:
- Осмыслил объективно и всесторонне всю свою жизнь, ту жизненную ситуацию, в которой находится именно он и именно сейчас.
- Осознал, что жизнь его является несовершенной и неполной, а, следовательно, нуждающейся в изменении.
- Понял, что именно Христос является Тем, Кто сможет изменить его жизнь, придать ей полноту и завершённость.
Подобное соработание другому человеку в его духовном преображении возможно только и единственно в процессе диалога. Нет сомнений в том, что диалог всегда есть общение живое, динамичное, зачастую непредсказуемое, однако это вовсе не означает, что он должен быть спонтанен, случаен, неподготовлен, ведь от его результатов зависит порой так многое — отношение человека к Богу, Церкви, всей жизни на долгие и долгие годы, если не навсегда. Поэтому совершенно необходимо, дабы каждый проповедник, глашатай, миссионер, наконец, христианин, начиная диалог, помнил, что для его грамотного построения совершенно необходимы:
- Смелость, смелость и ещё раз смелость: нет среди нас Иоаннов Крестителей, не придут люди сами к нам на пустыню, а потому необходимо быть готовым сделать первый шаг, начать диалог.
- Знание того, к какой возрастной, национальной, религиозной группе принадлежат люди, к которым мы хотим обратиться; от этого во многом будут зависеть стиль, язык, интенсивность общения.
- Представление о том, какие проблемы волнуют этих людей, какие вызовы ставит перед ними общество; иначе диалог будет пуст и беспредметен, ведь Иисус должен помочь не вообще и не в общем, но каждому конкретному человеку.
При всём при этом необходимо, однако, помнить о том, что каждая личность уникальна и неповторима; а потому есть общие условия построения диалога, но нет общих и универсальных рецептов по его проведению. Именно в силу этого диалог — всегда нечто новое, это всегда непредсказуемость и риск. Но когда дело касается столь серьёзной материи, спасения человека и вечной жизни, этот риск стоит того, чтобы на него пойти.
Евангельский текст говорит нам о том, что к Иоанну Крестителю приходили люди, направляемые самим Богом, движимые Его Словом и проповедью пророка. Поэтому задача каждого миссионера, каждого христианина, есть, во-первых, дать возможность другому человеку встретиться именно со Христом — в Его Слове, в Таинствах, в Церкви. Со Христом, а не с самим собой, своим красноречием, своими аргументами. И, во-вторых, именно потому, что диалог всегда предполагает обратную связь, необходимо всегда быть готовым научиться чему- то и от другого человека, вернее, быть готовым воспринять то, чему Бог хочет научить меня через него.
И, наконец, выражением успешности и продуктивности диалога должен стать следующий результат: когда приходящий к нам с вопросом «что мне делать?» человек через некоторое время может сказать: «теперь я знаю, что мне делать… Господь сам ответил мне на этот вопрос».
В этом, в конце концов, и заключается миссия каждого христианина. Миссия, которая всегда имеет адресата. Миссия, которая всегда конкретна. Всегда актуальна. Миссия, которая вверена каждому из нас.
о. Анатолий Гамза, SVD
Изображение: А. Иванов, «Явление Христа народу», 1837-1857