Семья св. Людовика Французского: пророчество св. Валерия

Уже третий месяц подряд Анна Гольдина рассказывает нам о семье святого короля Людовика Французского. Мы узнали о жизни его деда, Филиппа Августа (Завоевателя), сыгравшего важную роль в воспитании будущего святого, а так же проследили славянский след в истории их семьи. Сегодня же речь пойдёт о пророчестве св. Валерия, предсказавшего, что Гуго Капет станет французским королем.

Кажется, в каждой уважающей себя средневековой королевской семье должно быть свое пророчество или предсказание. Семейство Капетингов не было исключением. И все началось с родоначальника, Гуго Капета.

Гуго Капет был сыном Гуго Великого, герцога франков. Несмотря на то, что его отец Роберт I некогда был избран королем Франции, Гуго-старший на трон не претендовал. Он предпочитал быть «серым кардиналом» и потихоньку расширять свои земли. Всю жизнь он провел в войнах и походах и был одной из самых влиятельных фигур французской политической элиты.

Гуго-младший, получивший прозвище Капет, в отличии от отца, решил претендовать на роль короля Франции. Свое прозвище он приобрел, как предполагают, потому что носил на голове шапочку, капет. Обычно она была отличительной чертой костюмов аббатов. В то время должности аббатов, т.е. покровителей монастырей, вполне могла принадлежать светским лицам. Так Гуго Великий, а потом и его сын Гуго были светскими аббатами монастыря св. Мартина Турского.

Гуго Капет был самым влиятельным вассалом последнего короля из рода Каролингов, Лотаря. Именно ему поручил король, умирая, заботы о своем королевстве и 19-летнем наследнике. Сын Лотаря, Людовик V Ленивый, правил всего четырнадцать месяцев. Он умер во время охоты. Тогда на французский престол на ассамблее знати был избран Гуго Капет. И с этого момента и вплоть до самой смерти он будет занят тем, что станет укреплять свою власть и влияние своей семьи на Францию. В этом смысле он был достойный сын своего отца. Большую часть жизни проведя в походах, Гуго щедро раздавал земли, пытаясь заполучить союзников. Не последнюю роль в могуществе средневекового монарха играли и священные реликвии, которые свидетельствовали о Божьем покровительстве тому или иному роду. Конечно, главной святыней королевства было аббатство св. Дионисия (Сен-Дени), но Капет не пренебрегал и другими возможностями укрепить влияние своего рода.

Во время одного из походов Гуго Капету снится сон. Ему являются святые Валерий и Рихарий (Рикье). Они просят вернуть их мощи. А св. Валерий обещает покровительство потомкам Капета вплоть до седьмого колена.

Святой Валерий жил на рубеже VI и VII веков. Он был родом их Оверни. С детства отличался благочестием. Он пас стада отца и мечтал о том, что когда-нибудь сможет получить образование, т.е. научиться читать и писать на латыни, и станет монахом. Юношу поддержала некая богатая дама и он смог научиться читать. Отец Валерия был категорически против поступления молодого человека в монастырь. В дело пришлось вмешаться дяде Валерия, брату его матери, который сам был настоятелем монастыря.

По прошествии нескольких лет, молодой монах, уже известный своей праведной жизнью, решает покинуть родной монастырь и отправиться к св. Колумбану, ирландскому монаху-миссионеру, который в это время как раз проповедовал во Франции. Колумбан довольно быстро обращает внимание на рвение монаха, присоединившегося к нему. В период отсутствия Колумбана и его вынужденной поездки в Италию Валерий руководит монастырем. А когда король франков Хлотарь II выделяет землю, Валерий сам становится основателем монастыря, впоследствии получившего его имя, Сен-Валери-сюр-Сомме. Постепенно рядом с монастырем, ставшим самым первым в епархии Амьен, вырастает город.

В период правления Гуго Капета этот монастырь принадлежал каноникам. Надо сказать, что обитель Сен-Валери-сюр-Сомме просуществовала вплоть до Французской революции. Потом монастырь приобрел известный промышленник и просветитель Антуан Огустен Ренуар. После его смерти монастырские здания были объявлены достоянием Республики и стали постепенно разрушаться. В 1989 году, когда монастырь сделали историческим достоянием, от него остались одни руины.

Святой Рихарий (Рикье) тоже был родом с французских земель. Он был немногим младше св. Валерия, но происходил из тех мест, где еще преобладало языческое население. Рихарий стал христианином благодаря двум ирландским проповедникам, которые пришли в его деревню и были едва не убиты его соплеменниками. Рихарий присоединился к ирландским монахам и вскоре сам выразил желание стать священником. Так молодой человек оказался в Англии, но пребывание его там оказалось недолгим. С берегов Туманного Альбиона Рихарий вернулся с несколькими бывшими заключенными, которых он выкупил, чтобы вернуть во Францию.

Рихарий известен тем, что посетил сына Хлотаря II (того самого, что выделил земли под аббатство св. Валерию), Дагоберта I. Он обратился к нему со словами увещевания: «Тот, кто подчинятся, даст Богу отчет только о своих собственных деяниях. Тот же, кто руководит, должен будет дать отчет и за всех своих подданных».

Рихарий пробовал основать аббатство и жить по уставу св. Колумбана, это предприятие оказалось неудачным. В конце жизни Рихарий решил стать отшельником и уединился в лесу. Довольно быстро у него появились последователи и теперь ему уже пришлось основать монастырь.

Как это нередко случалось в Средние века, вокруг обители вырос город. А короли из династии Каролингов присылали в этот монастырь своих сыновей учиться. Здесь был построен величественный готический храм, во многом благодаря которому аббатство и сохранилось до наших дней.

Это аббатство, основанное человеком, обращенным ирландскими миссионерами, станет одним из пунктов на пути Жанны д’Арк. Несколько дней она проведет здесь как заключенная, когда англичане будут вести ее в Руан. В 1930 году в храме бывшего монастыря даже был установлен барельеф, посвященный этому событию.

Монастырские здания всегда активно использовались горожанами. Так в годы Второй Мировой войны здесь был военный госпиталь.

В то время, когда Гуго Капет укреплял свое государство, мощи святых Валерия и Рихария находились во владении графа фландрского. Мощи св. Рихария были похищены и пришлось приложить усилия для их возращения, а мощи св. Валерия были проданы фландрскому графу одним из насельников Сен-Валери-сюр-Сомме, Эршембольдом.

Гуго не собирался выяснять отношения с фландрским графом, но после посетившего его сновидения внезапно повернул войска и отнял хорошо укрепленную крепость Монтерей-сюр-Мер. Он забрал мощи из монастыря Сен-Бертен, светским аббатом которого был фландрский граф.

Гуго Капет сам возглавил процессию, переносившую мощи святых в их родные обители. Когда рыцари, на плечах которых была серебряная рака с мощами св. Валерия, подошли к песчаному берегу реки Соммы, начался прилив. Но они бесстрашно ступили в воду и волны расступились, позволив им спокойно перебраться на другой берег.

Вернув мощи св. Валерия в родной монастырь, Гуго продолжил свой путь к монастырю св. Рихария. Процессия с мощами шла пешком. Едва вдали показались башни аббатства, Гуго Капет тоже спешился и босой направился к храму, неся на своих плечах раку с мощами.

Гуго Капет не только вернул мощи, но и реформировал оба монастыря. Из аббатства Сен-Валери-сюр-Сомме он изгнал каноников и поселил там бенедектинцев. В монастыре св. Рихария он назначил нового настоятеля. Обе обители получили большие денежные пожертвования. И именно братья этих общин бережно хранили историю о чудесном сновидении Гуго Капета.

Св. Валерий предсказал, что Гуго станет французским королем и что его потомки будут править до седьмого колена. Почему же была избрана именно эта цифра? Как уже говорилось, о пророчестве писали и говорили монахи. И это были не просто монахи, а представители тех общин, которые хранили гигантские библиотеки и занимались просвещением. Избранная ими цифра 7 имеет не только библейское происхождение: Бог наказывает и благословляет до седьмого колена. Это и церковная традиция: 7 таинств, 7 смертных грехов и 7 добродетелей. Число 7, с одной стороны, символ вечности. С другой, в нем сочетаются два числа, 3 и 4. 3 – это символ Троицы, символ гармонии и совершенства. 4 же представляет наиболее устойчивую структуру мироздания, в которой присутствуют все четыре стороны света. 4 – это так же символ креста, символ спасения.

Это пророчество было важно для Гуго Капета и первых Капетингов, поскольку придавало легитимность их власти. Получалось, что Сам Господь через св. Валерия избрал их, чтобы править Францией.

Надо сказать, что первые Капетинги не сильно заботились о том, что же будет, когда придет время этого четвертого колена. А вот у Филиппа Августа, деда св. Людовика IX, оно вызывало тревогу, потому что седьмым наследником Гуго Капета оказывался его сын, Людовик VIII, за храбрость прозванный Львом.

Первой женой Филиппа была Изабелла де Эно. Она происходила из рода Каролингов.

У короля Лотаря, которого Гуго Капет сменил на престоле, был брат, герцог Карл I Лотарингский. Он всеми правдами и неправдами стремился к власти. Началось все с того, что он обвинил жену короля Лотаря в супружеской измене. Когда ее невиновность была доказана, Карла изгнали из Франции. Тогда он решил бороться за власть военным путем. Он воевал и с Лотарем, и с Гуго Капетом. Карла предали, и он оказался вместе со всем своим семейством в руках Гуго, который заточил их в Орлеанскую крепость.

Оба родителя Изабеллы были потомками Карла I Лотарингского. И это позволило Филиппу утверждать, что теперь не нужно думать о пророчестве. Теперь имеет смысл считать колена не от Гуго Капета, а от самого Карла Великого. Получилось, что в Людовике VIII течет кровь двух королевских семей.

Но и это еще не все. Так сложилось, что Изабелла была наследницей и Фландрского дома, т.е. потомком того самого фландрского графа, у которого некогда Гуго Капет отобрал мощи св. Валерия. Так в короле Людовике VIII замкнулся круг, начало которому было положено Гуго Капетом.

Анна Гольдина

Изображение: Гуго Капет, www.biography.com