Св. Максимилиан Кольбе: путь к истинной святости

Интересно, что думают о святости сами святые? Публикуем перевод статьи святого Масимилиана Кольбе, написанной для журнала «Рыцарь Непорочной» (польск. Rycerz Niepokalanej) в 1922 году. В ней он рассказывает о том, как смотрят на святость другие религии, какой путь показал нам Христос, и что является основанием для признания человека святым в Католической Церкви.

По своей природе человек стремится развиваться не только физически и интеллектуально, но и морально; поэтому в истории человечества мы повсюду находим людей, которых считали кем-то высшим не только по сравнению с большинством, но и по сравнению с людьми учеными — таких людей называют «святыми».

Но после грехопадения прародителей наш помраченный разум не может найти ясного пути к духовному совершенству, и у ослабленной воли не хватает сил следовать по этому пути; поэтому понятия о святости расплывчаты или ложны.

Уже китайские философы выделяли людей, которые «живут подобно духам», и ставили их выше мудрецов. Эта святость, заключающаяся в точном исполнении божественных законов, то есть совершенства и истины, была чисто естественной.

У греков представления о святости были лучше; ибо, хотя они и считали добродетель чем-то естественным, святость была для них приближением к божеству, и Платон в диалоге «Евтифрон» доказывает, что святость именно потому и угодна божеству, что это святость. Даже чувственный Эпикур писал книги о святости и благочестии с точки зрения богов.

Совершенно противоположное представление о святости родилось у буддистов. По их мнению, вся вселенная — зло, и боги тоже несчастны, и, как и люди, они ищут «освобождения». Буддийский монах покидает семейный круг и уходит прочь, чтобы уничтожить свою природу и убить в ней семена будущего существования, растворить себя в экстазе и достичь нирваны (небытия).

Магометане взывают к Богу и стремятся к нему. Марабут (монах) практикуются в посте, бдениях и воздержании в уединенном месте, чтобы удостоиться видений и “восторга” и таким образом общаться с Богом. Когда это происходит (конечно, речь не идет о сверхъестественном восхищении), он получает имя «уали», то есть друг Бога, и после его смерти единоверцы обращаются к его заступничеству перед Богом и Пророком. Это заступничество должно проявляться через чудеса. А магометане называют чудом любое событие, которое не является обычным, повседневным и ожидаемым, и здесь не может быть речи о критическом отношении.

В Ветхом Завете понятие святости уже тесно связано с представлением о Боге. Например, мы читаем в Книге Левит [20:26]: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои», а в четвёртой книге Царств [4:9] мы читаем: “я знаю, что это человек Божий, святой». Но и здесь святость несовершенна.

Только Господь Христос, придя в мир, своим примером и словом показал человечеству путь к истинной святости. Её суть — любовь к Богу до самого конца. Её знак — исполнение Воли Божьей, особенно открытой в Заповедях Божиих, в Божьей Церкви, в обязательствах закона. Её средство — постоянное самонаблюдение, чтобы распознавать и искоренять недостатки, а также внедрять, взращивать, развивать добродетели до выдающегося уровня — молитва, в которой душа обретает сверхъестественную благодать Божью, необходимую для духовного прогресса. Для всех святых она стоит на первом месте. Её самые важные шаги — это устная молитва, молитва-размышление и молитва-созерцание. В последней Бог иногда приближает душу к Себе, и тогда, ослеплённая небесным светом и сияющей любовью, она впадает в восторг, не имеющий ничего общего с природными наслаждениями. Однако это последнее не является необходимым условием святости.

Папа Бенедикт XIV пишет: «Чтобы канонизировать раба Божьего, достаточно иметь доказательства того, что он взращивал возвышенные и выдающиеся добродетели, которые были ему доступны, в соответствии с условиями его жизни и особенностями его личности» (De beatificatione et canonisatione, III, 21), поэтому, как говорит Г. Джоли: «Церковь включала в число святых не только монахов, вместе с принцами и принцессами, королями и королевами, императорами и императрицами, но также купцов, учителей, садовников, земледельцев, пастухов и пастушек, юристов и врачей, казначеев и клерков, нищих и слуг, ремесленников, сапожников, плотников и кузнецов!»

Распространённое мнение, что святые не были такими, как мы, также неверно. И они были искушаемы, и они падали и вставали, и не раз их охватывала печаль, слабость, парализовало уныние. Но нужно помнить слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» [Ин. 15: 5] и слова св. Павла: «Все могу в укрепляющем меня иисусе Христе» [Флп. 4:13] — они полагались не на себя, но полностью уповали на Бога, смиряли себя после своих падений, искренне раскаивались, омывали свою душу от грязи в таинстве покаяния, а затем с ещё большим усердием принимались за работу. И поэтому их падения служили ступенями ко все более и более высокому совершенству, становясь все легче.

Когда св. Схоластика спросила своего брата св. Бенедикта, что нужно для обретения святости, она получила ответ: «Нужно хотеть».

Источник (польск.): RYCERZ NIEPOKALANEJ

Перевод: Александр Баранов