Vidi aquam, или Видел я воду
Обычно рядом с входом в храм помещается чаша с освященной водой. «Рядом» — то есть или снаружи, или внутри церковных стен, в зависимости от того, рискует ли в холодный сезон освященная вода превратиться в освященный лед.
Пожалуй, никакому другому предмету в церкви не доставалось претерпеть больше от непосвященных посетителей, как, впрочем, и от слишком просвещенных прихожан: «кропилка», «макалка», «ванночка», «сюда монетки кидают», «при входе нужно креститься из правой чаши, при выходе – из левой», «женщины и мужчины – из разных чаш» и т.д.
Разумеется, все, что традиция рекомендует совершить в данном случае – слегка обмакнув пальцы в кропильницу, осенить себя крестным знамением. Для закоренелых католиков этот жест с годами становится естественным до автоматизма, а также служит неким «фирменным знаком» воцерковленности. Однако окропление себя святой водой при входе – отнюдь не только благочестивый ритуал и не способ отличить «своих» от «пришельцев» но, как и любые действия в священном пространстве, имеет глубокий смысл.
В Священном Писании мы многократно сталкиваемся с сюжетами, в которых фигурируют воды: моря, реки, источники, дожди, роса… В воде купаются, иногда моются, но чаще исцеляются, наименее удачливые в ней тонут вместе с колесницами и конями, ее пьют и черпают из колодцев. В воде, кроме того, живут рыба, проглотившая пророка Иону, и чудовищный левиафан, но если Вы безусловно доверяете Господу, то можете рискнуть и вместе с Ним немного прогуляться прямо по ее поверхности.
Все «водные» образы Священного Писания, последовательно развиваясь, предвосхищая и раскрывая друг друга, ведут нас к главному Источнику живой воды – Иисусу. Точнее всего говорит об этом молитва освящения воды, произносимая во время пасхальной литургии:
«Ты многими образами в истории Спасения подготовил водную стихию, чтобы через нее являлась благодать крещения.
Боже, Твой Дух в начале носился над водами, чтобы они уже тогда вобрали в себя силу освящения.
Боже, Ты показал образ возрождения в водах потопа и явил в нем начаток Таинства, чтобы водами положить конец пороку и начало добродетели.
Боже, Ты сподобил сынов Авраамовых перейти Красное море сухими стопами, народ, избавившийся от рабства фараона, стал прообразом народа крещеного.
Боже, Твой Сын от Иоанна во Иордане крестился, был помазан Духом Святым, взошел на крест, источил из раны в боку кровь и воду, а по Воскресении заповедал ученикам Своим: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа».
Короче говоря, окропляя себя освященной водой, мы вспоминаем о таинстве Крещения, об омовении от первородного греха и об освящении для жизни во Христе. И это уже немало, вполне достаточно, чтобы прямо у входа зависнуть в глубоком созерцании великого Таинства. Помните лишь о том, что за вами кто-то еще может решить войти в храм, поэтому постарайтесь не перегородить собой весь проход. А если народ Божий все-таки не теснит Вас сзади, то можно еще немного поразмышлять об обряде освящения.
Что означает, например, освящение четок, квартиры или машины? Окропление освященной водой указывает, что отныне этот предмет (например, освящаемые в начале учебного года ручки, тетрадки и заодно учителя) будет не только исполнять свое прямое предназначение, но и помогать нам быть с Богом, жить с Богом, идти к Богу. Освящая предмет, мы отвечаем на безвозмездный дар присутствия Господа рядом с нами. Мы берем на себя ответственность за использование этой вещи во славу Божию и ради блага других людей. (В Средневековье мечи доблестных рыцарей благословляли не для того, чтобы они лучше рубили ими ближнего своего, но для того, чтобы защищали справедливость, униженных, оскорбленных и по возможности Святую Церковь. На освященной машине же нарушать правила дорожного движения должно быть особенно стыдно.)
Конечно, мы, разумные люди со свободной волей – не мечи и не четки (а иногда до обидного нечетки). Но благословение, преподанное одному человеку или группе людей носит тот же самый смысл: мы отдаем себя или тех, кто нам дорог, в любящие ладони Божии, прося Его о том, чтобы жизнь и дела благословляемых соделались молитвой Ему. Прося о благословении, мы берем на себя задачу посвятить часть своих повседневных дел (или, наоборот, какие-то особенные дела – паломничество, пост) Господу, отдать их Ему, пожертвовать. Благословляя себя освященной водой у входа в церковь, мы отдаем себя милосердию Божиему в непростом плавании к Его пристани. И если действительно принимаем Его дар, Его благословение, то бурное море жизни на наших глазах преобразится в океан Его любви.
Для успешного продвижения по морю в обычных обстоятельствах человеку просто необходимо надежное плавсредство: какой-нибудь ковчег, лодка, но лучше все-таки корабль. Корабль по-латыни – navis, и от этого слова происходит термин «неф» — часть церковного здания, где мы и оказываемся далее…
Анастасия Паламарчук