Часть IV: о храмовом пространстве

Только попадая внутрь храма, мы действительно начинаем ощущать, что церковь – это не стены. Даже от неверующих людей можно часто слышать: «что-то в этом месте есть особенное». Нам-то из катехизиса прекрасно известно, что подлинная Церковь – это община верующих собранных Христом и вокруг Христа, люди, которые «питаемые Телом Христовым, сами становятся Телом Христовым» (ККЦ, 777).

Однако уроки воскресной школы и наставления священников имеют свойство выветриваться из головы, или, что еще хуже, застревать в ней в виде отвлеченного теоретического знания. И здесь, как в стародавние времена, на помощь приходит «Библия для неграмотных», если угодно, «богословие для простецов» — для нас с вами! – церковное искусство, церковная архитектура. Церковь – это не стены, но даже через стены храмов Иисус ежедневно учит стадо своих овец быть Церковью.

Даже самое незатейливое церковное здание представляет собой целую череду символов. Мы можем увидеть в нем:

— образ всего творения, микрокосмос (об этом говорилось в одном из предыдущих очерков)
— зримый образ Христа — Человека
— образ души каждого верующего
— и, в конце концов, это еще и просто церковь со всеми находящимися в ней предметами и утварью.

Независимо от конкретной архитектурной формы, церковь будет представлять собой Тело Христа. Тем не менее, наиболее распространенная крестообразная форма здания позволяет сделать эту реальность еще более ощутимой, приблизить ее к нашему восприятию. Крест Христов оказывается формой всего сотворенного бытия, мы входим в крест, посредством Которого Бог соединил нас с Собой. Через здание церкви мы видим, как именно Крест ложится неизгладимой печатью на искупленное творение, указывая, что в конце времен Бог желает «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10).

В крестообразной форме здания легко узнать правдоподобные очертания тела: главный неф – туловище и ноги, трансепт – руки, пресвитериум – голова. Средневековые авторы видели в этом указание на внутреннюю иерархию общины: отделенный от нефа и трансепта пресвитериум, то есть место для духовенства, символизировал «мыслящую» часть народа Божия, тогда как оставшаяся часть здания вмещала «деятельную» часть. Алтарь же, на котором совершается Евхаристия – источник жизни – подлинное сердце. Сердце Церкви, сердце храма, сердце общины, сердце жизни каждого из нас.

Иногда случается видеть, как люди или из природной скромности, или от смущения, или (что гораздо печальнее) из ложного смирения занимают на церковных лавках самые последние ряды, не приближаясь к пресвитериуму. Не бойтесь алтаря! Через тот путь, который нам приходится проделать по центральному проходу от двери – по «палубе» церковного корабля–нефа – к алтарной части – Бог подсказывает нам, какой путь мы должный пройти в течение всей жизни. Путь постоянного и бесконечного приближения к Нему и путь к обретению подлинного себя, путь к центру мироздания и одновременно к центру своей души. Божественная ирония заключается лишь в том, что до церковного алтаря мы дойти можем уже сейчас, а путь к престолу Божиему несколько более длинен. Какое сладкое предвкушение: идти между рядами скрипучих скамеек, сознавать, что вокруг, конечно, еще далеко не Царство Небесное, отнюдь не оно… но что Иисус, Который ждет впереди, уже ТОТ САМЫЙ.

Оказываясь внутри церкви, мы перестаем совершать наш путь в одиночестве. В странствии по храму нас сопровождают недовольные взгляды ближ… (зачеркнуто) благосклонные взгляды святых, смотрящих на нас всегда чуть-чуть сверху, с картин или икон. Или они же, но в скульптурном изображении. Святые – такая же часть Народа Божиего, как и мы, отличие лишь в том, что эти счастливцы свое путешествие к Богу уже завершили (и завершили успешно). Смотрят теперь на нас, кто-то с букетом роз, кто-то с топором, застрявшим в голове, кто-то – с лилией или пальмовой ветвью. Ждут, нас, поди. Точно ждут. Молятся за нас и ждут. А тем временем под нашими ногами, возможно, находится «укрытая», «секретная» часть храма, крипта (от этого же греческого корня происходит, например, слово «криптограмма», то есть шифровка). Там ожидают часа своего воскресения тела почивших в мире членов Народа Божия, и они тоже часть той общины, с которой мы странствуем ко Христу. Они тоже ждут… Нашей памяти, нашей молитвы. Мы же – в пути, уже не принадлежащие смерти, но еще не вошедшие в полноту Жизни. В какую бы сторону ни был ориентирован храм, мы всегда знаем, где в этом микрокосме находится восток: там, откуда приходит к нам Восходящее Светило, Христос Господь,  в стороне алтаря.

Анастасия Паламарчук