Рождественская тайна

В череде коротких зимних дней и непогоды Рождественское время похоже на оазис тепла и радости. Как церковная литургия, так и благочестивые семейные рождественские традиции помогают нам настроиться на особый лад и создают неповторимую атмосферу радости о пришествии Спасителя, позволяют ощутить мир, принесенный Им на эту землю, проникнуться умиленным сочувствием, склонившись перед яслями, которые стали Его нищенской колыбелью.

Первое упоминание о праздновании Рождества Христова датируется 336 г. В Риме, где это торжество вытеснило собой языческий праздник Рождения Непобедимого Солнца, 25 декабря отмечалось как день пришествия в мир истинного незаходящего Светила – Иисуса Христа. В восточной же традиции праздновался день Богоявления: Бог явил Себя человечеству, став человеком. С течением времени как на Западе, так и на христианском Востоке Рождество и Богоявление стали отмечать как отдельные праздники.

В латинском обряде Рождественский период длится около трех недель: от Сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до праздника Крещения Господня (воскресенье после 6 января). Историческая основа праздников этого времени – события, описанные евангелистом Лукой в его повествовании о рождении и детстве Иисуса Христа (см. Лк 2). Вместе с тем, это лишь видимая часть рождественской тайны как предивной тайны спасения: Сын Божий пришел на землю, чтобы принести в жертву Самого Себя и, примирив мир с Богом, вернуть творению первоначальную благость, утраченную вследствие греха. Освобождая человека от ига греха и уз ветхого рабства, Рождество обновляет весь мир и открывает перед человеком путь духовного возрождения.

Воплотившись человеком, Бог стал в прямом смысле Богом-с-нами. С поразительной меткостью и красотой выразил это Владимир Соловьев в стихотворении «С нами Бог»:

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился С-Нами-Бог.
И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне,
Как Ангелы про Бога говорят.
Но вечное, что в эту ночь открылось,
Несокрушимо временем оно,
И слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное под яслями давно.
Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

Боговоплощение – великий и непреходящий дар Божий человечеству и всему тварному миру. Но это еще и тайна предивного обмена: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» (1). Богоявление ведет человека к участию в Божественной жизни: Бог Отец предопределил усыновить нас Себе через Иисуса Христа (ср. Еф 1,5), дабы мы стали подобны Его Сыну. В послании к Галатам св. Апостол Павел пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4, 4-5).

Итак, центром духовности Рождественского времени можно назвать благодать Божия усыновления. Это значит, что Рождественская тайна не только являет нам образец для подражания в смирении Господу, лежащему в яслях, но и дает благодать уподобиться Ему. Вот почему истинная духовность Рождества состоит не столько во внешнем подражании Христу, сколько в том, чтобы «жить Христом, Который внутри нас» и собственным бытием являть вселенной тайну смирения и уничижения Воплотившегося Бога, а также Его благую весть мира и спасения. «Познай достоинство свое, христианин! Ты соделался причастником природы Божией, посему оставь презлые обычаи прежних мерзостей и более к ним не возвращайся. Помни, какой великой Главы и какого Тела ты сочлен. Помни, что ты исхищен во свет и в Царствие Божие», – восклицал св. Лев Великий (2).

Если мы во время Адвента хорошо подготовимся к празднованию Рождества и сумеем глубоко пережить это литургическое время, оно откроет нам путь к возрастанию в истинной вере и позволит каждому из нас лучше познать тайну человека, которая «истинно проясняется лишь в тайне воплотившегося Слова» (3). Вот что заставляет нас праздновать Рождество как великий праздник торжества человека: ведь «Христос в Откровении тайны Отца и Его любви полностью являет человека самому человеку и открывает ему его высочайшее призвание» (4).

Перед священнослужителями, катехизаторами и всеми, кто участвует в подготовке и праздновании Рождества в приходах, стоит нелегкая задача: сделать все возможное для того, чтобы «внешние» рождественские традиции (вертеп, елки, подарки и т.п.) не заслонили собой всей духовной глубины и богатства этого торжества как для постоянных прихожан, так и для тех, кто в Рождество придет в храм случайно, из любопытства или в силу привычки посещать церковь 1-2 раза в год по великим праздникам.

о. Николай Дубинин OFMConv

* * *

Примечания:

(1) Св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, 54. // PG 25, 192b.Русский пер.: свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 1. М., 1994. С. 191-264.

(2) Св. Лев Великий. Слово на Рождество Христово.

(3) II Ватиканский Собор. Пастырская Конституция о Церкви в современном мире «Радость и надежда», 22.

(4) Там же.

Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №4 2004

(чтобы оформить подписку, кликните баннер)