Просто признаем этот факт: сегодня мы снова себя обманываем. Жизнь сложна, отношения запутанны, одиночество угнетает… И иногда кажется, что если не «подправить» реальность, то мы не переживём наступающую неделю. Мы лжём себе, чтобы затолкать нашу боль как можно глубже и не позволить ей коснуться наших чувств. Наше лукавое сердце легко находит способы оправдывать эту ложь (Иер. 17:9) до тех пор, пока скальпель Божий не вскроет нарыв (Пс. 139:23).
Однако этот самообман не просто набрасывает покров на боль жизни. Он мешает нам возрастать в вере и препятствует подлинным отношениям с другими людьми. Он вводит нас в такое оцепенение, что мы даже не замечаем наносимого им ущерба.
Если мы хотим выйти из власти самообмана, начать нужно с того, чтобы определить, в чём он заключается, и назвать вещи своими именами.
Какую ложь из перечисленного ниже мы уже сказали себе сегодня?
1. «Я в порядке»
Нам, людям, не нравится копаться в себе и разбираться, что с нами происходит. Почему? Потому что, если мы начинаем это делать, то обнаруживаем, что многое в нашей жизни и в нас самих требует серьёзного обновления. Это слишком хлопотно, и большинство из нас слишком заняты, чтобы разбираться, что и как нужно исправить.
Так что мы просто заворачиваемся в плащ супергероя с надписью «Я в порядке» и тащимся дальше. И только когда случается какая-нибудь трагедия, до нас наконец-то доходит, что мы не в таком уж порядке, как нам казалось.
Но это не библейская модель жизни. В Библии Псалмопевец постоянно взывает к Богу, чтобы Тот испытал, исследовал его, чтобы он мог продолжать трудиться над обновлением своей жизни (Пс. 11, 17, 26). Писание предлагает нам, скорее, такой подход: «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Плач. 3:40).
Честно говоря, это может пугать – каждый день видеть и признавать, что с тобой не всё в порядке, и что ты нуждаешься в Божьей помощи. Это означает необходимость признать свои слабости и регулярно выполнять труд самоанализа. Но, к счастью, Бог большой специалист по слабостям, особенно, когда мы сами не знаем, с чего начать:
«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).
Мы слабы. Он силён. И нет для нас истины более отрадной, чем эта.
2. «Никто никогда об этом не узнает»
Если, собираясь сделать какую-нибудь глупость или гадость, мы ищем для этого оправдание, то обычно начинаем с такого: «Об этом никто никогда не узнает». Да, есть тысячи вариаций на эту тему, но все они крутятся вокруг анонимности. Вот почему персональные устройства, которые позволяют нам действовать в интернете под псевдонимом, создавать и комментировать контент, сохраняя анонимность – это, возможно, один из самых опасных инструментов, известных человечеству. Эти инструменты не обязательно плохи, но они, очевидно, имеют серьёзные изъяны.
Никто не узнает, если я это посмотрю. Никто не узнает, куда я хожу, пока я в командировке. Никто не узнает, что этот обидный комментарий написал я, если он останется анонимным. Никто никогда не узнает.
Во-первых, в нашем мире не существует настоящей полной анонимности. Всё, что мы делаем «приватно», очень часто всплывает на публике. Просто посмотрите на все эти сообщения о хакерских взломах, которые регулярно появляются в новостях.
Однако, что гораздо более важно, у Бога есть свои способы сделать явными наши «никто не узнает», и Он не упустит ни одного: «Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего» (Пс. 89:8).
День за днём мы позволяем этой наивной лжи ронять нас ниже и ниже, не позволяя себе жить той жизнью, которую уготовал нам Бог. Но, видите ли, Бог знает, Бог всегда знает, какие глупости и гадости мы делаем. И всё равно любит нас: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8).
Ты не можешь ничего скрыть, да тебе и не нужно этого делать…
3. «Это никому не навредит»
Эта ложь могла бы стоять на втором месте, потому что это оправдание и предыдущее, как близнецы-братья. Когда оправдание «Никто не узнает» кажется нам недостаточным, мы тут же добавляем «Это никому не навредит». Если это происходит за закрытыми дверями…, если участвуют только взрослые, которые сами за себя отвечают…, если это касается только меня…, то всё должно быть в порядке.
Однако обычно мы имеем в виду, что это никому не повредит, напрямую и прямо сейчас. Как правило, мы не желаем прослеживать ту череду проблем, которые возникнут за пределами текущего момента и сиюминутных обстоятельств. Мы часто не учитываем духовные последствия своего действия и те, пусть и «физические» последствия, которые не сразу бросаются в глаза.
Мы также не принимаем во внимание того, что Бог Сам опечален нашим выбором, что наш дурной выбор причиняет боль Ему. Богу было очень больно от того, что грех заполонил всю землю перед Потопом (Быт. 6:6), Его Святой Дух был огорчён мятежностью Израиля (Ис. 63:10), а Иисус так страстно хотел собрать Народ Свой, но они не захотели и отвергли Его (Мф. 23:37).
Иными словами, любой наш грех причиняет боль и скорбь. Причём именно Тому, Кого нам следовало бы радовать.
4. «Просто я такой»
Часто самый простой способ оправдать свои разрушительные привычки – это сказать, что они – неотъемлемая и неизменная часть того, кто я есть. Считаем ли мы их частью своей природы или же просто тем, что не в наших силах изменить, этой ложью мы пытаемся снять с себя ответственность: «Я ничего не могу с этим поделать».
Но так мы отказываемся признать, что нас сотворил Бог по Своему образу и подобию. А это значит, что мы призваны выглядеть, как Он, действовать, как Он, быть, как Он (Быт. 1:27; 1Ин. 3:2). Разумеется, на пути к этой цели все мы так или иначе спотыкаемся, но сказать: «Просто я такой», значит сказать, что Бог напортачил или был застигнут врасплох нашими трудностями. На самом деле, этим мы говорим, что Он не в силах изменить нас, Своё творение.
К счастью, мы ошибаемся. Он большой специалист по части исправления испорченного и восстановления сломанного.
Наши трудности реальны. Просто сначала признаем их. Они воняют, они причиняют боль, они всё портят. Когда мы уберём их с дороги, то сможем начать, часто очень долгий и болезненный, процесс уподобления Христу. Просто вспомним об обещании: «… начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6).
Это ясно? Он не собирается сдаваться и бросать дело на полпути только из-за того, что мы что-то напортили или потому что мы представляем собой какой-то особый случай. Он закончит Свою работу.
Просто, прежде чем попросить о преобразовании, нам нужно признать, что есть то, что требует преобразования.
5. «Я могу сделать это завтра»
Завтра я почитаю Библию. Завтра как следует прочитаю утренние молитвы. Сегодня я не пойду на встречу общины или на беседу со священником, это можно сделать и завтра. Правду своему мужу (своей жене) я, лучше, скажу завтра. Завтра, не сейчас, я честно встану перед Богом…
Но правда состоит в том, что это «завтра» не наступает никогда. Даже в гуще отрицательных последствий сделанных нами ошибочных выборов нам трудно решиться на изменения прямо сегодня. Мы ждём более подходящих времён, когда изменения будут казаться не такими сложными.
Вот почему и Псалмопевец и автор Послания к Евреям так настаивают, чтобы мы сосредоточили внимание на сегодняшнем дне: «Так говорит Дух Святой: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших…» (Пс. 94; Евр. 3).
Когда мы говорим себе, что завтра что-то изменим, тяжёлые чувства по поводу сегодняшних поражений становятся немного легче, но это облегчение редко приводит к реальным изменениям. Мы должны помнить, что если мы не приступаем к изменениям сегодня, то платим очень высокую цену: «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3:13).
Мы не можем знать, есть ли у нас завтра, но мы знаем, что у нас есть сегодня. Бог верен здесь и сейчас.
«[Он] и утвердит вас до конца, [чтобы вам быть] неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1Кор. 1:8-9).
Источник (англ.): Bible Study Tools
Перевод: Наталья Проскурина