Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!
Джованни ди Коппо из Сан-Джиминьяно, OP
Пер. по изд.: Leggenda di Santa Fina da San Gimignano scritta nel buon secolo della lingua da Fra Giovanni di Coppo della medesima Terra. Imola: I. Galeati, 1879
СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:
НАЧИНАЕТСЯ ЛЕГЕНДА БЛАЖЕННОЙ ДЕВИЦЫ ФИНЫ ИЗ САН-ДЖИМИНЬЯНО, ПИСАНИЕ ДОСТОПОЧТЕННОГО ОТЦА ФРА ДЖОВАННИ, СЫНА МЕССЕРА КОППО; УРОЖЕНЦА ТОГО ЖЕ КРАЯ; ЧЛЕНА ОРДЕНА ПРОПОВЕДНИКОВ; ДОКТОРА ТЕОЛОГИИ И ПРЕСЛАВНОГО ПРОПОВЕДНИКА, КАК ТО ЯВСТВУЕТ ИЗ КНИГ, ИМ НАПИСАННЫХ; ТВОРИВШЕГО В ТРЁХСОТЫЕ ГОДЫ*
ЛЕГЕНДА БЛАЖЕННОЙ ФИНЫ
Начинается письмо дост. отца фра Джованни из Сан-Джиминьяно, члена ордена Ордена братьев-проповедников, составителя Легенды святой Фины.
Во Христе собрату Гоччо, управляющему Госпиталя св. Фины в Сан-Джиминьяно, брат Иоанн из той же обители братьев-проповедников, недостойный, с пожеланием спасения и стезёю святых благополучного следования.
Уже изрядное время ваше преподобие с настоянием добивается, дабы я потрудился составить – в приличном стиле – Легенду о блаженнейшей Фине, выращенной Богом, подобно бесценному плоду, на нашей щедрой земле; и свести в едином повествовании все те события её жизни, что были поведаны нелживыми устами старцев, равно как и её чудеса, записанные в надёжных книгах и свитках. И хоть я к сему непригоден, тем не менее, вверившись заступничеству сей девицы, и побуждаемый любовью к ней, а также склоняемый к сему просьбами вашей милости, на кои охотное даю своё согласие, дабы удовлетворить ваше святое пожелание, се, рад представить вам труд, коего вы требовали – сжатое изложение, написанное языком хоть и грубым, но правдивым. А чтобы те события, кои по порядку описываются, было легче уразуметь и удобнее запомнить, я перед каждым разделом под каждой нумерованной «Главой» кратко описывал как добродетели, коими она просияла при жизни, так и чудеса, что явлены были после смерти. Ещё я очень постарался, насколько то было в моих силах, соблюдать меру – чтобы вульгарность слов не снизила благородство самой истории, но также и чтоб чрезмерность украшений не зародила сомнения в истинности. Перед читающими же я свидетельствую, что всё, помещённое мною в сей труд о блаженной девице Фине, я прилежнейше проверял, и любое событие удостоверено достойными веры свидетелям либо из числа тех, кто видел его собственными очами, либо хотя бы слышал о нём от заслуживающих внимания людей. Итак, ваше преподобие, примите же труд, коего вы требовали, дабы все жители нашей родины хвалы воздавали и делами подражали счастливейшей невесте Христовой, блаженной Фине, которая являет и сиятельные чудеса, и примеры в честь и на славу Жениха своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который святую свою преисполнил заслугами и в небесах увенчал наградою вечной. Кончается письмо.
* Иначе говоря, «в эпоху Треченто».
ГЛАВА I. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОБ ИМЕНИ БЛАЖЕННОЙ ФИНЫ
Поскольку солнце истинной правды Иисус Христос облёкся в плоть человеческую и с грешниками изволил на земле обитать и общаться, то возвеличил Он нашу бесплодную человечность, сообщив ей в изобилии благодать и силы, отчего и явилось так много цветов на земле, а иными словами, множество мужчин и женщин так возросли разнообразными добродетелями и чудесами, что своим святым житием и простым верным христианам подают пример покаяния, терпения и смирения. Среди них встречаются и святые девицы, кои, сохранив тела свои от всякой порчи мирской, по образу ангельскому, полные чистоты, блюдут себя незапятнанными. Одной из таковых в новейшие времена была жившая в местечке Сан-Джиминьяно посреди Летней долины, что в провинции Тоскана, девица величайшей святости, которая звалась Финою. Великой и глубокой была её любовь к ближним, возвышенным – целомудрие, долгим – терпение. Отец сей святой девицы звался Камбио, и Бог так устроил, что были они бедны мирскими благами, но при этом благородны происхождением и доблестями, а мать её звалась Империера. Ещё был у неё брат по имени Чардо, отличавшийся постничеством и святой жизнью; подвизаясь на острове Сицилия, он у всех жителей пользовался славой святого при жизни и после смерти. И когда настало время Империере рожать, ей показалось, что в чреве её нечто весьма чудесное, и, родив, произвела на свет девочку. И посоветовавшись с законным супругом Камбио, какое следует дать ей в крещении имя, порешили, вдохновлённые Богом, назвать её Финой (Fina (ит.) – чистая, тонкая, беспримесная). Согласно определению премудрых философов, та вещь, что достигает степени наилучшего качества, называется fine, то есть «пределом»; так, например, очищенный слиток золота зовётся «аффинированным». Сию святую юницу поистине должно именовать Финой, поскольку в ней имелись в высшей степени все добродетели, особенно же всяческое целомудрие; и такую она вела тяжкую жизнь, что прямиком шла к жизни ангельской, настолько же превосходящей супружескую, насколько ангелы вечные стоят выше человечьей природы. Опять же, согласно этимологии, правильно называть её Финой, как бы достигшей «цели» – fine, ведь, живя в этом скорбном мире, она упражнялась в подвигах и разного рода добродетелях, продвигаясь от силы в силу (Пс. 83:8) к своей цели, и так до самой предельной цели – вечного блаженства видеть лицом к лицу Жениха своего, Господа Иисуса Христа.
ГЛАВА II. КАК ПОДВИЗАЛАСЬ ОНА, ЗАТВОРИВШИСЬ В СВОЁМ ДОМЕ ВМЕСТЕ СО СВОЕЙ МАТУШКОЙ
Сия невеста Христова, желая позабыть всякий грех, убивающий душу и потемняющий сердце грешника, и шествовать в свете любви Святого Духа, ещё будучи совсем юницей, оставила все привычки, что могли повредить её душе и не занималась делами, порой свойственными девушкам, что развлекаются да забавляются, все труды и всё усердие вкладывая в наряды да утехи мирские. Она же всяческий труд и усердие прилагала к сохранению чистоты, от коей имела в своём девственном лоне как бы некое чадо.
Пребывала же сия девица всегда дома, выходя только послушать божественную службу в святой церкви; всяческого суетного хождения и лицезрения дурного она избегала как погибели душевной, и если доводилось ей по какой-нибудь нужде выходить из дому, то она полагала завет с глазами своими (Иов. 31:1) глядеть только под ноги и так оберегала их от внешней суеты, дабы не повредить чистоте ума своего. И хоть Бог устроил так, что лицом она была хороша, ростом высока и ладно сложена, ничем она не украшалась, но угождать намеревалась только Богу, а не мирским людям. И дабы вкусно откормленный слуга не вздумал стать господином, то есть чтобы плоть не восторжествовала над духом, сия святая девица иссушала тело своё постом, члены свои укрощала власяницей, как делала славная девица святая Цецилия; и при этом она непрестанно собственными руками выполняла женскую домашнюю работу. И делала сие она не от великой нужды своей, а во избежание праздности, ибо прочла в Священном Писании, что хуже праздности ничего нет для слуги Божия. А ещё она неустанно трудилась всё время, когда не молилась, следуя обычаю нашей матери Девицы Марии, о Которой прочла в письмах святого Иеронима, что Она каждый день зарабатывала себе на пропитание.
ГЛАВА III. КАК БЛАЖЕННАЯ ФИНА ПРОЛЕЖАЛА ПЯТЬ ЛЕТ НА ДУБОВОЙ ДОСКЕ
Как говорил господин святой Павел, сила, которая в душе, совершенствуется посредством немощи (Вульг. 2Кор. 12:9), поэтому, чтобы сия святая девица достигла высшего совершенства, наш Наставник Иисус Христос, когда представлялась она очам людей какой ни на есть здоровой да свежей, наслал на неё тяжелейшую немощь, так что изнемогло всё тело её за исключением головы; целиком парализованная, она никоим образом не могла подняться с постели и даже двинуться никак не могла. И устроил так Бог, что при таковом недуге она не желала покоиться на чём-нибудь мягком, а напротив, спала на жёсткой дубовой доске. И поскольку одна сторона у неё постоянно болела, причиняя ей многочисленные муки, то спала она на другой стороне, и так лежала она на протяжении пяти лет, никогда не дозволяя ни подвинуть себя, ни поворотить на другой бок. А из-за того, что так долго лежала она на одном боку, плоть загноилась, и на доске завелись черви, и эти черви ели плоть сей святой девицы. А ещё, привлекаемые запахом разложения (прости, читатель), приходили крысы и ели плоть её – многие, видевшие это, оставили о том свидетельство. О, какое обнаружилось подлинное и великое терпение в естестве женском – нежном и хрупком. Ведь сия святая девица, в одной части тела перенося величайшие боли, а с другой изглоданная червями и крысами, тем не менее, никогда не жаловалась и не выказывала ни малейшего признака печали, даже сохраняла всегда весёлое выражение лица и непрестанно благодарила Бога (Ср. 1Фес. 5:16-18). Устыдись всякий христианин, не желающий хоть немножко потерпеть свои немощи, и бери пример со святой сей девицы Фины!
ГЛАВА IV. КАК ТЕРПЕЛИВО СНОСИЛА ОНА БЕДНОСТЬ
Сия святая девица, дойдя до последней степени бедности, ничуть не скорбела душой, а казалась ей, что она богаче всех на земле, ибо знала, что Иисус Христос пообещал добровольным беднякам Царство вечной жизни! И чем глубже у кого добровольная бедность, тем выше у того славная награда в жизни вечной. А когда мужчины и женщины приносили ей подаяние, она горевала, если оно было велико, но если мало, то вся так и сияла от радости. Тем не менее, всё, что оказывалось сверх нужды на пропитание, она не сберегала, а всё раздавала бедным, желая соблюсти сказанное в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6:34).
ГЛАВА V. КАК СУПОСТАТ ПРЕДАЛ СМЕРТИ МАТУШКУ СВЯТОЙ ФИНЫ, КОГДА ТА ВОЗВРАЩАЛАСЬ ИЗ ЦЕРКВИ
Враг рода человеческого, видя великую добродетель и благое успеяние святой девицы, страшную возымел зависть, и замыслил обмануть её, подобно тому, как обманул праматерь нашу Еву, но не в силах яд свой изметнуть на саму святую деву Фину, метнул его на матушку её нижесказанным образом. Однажды случилось так, что матушка сей святой девицы уходила, а когда потом возвратилась было домой, ей показалось, что кто-то напал на неё и ударил с такой силой, что она упала наземь и обездвижела точно камень, и никак не могла двинуться. А святая Фина, лежавшая на настиле на верхнем этаже, слыша горькие вздохи своей матушки, последовавшие за звуками крепкой борьбы, позвала одну женщину по имени Буонавентура, которая долгое время ради любви Божией ей услужала и собирала подаяние для неё. И поскольку она как раз заходила навестить деву, то сказала ей святая Фина: «Сестрица моя, помоги Христа ради моей матушке да глянь, что там приключилось!» И женщина сия, истая слуга Божия, помчалась вниз посмотреть, что случилось с донной, и, найдя её на земле мёртвой, раскричалась: «Ой беда! беда! Фина, матушка твоя мертва лежит!» Услышав голошение, Фина подняла взгляд на кров и видит огромную змею на балке, и преужасна она была для всякого, кто смог посмотреть. А она, будучи простодушна, подумала, что это настоящая змея, а не наваждение напавшего на её родительницу диавола, и что змея-то и погубила её матушку. Закричала Фина, зовя Буонавентуру: «Сюда, Буонавентура! Погляди на мерзкого гада, что мою маму убил! Сходи, сестрица, позови маэстро Гульельмо, пускай заберётся на кровлю и прибьёт ядовитую тварь, что матушку укусила и убила. Когда маэстро Гульельмо пришёл и, желая посмотреть, где сия змея, стал расспрашивать Фину, на какой балке тварь, а она, указуя пальцем, говорит: «Гляди – вон на балке тварь ядовитая!» Но ни он, ни позвавшая его женщина не видели змеи. И тогда уразумела святая девица Фина, что то была не настоящая змея, а враг рода человеческого, который обманул прародителей наших в сем виде и облике, и совершила она крестное знамение, и видение вмиг исчезло. И поняла святая девица, что по Божиему попущению погибла матушка её, и возблагодарила Бога, не горюя о смерти сей и не скорбя, но перенося всё с терпением.
ГЛАВА VI. КАК ЕЙ ЯВИЛСЯ СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ И СКАЗАЛ, КОГДА ЕЙ ДОЛЖНО УМЕРЕТЬ
Господь Иисус Христос после сражения, которое человек совершает в сей убогой жизни с пороками и грехами, даёт душе вечную награду, когда она расстаётся с телом, но всё же существу разумному желается знать день, когда душе должно будет расстаться с телом, чтобы возыметь возможность подготовиться к противостоянию с бесами. Сего-то желал и Давид-пророк, когда пел во своей Псалтыри: «Notum fac, Domine, finem meum» (Пс. 38:5) сиречь «Боже, покажи и открой мне день кончины моей», то есть когда душа расстанется с телом. Сия святая девица посредством своих молитв и дел заслужила право узнать день, когда её душа расстанется с телом. Для сего учитель святой Церкви Григорий, к коему она имела особое почтение, явился за восемь дней до её смерти и молвил ей таковые слова: «Милая доченька, приготовься ко встрече с Иисусом Христом, как ты уже в прошлом делала, ибо повелел Он, чтобы в день моего праздника предала ты дух свой Тому, Кто милостью и славой воздаёт за труды и подвиг, свершённые и перенесённые в земной жизни». И услышав сие, Христова слуга Фина, прежде опечаленная, совершенно утешилась, и, воздев руки и возведя очи ко Господу, воздала Богу премногую благодарность, говоря: «Господи! Ты изволил пригласить Свою смиренную слугу на столь дивный брачный пир, где слава без тщеславия, где радость длится бесконечно; и пожелал, чтобы я близ Тебя сопребывала». А потом, не прервавшись ни на миг, она склонила голову свою перед посланником Григорием, поручила себя его заступничеству; и видение исчезло. Сие видение святая девица Фина открыла некоторым из сестриц своих во Христе со внушением больше никому, пока она жива, о том не рассказывать. А после смерти её упомянутые донны, принеся каждая по отдельности особую присягу, дали истинное о том свидетельство.
ГЛАВА VII. ЧТО ОНА ДЕЛАЛА, ЗНАЯ, ЧТО ДНЁМ СМЕРТИ ЕЁ БУДЕТ ДЕНЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ – 12 МАРТА
С того дня, как Христова слуга Фина получила небесное видение и откровение, о котором мы выше сказывали, начало её тело мало-помалу истощаться и хиреть от великой немощи, а начала её мучить сильнейшая головная боль. Одна женщина, долгое время услужавшая ей ради любви духовной, имя коей было Бельди, узнав, что Христова невеста Фина терпит такие головные боли, поддерживала её своими руками, да так долго, что они у неё почти онемели. И зная день торжества в честь Учителя Церкви Григория, в который святейшая душа по небесному обетованию должна расстаться с телом Христовой невесты, она свой дух благоговейно целиком ко Христу возносила и ждала, когда будет позвана Им и пойдёт на брачный пир в небе. Посему благоразумнейшая девица Фина, дабы душа в час расставания с телом была подготовлена и вооружена, прежде всего совершает генеральную исповедь, потом благочестиво принимает досточтимое таинство Тела нашего Господа Иисуса Христа, и молила с великим благоговением и умилением о последнем помазании. И вооружив таким образом свою душу, ожидая теперь прихода Жениха своего, непрестанно вверяла дух свой Богу в благоговейной молитве. В таковой беседе предала она незапятнанную грехом душу своему Создателю в год тысяча двести пятьдесят третий, в месяце марте, в день святого Григория Учителя Церкви. В тот самый час, когда душа её расставалась с телом, враг рода человеческого, видя, что нет у него на неё никакого права, ни власти над нею, удалился посрамлённый, но так взвихрил ветрами и дождями воздух, что люди того края немало оробели. О, как прекрасно душе безгреховной расставаться с убогим телом, слыша и видя, что враг над нею больше не имеет власти, что ангелам – радость, а бесам – смущение и посрамление! ради сего все творения стараются лучше служить Богу. Сие святое тело, перенесшее столь великие муки ради любви к Иисусу Христу, приклеилось к доске, на которой лежало всё это время, то есть лет около пяти, как сообщает летописец, и по причине того, что тело приклеилось к доске и никак не было возможно оторвать и поднять святое тело невредимым. В сем изволилось девице Фине последовать своему жениху Иисусу Христу, Который, пребывая на древе Святого Креста в величайшей муке, предал дух свой Отцу, а потом, когда душа рассталась с телом, сие драгоценное тело осталось прикреплённым к древу Святого Креста. Так и святая Фина, претерпев муки удивительные, несвойственные телу, всегда духом своим благоговейно соединялась со всевышним Создателем, тленной плотью оставаясь на доске, как сказано было выше. И за всё то время, что плоть прирастала к дереву, душа предавалась своему Создателю. Ещё хочу, чтобы ты, читатель, отметил, что плоть, совершенно приклеившаяся к доске, не смердела и не источала никакого гнилостного духа, но исходило от неё необыкновенное благоухание, а из той доски, где была плоть девицы, народились цветы, испускавшие дивный аромат, дававший понять, как цвело тело её в своей девственности, и коли уж цветы засвидетельствовали её чистоту и останки святой девицы Фины распространяли тончайшее благоухание, то уж конечно душа её пребывала в жизни вечной в аромате жизни и славы, как тело её на земле – в аромате великом. Так случается со слугами Христовыми, что как душа, так и тело их утруждается в соблюдении заповедей Его, а поэтому, когда душа пребывает в аромате славы жизни блаженной, тело на земле благоухает в пример живым. Посему старайся, всякое существо разумное, следовать Иисусу Христу и святым Его.
ГЛАВА VIII. КОГДА БЛАЖЕННАЯ ФИНА УМИРАЛА, АНГЕЛЫ ЗВОНИЛИ ВО ВСЕ КОЛОКОЛА
Нельзя предать молчанию великое чудо, которое Христова невеста Фина, благодаря заслугам своим, совершила при смерти. Когда душа её расставалась с телом, все колокола всех церквей в Сан-Джиминьяно начали вызванивать нежнейшую мелодию, причём не дёргал их ни один смертный. И когда услышали жители городка святого Джиминьяно сии чудесные звуки, сбежались к дому, где умерла святая Фина, и с величайшим почтением перенесли её в главную церковь сего городка. И долго ещё там пробыло тело, прежде чем довелось его предать земле – таковое благоговение жители возымели к останкам! И пока тело пребывало, незахороненное, в церкви, совершились многие чудеса, о коих имеется полное и надёжное свидетельство. Монна Бельди, о коей мы поминали выше, бывшая сиделкой при святой девице, совсем не владела одной рукою, и пребывая у подножия похоронных носилок в той церкви великой, благоговейно молилась Богу, дабы исцелил Он руку ей по заступничеству девицы Фины, и святая Фина, лежавшая мёртвою на носилках, подняла десницу, будто живая, и перед множеством людей коснулась руки монны Бельди, сиделки своей, и прижала к её пальцам свои, один к одному, и исцелилась рука от всякой немощи. И всё люди, видевшие чудо, изумлялись и благодарили всевышнего Бога. И в тот же день одна девушка, которую звали Меллина, дочь Гуидо Альди, которая как-то ударилась коленом и так повредила его, что чрезвычайно мучилась и ходила хромая, была приведена к телу славной девицы Фины, взяла её за руку, приложила к своему изувеченному колену, и исцелилась.
ГЛАВА IX. О ЧУДЕСАХ БЛАЖЕННОЙ ФИНЫ
Ещё один достопочтенный человек, которого звали Саландуччо, страдал от обыкновенной болячки, которая так разрослась у него на теле, что ежегодно её приходилось подрезать, и всякий раз, когда её подрезали, он оказывался на грани смерти по причине боли. Услыхав, что святая Фина творит великие чудеса, он дал обет, что коли по её заступничеству выздоровеет, то в канун её памяти будет поститься на хлебе и воде и каждый год, навещая её гробницу, зажигать вокруг ряды свечек из чистейшего воска. И едва принёс он таковой обет, излечился незамедлительно.
ГЛАВА X. КАК ОТ ТЕЛА БЛАЖЕННОЙ ФИНЫ, ПОКОЯЩЕГОСЯ В ПРИХОДСКОЙ ЦЕРКВИ, ПРОИСХОДИЛИ МНОГИЕ ЧУДЕСА
Спустя много дней, когда клирики и горожане с великим благоговением и глубоким почтением предавали погребению сие тело в приходской церкви Сан-Джиминьяно, изо всех городов, местечек и сёл Тосканы стекались мужчины и женщины, чтобы поклониться сей славной реликвии. Некоторые принесли к гробнице шёлковые хоругви, а иные – свечи из превосходного воска ради почтения святой гробницы, и там от прикосновения к святым мощам силой Божией и по заступничеству святой свершались многие чудеса. Некоторые из парализованных исцелялись; многие хромые и бесноватые силой Божией обретали исцеление; и иные заключённые в разных краях, благоговейно вверившись святой, получали освобождение; а иные в бурях и смертельной опасности на море спасались; а у кого-то горел дом, и когда воззвал он к святой девице Фине о помощи, все вещи были спасены; а другие раздулись от чумы и должны были уж умереть, но выздоравливали; и иные ранены были смертельно, но по заступничеству девицы, выживали; и многие мёртвые вернулись к жизни; и над всякой болезнью, что только возможна для человечьей природы, совершала святая девица Фина необычайные чудеса, о коих ты, читатель, всеяснейше узнаешь при чтении дальнейшего изложения.
ОБ ОДНОЙ ДОННЕ ИЗ МОНТЕ-ВАЛЬТЕРАНО, ЧТО ГДЕ-ТО НЕДАЛЕКО ОТ СИЕНЫ
Одну донну по имени Бенфатта из Монте-Вальтерано, поскольку руки и ноги её были парализованы и она сама никак не могла ни ходить, ни руками себе помочь, принесли ко гробнице девицы, святой Фины, и когда донна через заступничество оной с великим благоговением вверилась Богу, то сразу, не прошло и мига, получила полное выздоровление.
ЕЩЁ ЧУДЕСА
Другого человека, точно ту же немощь имевшего в руках и ногах, посадили на осла, и он предстал с благоговением перед гробницей, и исцелился, да так, что, казалось, никогда ничем не недужил. Он уехал, воздавая славу и хвалу Бог и святой славной Фине, да ещё благодаря люд местечка Сан-Джиминьяно, где девица Фина родилась и провела свою святую жизнь до превосходного завершения (обыгрывается имя святой: vergine Fine… ottimo fine).
ЕЩЁ ЧУДЕСА
Один отрок, от рождения имевший расслабленную руку, которая ни двигаться не могла, ни делать ничего, благоговейно пришёл ко гробнице, испросил здоровья и незамедлительно выздоровел.
Одного человека, которого звали Бертино, укусила в руку какая-то ядовитая тварь, от коего укуса рука расслабилась и совершенно отнялась, и, призвав имя девицы Фины, он был по её заступничеству исцелён.
У одного человека по имени Бенаффаре из графства Пизанского, из деревни под названием Альгаэдера были расслабленные руки и ноги, а сверх того был он нем – друзья и родные принесли его к гробнице девицы Фины, где преревностно молились о его выздоровлении, и, когда закончили, он был совершенно исцелён.
ЕЩЁ ЧУДО
Один маленький мальчик, ещё сосунок, когда мать мыла его, так повредил живот, что было видно кишки. Увидев таковую немощь у мальчика, мать с благоговением вверилась святой Фине, и, когда она помолилась, выздоровел ребёнок.
ЕЩЁ ЧУДЕСА
Другой человек, паралитик, который не мог стоять на своих родных ногах, но договорился, чтобы его водили, а когда его не держали, незамедлительно падал наземь, услыхал о великих чудесах, совершаемых девицею Финой. Благоговейно вверившись ей, он посетил её гробницу и, помолившись, незамедлительно исцелился. И многие другие люди, страдавшие тем же недугом, благоговейно посетив её гробницу исцелялись невестой Христовой, Финой блаженной.
ЧУДО, СЛУЧИВШЕЕСЯ С КАНПИЛЬЕ
Бартелло да Канпилье из графства Колле пятнадцать лет был нещадно мучим бесом. Родные и друзья насилу привели его к гробнице святой девицы Фины, и колечко, которое при жизни святая всегда носила на пальце, надели на палец сему Бартелло, и немедленно по заступничеству святой сей муж был исцелён. Но бес, преисполненный жаждой мести и беззакония, тут же вошёл в стоявшего рядом человека, который принёс колечко, и тот, кто сперва нещадно мучил Бартелло, гораздо больше беззакония учинил тому человеку. Когда того подвели к гробнице Христовой невесты Фины, бес закричал: «Почто, Фина, ты так мучишь меня? Вот, я уже хочу уйти, и, если тебе угодно, больше меня в этих местах не будет». А те, кто там слышал сии слова врага человеческого рода, сказали: «Какой знак ты нам дашь, что вышел ты прочь из сего человека?» Бес отвечал: «Уходя, я стащу шапку с одного из тех, кто в церкви, и погашу в этой церкви лампаду, не причинив ей ни малейшей поломки». И бес, выйдя прочь, выполнил то, что прилюдно пообещал, а человек исцелился.
Одна донна из Сан-Миниато-аль-Тедеско была долгое время мучима бесом. Ей привели к мощам святой девицы Фины, и враг человеческого рода, пообещав в знак своего ухода погасить лампаду, так и сделал, и та донна обрела исцеление.
Другое похожее чудо случилось в порту Санто-Вито-ди-Полиньяно в Апулии, в графстве Бари. Одна красивая, грациозная девушка, недавно выданная замуж, была нещадно мучима бесом; её отцу с матерью и родным от этого была превеликая печаль, не говоря уж о её муже, который почти совсем отчаялся, так сильно он её любил. По случайности в том порту довелось быть одному достойному человеку по имени Чино родом из Сан-Джиминьяно. Высадившись там, он зашёл в обитель Св. Вита, что в том самом порту, и встретил там сию девушку, нещадно мучимую бесом: она так кричала, что утомила настоятеля и монахов, да и всех, кто жил вблизи обители. Сей Чино, проникшись состраданием к девушке и прочим, кто опекал её, и вспомнив, сколько подобных чудес совершила девица Фина из Сан-Джиминьяно, подошёл к одержимой и сказал нечто в таком роде: «Заклинаю тебя, бес, истязающий сию девушку, от имени всемогущего Бога, Творца всего видимого и невидимого, и чрез заступничество славной девицы, святой Фины из Сан-Джиминьяно, выйди немедля прочь из сей девушки и поди в место, где ты больше не досадишь никому из верных христиан!» Услышав сии слова, бес закричал прегромким голосом: «Думаешь, ты прогонишь меня из дому? Уж я посопротивляюсь, не прогонишь меня отсюда!» А сей добрый человек, имя которого мы уже сказали выше, ещё раз заклял его теми же словами, и бес закричал: «Дай мне чуть времени! Выйду! И увидите знак, показывающий всем, что девушка освободилась». После сих слов девушка пала наземь, замерла, лёжа, будто мёртвая, и злой дух незамедлительно вышел прочь из неё, погасив лампаду в знак ухода. Но послушай, читатель, великое какое дело! Ведь, когда из лампады на землю выплеснулось масло, оно сжалось в комок, словно бы земляной, угольного цвета, но не пачкалось и не мазалось, как свойственно подобным жидкостям. А девушка, исцелившись, благоговейно возблагодарила Бога и святую Фину, и всегда питала к ней особое почтение. Авва же сей обители, узрев такое великое чудо, повелел написать для церкви образ славной Фины-девицы, к коему весь люд воздавал величайшее почитание.
Ещё многие чудеса сотворила святая девица Фина в городке Сан-Джиминьяно, которые сейчас я упоминать не буду, но только хочу рассказать тебе об одно: когда бесы были изгоняемы из человеческих существ, при их исцелении случались разнообразнейшие знамения, и, исцелившись, многие оставляли у гробницы что-нибудь из своей одежды, иные женщины и девушки – пряди волос, некоторые – изготовляли восковые фигурки. И так делали что могли по мере сил и благоговения, чтобы известно стало, сколь славна девица Фина и как её почитают.
Четверо человек в темнице, связанные по рукам и ногам, закованные в колодки, вверившись Богу и почтив святую Фину, немедля, едва помолились, получили освобождение и были отпущены из темницы по божественному вмешательству. Ради такого случая они поскорее отправились ко гробнице святой, воздали благодарение Богу и святой девице Фине за полученное благодеяние, и во свидетельство оного оставили там железные цепи, в кои были закованы, и колодки, коими были зажаты их ноги.
И многие другие приносили к гробнице святой девицы Фины знаки своего освобождения: они оставляли там в вечное памятование узы, какими кто был связан, и всякому давали истинное свидетельство, что были освобождены из застенков тёмных и смертоносных.
ЕЩЁ ЧУДО
Один купец пересекал реку, которая из-за многих дождей, стала бурной и вышла из берегов. Он вступил в неё, надеясь перейти в целости и сохранности, но когда добрался до середины, то потерял брод и зашёл на глубокое место, где его, к тому же, потянуло течением и он начал тонуть. Но вспомнил он о драгоценной святой Фине и её чудесах, благоговейно вверился ей и испросил помощи в своём бедствии, и так, с помощью святой Фины был избавлен. Едва он помолился, сразу почувствовал, будто некая рука схватила его за волосы и вытащила прочь из воды и бедствия – вот так он был избавлен с помощью святой Фины. Выбравшись из реки цел и невредим, купец с благоговением отправился к гробнице святой Фины, неся великие дары, возложил их там и воздал благодарение Богу и святой Фине.
Другой купец из Сан-Джиминьяно по имени Лоттаринго, вышел в море по обыкновению купцов в ночное время (с вечерним отливом – прим. пер.), а на море началась великая буря и шторм – такой, что все, бывшие с ним на корабле, решили, что при таком противном ветре и волнах они непременно утонут. По этой причине, сознавая близость смерти, купец благоговейно вверился девице Фине, и, помолившись и глянув на море, увидел некое свечение, будто бы огненное близ корабля, и понемногу улёгся ветер, море успокоилось и бури не было больше. Тогда все возблагодарили Бога и святую Фину с благоговением, ведь благодаря её заступничеству они избавились от смерти!
Произошло ещё одно чудо, подобное рассказанному: как-то несколько достопочтенных граждан во время морского путешествия были застигнуты противным ветром и бурей, и судно со всех сторон так сотрясалось, что все решили, что непременно утонут. На этом судне был один гражданин, весьма наслышанный о чудесах, совершаемых Богом по заступничеству святой Фины, и он сказал своим сотоварищам: «Дражайшие братья и спутники! Вы видите, в каком мы очутились бедствии среди сего бурного моря, и если по чему-либо заступничеству Бог нас не избавит, то нам предстоит принять горькую смерть в сем беспощадном море. Однако я много раз слыхал, что в тосканском городке Сан-Джиминьяно есть одна святая девица по имени Фина, которая творит многие чудеса тем, кто ей благоговейно вверяется. Прошу вас, ради спасения всех нас от бедствия сего беспощадного, если угодно вам, вверимся ей!» Едва это было сказано, все благоговейно вверились святой девице Фине с плачем и благочестивыми слезами. Море незамедлительно успокоилось, а они были избавлены от бедствия. По причине сего события многие из них отправились в Сан-Джиминьяно, чтобы посетить гробницу святой девицы Фины. Они оставили там восковой кораблик в память о случившемся с ними чуде.
Ещё однажды утром к гробнице святой девицы Фины принесли четыре восковых кораблика. Когда люди из Сан-Джиминьяно спросили дарителей о причине такового приношения, то получили ответ, что они были спасены в море и отлили сии фигурки в память о том благодеянии и на похвалу святой девице Фине, которую Бог так возвеличил за её заслуги. О ней можно было бы сказать то же, что люди говорили о её женихе Иисусе Христе: «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф 8:27)
Был ещё случай, что в одной деревне занялся пожар на одной хижине, а ветер был так силён, что пламя широко распространилось, и жители деревни уже боялись, что всё у них загорится. У настоятеля деревенской церкви имелся клочок сорочки святой Фины, которым он весьма дорожил. Видя великое бедствие, он схватил шест и прикрепил на него сию частицу сорочки, и бестрепетно двинулся против пламени. Огонь, встречаясь с реликвией, бежал от неё, словно одушевлённое существо от своего врага. Погорев ещё немного, пламя само по себе угасло. В этом случае ты, читатель, можешь усмотреть повторение чуда святой Агаты: когда на пламя набросили её покрывало, оно, силою Божией пересиленное, обратилось вспять и окончательно погасло. <…>
Ещё мы слыхали от достойных доверия людей, что Христова невеста и слуга Фина являла мощь свою и силу не только на существах разумных, возвращая им здоровье, но и на тех, кто разумом не пользуется, поэтому многие мужчины и женщины, имевшие быков, или ослов, или лошадей, страдавших от тяжёлых недугов, благоговейно вверяли их святой девице Фине, и те совершенно исцелялись. Тут можем вспомнить, что сия сила заступничества, данная Богом святой Фине, сходна со способностью святого мученика Власия излечивать скот. И нечему тут дивиться, что таковые дары благодати сходны, ибо раз она подражала ему в терпении, то заслужила подражать и в способности лечить неразумный скот.
В день, когда святая девица Фина покинула сию жизнь и вошла в блаженную славу, гражданам Сан-Джиминьяно было повеление ради почтения её устроить в городе празднование, точно на Пасху. И был там один человек бедный, коего имя было Камбио, и в день празднования святой Фине не было дров в его доме, и его жена сказала ему: «Мой Камбио, сходи, пожалуйста, в рощу и принеси дров: холодно очень, а у нас нет дров, чтобы разжечь очаг». А Камбио ни за что не желал этого делать, памятуя о празднике великой святой. Жена его снова приступила с просьбой, и так ласково его уговаривала, как это умеют женщины, что добрый муж отправился в рощу за дровами, и, пытаясь срубить дуб, так дал себе по ноге топором, что ещё немного, и отрубил бы её напрочь. И несмотря на резкую боль, он размышлял в глубине души, что Бог попустил сие за то, что он пренебрёг праздником святой Фины. И когда он всем сердцем взмолился о прощении совершённого греха, то после простодушной его молитвы нога чудесным образом выздоровела, да так, будто не били по ней и не рубили, даже ни малейшего следа не осталось.
Тот же самый человек под присягой много раз рассказывал, что ему довелось участвовать в шестнадцати смертоносных сражениях, и каждый раз, когда его сторона терпела поражение и многие погибали, он вверялся святой девице Фине и спасался из бедственного положения, а товарищи его, не почитавшие святую, погибали либо попадали в плен. Поэтому сей Камбио говорил, что никаких ударов не боится тот, кто почитает святую девицу Фину.
Как говорил Философ (Аристотель – прим. пер.), самое страшное – это смерть, когда душа покидает тело своё. И вот против этого самого страшного дела святая девица Фина своим заступничеством служит могучей подмогой. В Сан-Джимииньяно, в квартале Госпиталя жил один человек родом из Ломбардии, у которого был сын, и после тяжелейшей болезни душа его покинула тело. Его мать, узнав, что лишилась своего ребёнка, вся в великой скорби и муке взмолилась к святой девице Фине с благоговением, чтобы та вернула ей сына. И когда она помолилась, душа вернулась в тело, ребёнок открыл глаза и заговорил. Святая Фина не только вернула ему жизнь, но и выздоровление от всяческой болезни. Многие мужчины и женщины, видевшие сие чудо, засвидетельствовали его под присягой.
Много и других деяний совершил Бог при посредничестве и заступничеством святой Фины, кои не записаны в сей книге, да всех я не знаю; знал бы больше, больше бы и писал на похвалу и памятование святой сей, Фины.
Перевод: Константин Чарухин
ПОДДЕРЖАТЬ ПЕРЕВОДЧИКА:
PayPal.Me/ConstantinCharukhin
или
Счёт в евро: PL44102043910000660202252468
Счёт в долл. США: PL49102043910000640202252476
Получатель: CONSTANTIN CHARUKHIN
Банк: BPKOPLPW