Родителям очень тяжело, когда их повзрослевшие дети попадают под нежелательные влияния. Мы часто виним в этом себя, однако, очень важно учитывать всю совокупность факторов, влияющих на наших детей. Об этих факторах и о том, на что опереться родителям в такой ситуации, размышляет Керит Гардинер.
Недавно мне пришлось утешать подругу, которая совершенно потеряла голову, не зная, что делать с одним из своих детей. Она была так встревожена поведением своей 26-летней дочери, что чувствовала себя потерянной и беспомощной, спрашивая меня раз за разом между приступами рыданий: «Что я сделала неправильно? Я её не так воспитывала».
Похожие вопросы я слышу снова и снова от родителей и других молодых мужчин и женщин, от родителей, которые небезосновательно озабочены тем, что их дети, по всей видимости, потеряли нравственные ориентиры в жизни и работе.
Моя подруга, назовём её Лиза, начала работать в 18 лет, и сразу на полный рабочий день. Она посвящает своё время заботам о семье, включая её немощную престарелую тётю. Она предана своей вере, которая является краеугольным камнем всей её жизни.
Её дочь бросила учёбу, не работает и занята тем, что беспечно колесит по югу Франции, растрачивая наследство своего покойного отца. Когда Лиз спрашивает дочь о её планах, та резко отвечает, что это совершенно не её дело (несмотря на то, что она всё ещё во многом зависит от матери).
Это сложная ситуация, и мы с Лиз долго её обсуждали. Легко можно было бы сказать: «Она уже взрослая, оставь её делать, как знает». Но Лиз всё ещё чувствует себя ответственной за свою дочь и считает, что поведение девушки – это целиком её ошибка.
Легко сказать, что её дочь когда-то повзрослеет и найдёт свой путь в жизни. В конце концов, я верю, что дети обретают независимость и принимают на себя ответственность за свою жизнь только тогда, когда им приходится противостоять реалиям взрослого мира.
Но, похоже, что дочь Лиз всеми силами оттягивает этот момент. И пока Лиз задаётся вопросом, что она, как мать, сделала неправильно, я предлагаю ей посмотреть на то, что она сделала правильно: любому родителю легко найти, за что себя бичевать, хотя у её дочери множество положительных качеств.
Негативные внешние влияния
Я также обратила внимание Лиз, что сегодняшнее общество очень сильно отличается от того, в котором жили предыдущие поколения, оно далеко ушло от реалий нашего собственного детства. Когда росли мы, наши родители могли опереться на три надёжных общественных института: Церковь, семью и школьную систему.
Отцы и матери могли выбрать для своих детей ту школьную среду и то религиозное образование, которое хотели дать своим детям, и которое помогало им обеспечить прочный нравственный фундамент и верное направление, необходимое, чтобы довести детей до полного взросления. Сейчас, несколько десятилетий спустя, таких влияющих институтов гораздо больше, чем родители могут себе представить.
Появление и распространение интернета открывает перед детьми такие вещи, которых мы, взрослея, не могли себе и представить. С экранов компьютеров и мобильных телефонов на наших детей обрушивается непрерывный поток агрессивных мнений. Новости со всех концов света поступают непрерывно из самых разнообразных источников. Этот информационный поток ошеломляет и может негативно сказаться на психическом здоровье молодого человека.
Молодые взрослые сегодня оказываются также под прицелом многочисленных «инфлюенсеров» – гуру разной степени знаменитости, которые собирают толпы подписчиков в социальных сетях, пытаясь повлиять на их потребительские предпочтения, выбор досуга, внешний вид и прочие аспекты жизни. Поэтому, если молодой человек или девушка растеряны или не слишком инициативны, им не нужно далеко ходить, чтобы найти того, кто их «сориентирует» – «авторитет», который представит им аргументы, почему нужно делать то или другое, или, как в случае с дочерью Лиз, не делать того или другого. Это можно описать как явление, подобное культу.
В прошлом дети также подвергались воздействию технологий – радио и телевидения. Но интернет гораздо более инвазивен и коварен.
Прячась за экранами и кнопками, люди могут делиться такими мнениями и идеями, которые вводят в жестокое заблуждение и причиняют реальный ущерб. Это потенциально опасная территория, к которой наши дети имеют доступ, а по мере их взросления родительский контроль отходит на второй план.
Хотя у меня нет решения для той проблемы, с которой столкнулась Лиз, очень важно, чтобы она поняла, как много хорошего она делала для своей дочери на протяжении многих лет. Она может найти утешение в том, что те годы, когда она оказывала большое влияние на свою дочь, прошли не зря.
Лиз также может попросить о помощи для своей дочери влиятельных заступников – святых, и продолжать диалог с девушкой. Она может перестать критиковать дочь, ругая её жизненный выбор, и уделять больше внимания тем позитивным темам, которые не связаны с конфликтом. Надеюсь, что она сможет построить с дочерью более близкие отношения и, в конце концов, очень ненавязчиво направить её к более осмысленному образу жизни.
Керит Гардинер
Источник (англ.): Aleteia
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: minsknews.by