О раннехристианском мученике святом Себастьяне сохранилось мало исторической информации, однако, его почитание получило широкое распространение в веках. В его честь названы десятки городов и населенных пунктов во всём мире. А его мученичество увековечено в десятках полотен художников Средних веков и эпохи Ренессанса.
Известно, что святой родился около 263 года, точная дата неизвестна, равно как и место его рождения. Одни источники утверждают, что он был рожден и вырос в Медиолане (современный Милан), другие — что он родился в Нарбонне в Галии, на родине своего отца, а уже позже они переехали в Медиолан, где, как известно, он учился. Впоследствии Себастьян и его семья переехали в Рим, где он поступил на службу в преторианскую гвардию, в которой к моменту своей мученической смерти достиг звания начальника. Император Диоклетиан высоко ценил его преданность и интеллект, не зная, что Себастьян и его семья исповедуют христианство. Положение Себастьяна позволяло ему тайно помогать заключенным в тюрьму христианам, а так же влиять на дворянский суд, где он был представлен слуге императора Кастулу, который также впоследствии стал мучеником.
Согласно легенде Passio sancti Sebastiani, составленной около 450 года, христианство Себастьяна открылось, когда были арестованы его друзья, братья Марк и Маркеллин. Они были приговорены к смерти за свою веру и могли спастись, если бы отреклись от Христа. Себастьян посетил их в тюрьме, чтобы поддержать их и укрепить в вере. Легенда гласит, что, когда Себастьян говорил, его окутывал свет, который видели все собравшиеся в темнице, включая жену главы императорской канцелярии Зою, которая была нема в течение последних шести лет. Она встала перед Себастьяном на колени, а он, испросив милости у Господа, сотворил крестное знамение у неё на губах и вернул ей голос.
За этим чудом последовала целая серия обращений в христианство: префекта Рима Кромация и его сына Тибурция, Зои и её мужа Никострата, а так же его брата Кастория. Позже все они были казнены вместе с Марком, Маркеллином и их отцом Транквиллином.
Император Диоклетиан бы взбешен тем, что христиане скрывались среди людей, приближенных ко двору, и даже среди преторианцев. Себастьян был приговорен к смерти. Его привязали к столбу в районе Палатинского холма и пронзили стрелами, которых, согласно легенде, было так много, что он походил на ежа, покрытого иголками. После этого тело Себастьяна было оставлено на месте казни на съедение диким животным.
Ирина, вдова упомянутого выше Кастула, пришла туда, чтобы забрать тело и похоронить его подобающим образом. Это был смелый поступок, потому что за это она могла быть арестована и казнена, как и другие христиане. Однако Ирина нашла Себастьяна живым. Она перевезла его в свой дом на Палатине и ухаживала за ним. Его исцеление после многочисленных ранений было настоящим чудом, и, как только он смог ходить, друзья уговаривали его бежать из Рима, но Себастьян искал мученичества.
Он отправился к императору Диоклетиану и публично обвинил его в гонениях на христиан. На этот раз тот приказал забить его камнями. После казни тело Себастьяна было сброшено в Великую клоаку, чтобы христиане не могли достать его. Для язычников отказ в погребении телам мучеников был высшей мерой наказания, так как они верили, что это лишает тех возможности воскресения.
Предание гласит, что мученик явился во сне христианке Лукине, указал, где находится его тело, и христиане похоронили его на кладбище на Аппиевой дороге. Катакомбы, сегодня называемые в честь святого Себастьяна, тогда назывались «Памяти апостолов», потому что после запрета императора Валериана на христианские захоронения в 257 году именно там прятали мощи апостолов Петра и Павла. В IV веке над ними была построена церковь Апостолов (Ecclesia Apostolorum), в конце IX века ставшая базиликой святого Себастьяна.
Он считается святым покровителем атлетов, военных и полицейских, а также защитником от чумы. День памяти в Католической Церкви — 20 января.
По материалам Католической Энциклопедии и www.santiebeati.it