13 июля 2022 г. Владислав Волохович, руководитель белорусского фонда «Открытые сердца», взял интервью у епископа Атаназиуса Шнайдера (Астана, Казахстан) на темы, связанные с защитой жизни и семьи, в частности, о том, какие инициативы в этой сфере могут быть предприняты в наших епархиях, приходах и семьях. Публикуем печатную версию в преддверии 102 годовщины легализации абортов в РСФСР.
Владислав Волохович: Первый вопрос, который хотелось бы задать: что в нынешней ситуации епископ может сделать в своей епархии для защиты жизни и семьи?
Епископ Шнайдер: Я думаю, что здесь есть очень много возможностей, потому что, во-первых, каждый епископ может создать в своей епархии молитвенные группы. Мне кажется, это самое важное, потому что эта война за защиту жизни – она идет против дьявольских сил. В таких гигантских масштабах идет эта война против невинных нерожденных детей, этот геноцид, – само по себе это что-то дьявольское. И чтобы бороться против этого, нужно вести духовную борьбу, в первую очередь молитвой. Но, конечно, не только молитвой. Как мы знаем из того, чему учит Церковь, мы должны молиться, но также работать, то есть действовать. И здесь я бы советовал, чтобы каждый епископ призвал к сотрудничеству верующих мирян, ведь найдутся всегда те, кому эта тема очень близка и важна. И также важно сотрудничать не только с католиками, но и с христианами других конфессий, чтобы создать такую коалицию, союз всех, кто защищает жизнь и кому дорог естественный закон. Думаю, что каждый епископ на своем месте может хотя бы начать эту важную работу в сфере защиты жизни.
Хотел бы еще уточнить главные аспекты этой молитвенной группы. Один аспект – испросить благодать и помощь Божию в борьбе за защиту жизни, потому что без помощи Божией мы против этого Голиафа детоубийства ничего не сможем сделать. Мы как маленький Давид, но с нами Господь. Другой аспект, который мне кажется важным, — чтобы в этих молитвенных группах уделялось внимание умилостивлению за ужасный грех детоубийства. По-латински это называется expiatio. То есть чтобы возместить нашими молитвами этот страшный грех, который вопиет к Небу.
Владислав Волохович: На что должна быть направлена работа в епархиях в сфере душепопечительства семей? Мы говорим о душепастырстве семей, о каких-то душепастырских инициативах. Как вы думаете, на что сегодня в первую очередь нужно акцентировать внимание епископам, священникам при работе с семьями?
Епископ Шнайдер: В первую очередь мы должны воспитывать молодых, которые готовятся к браку, чтобы они могли создать истинную католическую семью. А тех, которые уже живут в семье, поддерживать. Мы находим в текстах Второго ватиканского собора, что католическая семья является домашней церковью, церковью в миниатюре. Эту истину также подчеркивал Иоанн Павел II. Нужно, чтобы это было всё больше в сознании супругов, матерей, отцов семей и, конечно, также детей, что они являются маленькой церковью. Задача каждой семьи – осознать это достоинство. В первые века святые отцы Церкви (Лев Великий, Августин и другие) часто повторяли фразу: «Христианин, осознай твое великое достоинство». И так мы должны говорить, занимаясь душепастырством семей: «Семья католическая, супружество католическое, осознай твое великое достоинство. Ты являешься домашней церковью». Вот это сначала в сознание должно войти. Если это войдет в сознание всех членов семьи, особенно родителей, тогда от этого должно пойти и конкретное поведение. Как говорит аксиома здравой философии, agere sequitur esse. То есть действие следует за бытием – чем ты являешься, оттуда и исходят твои действия.
Итак, из этого должны исходить действия. В первую очередь, думаю, нам нужно глубоко подчеркивать в душепастырстве семей важность семейной молитвы, то есть совместной молитвы в семье. Это должно быть такое железное правило. Я имел счастье жить в такой семье. Мои родители были глубоко верующие католики. Еще было советское время, трудные времена преследования Церкви. И они показывали нам, детям, это железное правило совместной молитвы в семье ежедневно: мы молились вместе утром и вечером. А в воскресенье, когда у нас не было священников (это же было советское время, и священники были в тюрьмах или под комендатурой), мы освящали воскресенье, день Господень, именно в семье. В воскресенье с утра, до обеда, мы посвящали время только Богу, как если бы мы тогда находились в каком-нибудь храме или на службе. Но у нас их не было. Поэтому мы все вместе становились на колени и в это время духовно соединялись с какой-нибудь Мессой, которая в тот момент служилась, совершали духовное Причастие. И это давало очень глубокую силу нам, детям.
Владислав Волохович: А сколько было детей?
Епископ Шнайдер: Нас было четверо. И я думаю, вот это главное – снова укоренить важность совместной молитвы. Молитва не должна быть длинной. У нас не было слишком длинных молитв. Даже пусть короткие, но вместе. Как железное правило. Наша мама нам говорила: «Вы не можете выйти из дома (это был запрет), если вы не помолились вместе утром». У нас было такое правило и никто не мог выйти из дома. Не длинные, но тем не менее, были совместные молитвы. И потом, что я считаю очень важным, помимо молитвы, чтобы родители, насколько возможно (но пусть пытаются) сами передавали детям начало знаний о католической вере. Не полагались всегда, что это сделает священник, приход. Нет, нужно, тем не менее, самим это делать. Допустим, взять хороший катехизис или какую-то хорошую, простую книгу. Например, у нас были главные библейские истории, краткие описания жизни святых, и вот мама собирала нас и периодически недолго нам это читала, также из катехизиса отрывки, и это у нас осталось в памяти. И потом, конечно, у нас были еще уроки катехизиса у священников. Но то, что сделала мама или отец дома, – я считаю, это очень важно.
Печатную версию подготовила Анна Белова
Видеозапись интервью: